Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51 г. Пензы
Урок информатики
9 класс
Иванова Наталья Петровна,
учитель информатики
Цель урока: формирование новых знаний, умений и навыков по теме «Двоичная система счисления».
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с двоичной системой счисления, правилами перевода целых чисел из десятичной системы в двоичную систему и обратно, правилами выполнения арифметических операций с двоичными числами (сложение и умножение);
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания.
воспитательные: воспитание навыков работы в группах, воспитание чувства товарищества, ответственности за совместную работу; воспитание информационной культуры учащихся.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий,
метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
предметные: навыки перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над двоичными числами.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация «Двоичная система счисления», файл «Тест_2СС».
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
3. Анимации «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» , «Умножение и деление двоичных чисел» (sc.edu.ru);
4. Физкультминутка (http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html)
5. Рисунки (http://www.forum.nedug.ru/threads/765031#.U6rTa7HRSgp, http://ru.clipartlogo.com/premium/author/285580_2.html)
6. Ермолаева И. А. Шаблон презентации «Информатика»
7. Сообщение ученика: http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2013/12/5/metodicheskaya-razrabotka-uroka-9-kl-inforomatika-dvoichnaya-s-s-.doc
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала, первичное закрепление.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Показатели выполнения: готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Мотивация: учитель сообщает план урока, а также говорит о том, что за правильно выполненные задания учащиеся получают - дополнительные баллы, которые позволят получить более высокую оценку за урок.
Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
Приветствие учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания. В это время на экране демонстрируется слайд «Миром правят числа, все в мире есть ЧИСЛО». Пифагор. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие школьных принадлежностей. |
Актуализация знаний.
Задача: подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Показатели выполнения: активность познавательной деятельности на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися значимости изучаемого материала.
Мотивация учащихся: получить ответ на вопрос для разрешения возникшей ситуации.
Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
Задает вопросы, организует обсуждение и корректировку допущенных ошибок. Задание 1: Продолжите фразу Система счисления – это … В жизни мы используем … систему счисления. Ее алфавит …, правила записи чисел … Эта система счисления является позиционной, потому что … Любое десятичное число можно представить в развернутой форме. Например, 1028910= Далее демонстрируется слайд со стихотворением. Учитель: Подумайте, а позже ответите на этот вопрос. Задание 2. В каком виде хранится информация в памяти компьютера? Какие символы используются? Как можно назвать такую систему счисления? Ее алфавит, основание? | Отвечают на вопросы учителя. В двоичном коде. 0 и 1 Двоичная , основание 2 |
Формулируют цель и задачи урока. |
Почему именно двоичное кодирование используется для представления данных в памяти компьютера? | Сообщение ученика |
Сообщение ученика:
От того, какая система счисления будет использоваться в ЭВМ, зависят: скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций.
Для физического представления чисел необходимы элементы, способные находиться в одном из нескольких устойчивых состояний. Число этих состояний должно быть равно основанию принятой системы счисления. Каждое состояние будет представлять соответствующую цифру из алфавита данной системы счисления.
С точки зрения технической реализации использование системы, состоящей из двух элементов для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Потому, что в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
Нам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое может находится только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено, т.е. выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. Создание электронных элементов, имеющих много устойчивых состояний, затруднено. В результате ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. Арифмометр и другие механические устройства имеют существенный недостаток - низкое быстродействие.
Наиболее простыми с точки зрения технической реализации являются так называемые двухпозиционные элементы, способные находиться в одном из двух устойчивых состояний, например:
электромагнитное реле замкнуто или разомкнуто;
ферромагнитная поверхность намагничена или размагничена;
магнитный сердечник намагничен в одном направлении или в противоположном;
транзисторный ключ находится в проводящем состоянии или в запертом
Что бы яснее представлять эти два состояния, принято считать эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:
0 – отсутствие электрического сигнала;
1 – наличие электрического сигнала.
С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение.
Изучение нового материала:
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Показатели выполнения: правильность выполнения заданий на последующих этапах, активные действия учащихся.
Деятельность учителя: | Деятельность обучающихся: |
Демонстрация слайдов «Перевод целых чисел из двоичной системы в десятичную систему счисления». Слайды со звуковым сопровождением и последовательным появлением записей. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Задают вопросы. |
| |
|
Первичное закрепление
Задание: | Деятельность обучающихся, учителя: |
| Учащиеся выполняют задание на перевод чисел из двоичной системы в десятичную, ученики по очереди работают на интерактивной доске, записывая перевод, остальные учащиеся в рабочей тетради (№ 9, с 5). Учащиеся и учитель исправляют допущенные ошибки. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос «Может ли такое быть?», выполняют перевод чисел. Вопрос: Как автор сочинил такое стихотворение в двоичной системе? Перевел десятичные числа в двоичные! |
Изучение нового материала.
Деятельность учителя: Демонстрация слайдов «Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную». Слайды со звуковым сопровождением и последовательным появлением записей.
Деятельность обучающихся: Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Задают вопросы.
Первичное закрепление
Задание: | Деятельность обучающихся, учителя: |
| Учащиеся выполняют задание на перевод чисел из двоичной системы в десятичную, ученики по очереди работают на интерактивной доске, записывая перевод, остальные учащиеся в рабочей тетради (№ 20, с 11). Учащиеся и учитель исправляют допущенные ошибки. |
В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. У каждого ученика по 112 книг. 1) Сколько учеников в классе? 2) Сколько всего книг принесли ученики? Ответы запишите в исходной системе счисления. | Обсуждают способы решения задачи, выполняют 1 способ перевод чисел из двоичной системы в десятичную, выполнение арифметических операций, перевод ответов в двоичную систему (при недостатке времени этот способ только проговорить) сложение и умножение чисел в двоичной системе. |
Изучение нового материала.
| Демонстрация слайда «Сложение и умножение двоичных чисел». Демонстрация примеров сложения (примеры 1 и 2) и умножения – анимация из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. |
Первичное закрепление
Задание: | Деятельность обучающихся, учителя: |
В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. У каждого ученика по 112 книг. 1) Сколько учеников в классе? 2) Сколько всего книг принесли ученики? Ответы запишите в исходной системе счисления. | Решают задачу вторым способом: сложение и умножение двоичных чисел. |
Физкультминутка (демонстрируется анимация с сайта http://videouroki.net)
Закрепление изученного материала.
Задание: | Деятельность обучающихся, учителя: |
Постройте на координатной плоскости рисунок (РТ № 17, с 7) | Учащиеся работают в парах: выполняют перевод координат точек из двоичной системы в десятичную, строят рисунок. Учащиеся быстро выполнившие задание, строят рисунок на интерактивной доске. |
Дешифруйте графическое изображение (РТ № 22, с 11) | Учащиеся работают в парах: выполняют перевод чисел из десятичной системы в двоичную, строят рисунок. Учащиеся быстро выполнившие задание, строят рисунок на интерактивной доске. |
Выполните арифметические операции в двоичной системе и составьте слово. 1) 1101012+110012 2) 1011012+11012 | Учащиеся на интерактивной доске решают примеры и выбирают из предложенных вариантов ответ и соответствующую букву. Учащиеся, анализируя приведенные данные, заполняют пропуски и выбирают из ответов буквы. Вставленные цифры в ответах приведены по строчкам сверху вниз, строчки разделены пробелами. |
| РТ № 30, с 16 Слово: ПРОЦЕССОР – устройство, выполняющее арифметические операции в двоичной системе |
Далее учащиеся выполняют тест по изученному материалу на компьютерах. В тесте проверяются ответы учащихся, и выводится набранное количество баллов.
Переведите число 10001102 в десятичную систему счисления
Переведите число 13910 в двоичную систему счисления.
Выполните сложение двоичных чисел 11010+1011.
Выполните умножение двоичных чисел 11011*11.
Выберите наименьшее число
1) 3210 | | | 3) 11112+102 | |
2) 1000012 | | 4) 11102*102 |
Подведение итогов.
Выставление оценок за урок (учитываются дополнительные баллы и баллы за тест)
Домашнее задание
1 уровень) ДЗ: §1.1 (п.2, 6), РТ № 21, 23, 29, 30 (3-й пример).
2 уровень) составить загадки, рассказы с числами в двоичной системе счисления, рисунки.
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…