Урок информатики в режиме технологии проектного обучения
Урок информатики в режиме технологии проектного обучения
Данная работа содержит технологическую карту урока информатики в 3 классе по теме "Человек и информация".
Дидактическая цель: Дать представление учащимся о понятии "Информация", используя известное и являющееся элементом современной информационной цивилизации средство информирования окружающих о своем имени и статусе - бейдж, учитель знакомится с учащимися, раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке.
Планируемые результаты:
получить представление о понятии "Информация" и использования информации человеком;
Узнать о способах передачи информации с помощью букв, о письме как клавиатурном наборе текста;
Освоить первоначальные навыки работы за ноутбуком, в программе MS WORD (управление экраном с помощью мыши, ввод символов с клавиатуры, вывод результата на печать).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: «Проектирование урока информатики в режиме
технологии проектного обучения»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 20.01.2014г – 24.01.2014г. «Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
Выполнила: Беляева Ольга Александровна
Учитель информатики
ГБОУ СОШ «Образовательный центр»
с.Подъем-Михайловка
м.р. Волжский Самарской области
Самара, 2014 г.
Знания – дети удивления и любопытства. (Луи де Бройль)
Процесс модернизации современного образования предъявляет к школе, ученикам и учителям новые требования. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования. Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?
Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.
А это значит, что решение современных задач потребует не только осуществления ряда мероприятий, но и, однозначно, серьезной подготовки учителя,ведь учитель играет огромную роль в жизни общества. В своем посланииГубернатор Самарской области Н.И.Меркушкинсказал «…Никакая зарплата не может полностью отразить ту огромную роль, которую играет учитель в жизни общества и человека… В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин сказал: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя».
В рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в том числе к наличию свободного доступа к сети Интернет. Теперь становится необходимым применение и использование компьютерных средств и средств и ресурсов сети интернет не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.
Что же нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?
Я убеждена, что современные проблемы образования должны решаться с использованием современных технологий. Одним из актуальных методов активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, проблемное обучение. В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Но в процессе проведения урока на основе технологии проектного обучения не стоит забывать и об ограничениях в использовании данной технологии. А именно о таких ограничениях как: а) низкая готовность преподавателей к использованию данной технологии; б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте; в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Структура технологии проектного обучения включает в себя следующие этапы:
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы;
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности;
Выполнение – выполнение проекта;
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков;
Я работаю учителем информатики, технология проектного обучения широко используется мною на своих уроках. В своей практике я наблюдаю, что материал, предложенный УМК не учитывает возрастные способности учеников, поэтому мне, как учителю приходиться разрабатывать собственную рабочую программу, подходящую для использования на уроках. (См. Приложение 1). Технология проектного обучения используется мной на многих уроках. К примеру, на уроках информатики в 3 классе по темам:
Человек и информация (Проект «Мой бейджик»).
Носители информации (Проект «Носители информации»)
Обработка информации (Проект «Открытка С Новым Годом»)
Таблица и электронные таблицы (Проект «Расписание уроков»)
Примером работы учителя информатики в режиме технологии проектного обучения может быть модель урока по изучению темы «Человек и информация» в том же 3 классе.
Технологическая карта урока информатики
Тема: «Человек и информация»
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия нового знания
Учебник: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Дидактическая цель: Дать представление учащимся о понятии «Информация», используя известное и являющееся элементом современной информационной цивилизации средство информирования окружающих о своем имени и статусе – бейдж, учитель знакомится с учащимися, раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке.
Планируемые результаты:
Получить представление о понятии «Информация» и использования информации человеком;
Узнать о способах передачи информации с помощью букв, о письме как клавиатурном наборе текста;
Познакомиться с правилами жизни людей в мире информации – уважение к личности информации другого человека;
Освоить первоначальные навыки работы за ноутбуком, в программе MS Word (управление экраном с помощью мыши, ввод символов с клавиатуры, вывод результата на печать).
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности
Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть всех вас на нашем первом уроке. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
Помогает разобраться в новом материале путем совместного выполнения заданий в рабочей тетради. Подводит детей к необходимости создания бейджей, которые будут содержать информацию о каждом ученике.
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Уточняют полученную информацию, путем совместного выполнения с учителем заданий в рабочей тетради, обсуждают задание, принимают общее решение по созданию проекта.
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта (ноутбук, принтер).
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность (подводит детей к тому, что удобно выполнить данный проект с помощью ноутбука и программе MS Word).
Выражают свое желание выполнить данный проект с помощью ноутбука и программы MS Word, корректируют план деятельности.
Выполнение – выполнение проекта
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность (помогает выполнить данный проект с помощью ноутбука в программе MS Word и выполнить вывод документа на печать на бумагу разных цветов.)
Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. (Надпись на бейдже должна быть: Фамилия и Имя) (Делают бейджи, распечатывают их и прикрепляют к себе на одежду)
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении: многообразия и вариативность имен в русском языке, способа передачи информации – в данном случае с помощью букв, понятия о письме как клавиатурном наборе текста.
Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы о возникших трудностях во время работы над проектом, о многообразии и вариативности имен в русском языке, о способе передачи информации – в данном случае с помощью букв, понятия о письме как клавиатурном наборе текста
Презентация – защита проекта
Организует экспертизу – предлагает детям объединиться в группы по цвету карточек и поочередно оценить работы детей в каждой группе совместно с детьми.
Объединяются в группы по цвету карточек. Демонстрируют результаты своей работы
Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание навыков работы ученика над проектом, сотрудничества внутри групп. Предложенная таблица в режиме технологии проектного обучения заполняется в конце урока учителем совместно с учениками. По итогам оценивания можно провести коллективное обсуждение на тему, связанную с важностью формирования и развития ключевых компетентностей.
Организация работы:
определять цели
определять задачи
намечать подходы
Самостоятельно инициировать деятельность:
предлагать новые идеи и направления.
добровольно приниматься за решение сложных задач
Поиск информации:
задавать вопросы
искать факты
спрашивать разъяснения
Предоставление информации:
находить и делиться ресурсами
сравнивать факты и мнения
Анализ:
обобщаю точки зрения, высказанные в обсуждении
упрощаю сложные мысли
задаю вопросы на перспективу
Воодушевление группы:
с энтузиазмом откликаюсь на работу других
Я приглашаю других к участию
способствую формировании положительной самооценки
Поддержка обсуждения:
удерживаю обсуждение в нужном русле
помогаю создать график работы и установить приоритеты
помогаю правильно разделить задачи
Постановка вопросов:
стимулирую дискуссию, предлагая различные точки зрения
противостою слабым идеям
Решение проблем:
работаю над преодолением различий
ищу другие решения
помогаю своей группе в выборе правильных, обоснованных решений
Применение технологии проектного обучения на представленном уроке информатики целесообразно уже на первом же школьном занятии по данному предмету, так как возникает необходимость учителя и учащихся обращаться друг к другу, но они пока не знакомы. Изготовление бейджей с именами для всех учащихся (и для учителя) – простой и естественный выход из сложившегося затруднения. Это задание может одновременно послужить основой для знакомства ребенка с учителем и дать ребенку чувство безопасности и уверенности в себе в процессе изучения нового школьного предмета.
Отслеживание результатов работы на данном уроке с применением проектного метода проводилось с помощью как промежуточного, так и итогового контроля – это устный опрос и экспертиза продемонстрированных проектов. По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты на таких уроках. Но все же при множестве плюсов применения данной технологии существует риск недостаточной реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.
Босова Л.Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. – М.: Образование и Информатика, 2001.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).