Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный этап | Приветствую, проверяю наличие учебных принадлежностей, отсутствующих. | Проверяют наличие тетради, дневника, ручки, приветствуют. |
II. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний | Сообщаю тему и цели урока. Мы начинаем изучать большую и интересную тему – массивы данных. Сегодня вы познакомитесь с таким видом массивов как одномерный и научитесь писать программы с использованием данного массива. | Слушают, записывают в тетрадь тему урока. |
III. Всесторонняя проверка знаний | Предлагаю устно ответить на вопросы. Какой из циклов является самым простым? Заполните пропуски: ______ i:=нз _____ кз ______ Определите с какими элементами работает данный цикл? А) for i:=1 to 10 do Б) for i:=15 to 25 do В) for i:=-5 to 4 do | Цикл с параметром (для) For to do От 1 до 10 От 15 до 25 От -5 до 4 |
IV. Усвоение новых знаний | Массив – сложный тип данных, содержащий более одного компонента. Существуют одномерные и двумерные массивы. Одномерный массив удобно представлять в виде нескольких элементов расположенных в один столбец или в одну строку. П 15 20 36 9 -4 8 8 8 1 1 римеры одномерных массивов 3 8 7 4.5 -9 8 452 -98 56 3 Работа с элементами одномерного массива. Любой массив имеет имя. Именем массива является любая буква или сочетание букв латинского алфавита. a - имя массива. Каждый элемент массива имеет порядковый номер. Порядковым номером может также выступать любая буква или сочетание букв латинского алфавита. i - порядковый номер элемента. Каждый отдельный элемент массива также имеет имя. Имя элемента состоит из имени массива и своего номера. a[ i ] – элемент массива. | |
IV. Усвоение новых знаний | И w - имя программы n - количество элементов одномерного массива Т – тип элементов одномерного массива i – номер элементов одномерного массива мя массива, количество его элементов и тип элементов описываются в программе в разделе описания переменных. Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer;
Пример описания одномерного массива 1 2 3 4 5 6 7 8 - номера элементов одномерного массива
4 6 2 3 7 -1 -1 -1 - элементы одномерного массива
Данный массив состоит из восьми элементов целого типа и его описание будет следующим: Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Организация ввода элементов одномерного массива. Ручная организация. 1 способ: «Ввод с комментарием» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin write (‘a[n]’); for i:=1 to n do read (a [ i ]); 2 способ: «Ввод с комментарием» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin for i:=1 to n do begin write (‘введи’, i , ‘элемент’); read (a [ i ]); End; Запомните! При использовании такой организации ввода, элементы одномерного массива должен вводить пользователь с клавиатуры в столбец или в строку. | Конспектируют Конспектируют Конспектируют Конспектируют |
IV. Усвоение новых знаний | Организация ввода случайным образом. Организация ввода случайным образом отличается от ручного тем, что элементы будет задавать сама программа, а не пользователь с клавиатуры. Прежде чем рассмотреть данный способ необходимо познакомиться с рядом новых операторов. Random (n) – выдает случайное число в интервале от 0 до n-1 Round (n) – округляет дробное число до целых Round(random(n)) - выдает случайное целое число в интервале от 0 до n-1 Round(random(n)-m) – выдает случайное целое число в интервале от -m до m-n-1 Round(random(n)+m) – выдает случайное целое число в интервале от m до m+n-1 Пример работы данных операторов действие | результат | y:=Random (10) | | y:=Round (12.54) | y=13 | y:=Round(random(10)) | | y:=Round(random(21)-10) | | y:=Round(random(4)+2) | | 3 способ: «Организации ввода случайным образом» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin randomize; for i:=1 to n do a[ i ]:=round(random(n)+m);
| Конспектируют Отвечают и записывают ответы Конспектируют |
IV. Усвоение новых знаний | Пример ввода элементов Рассмотрим все три способа ввода элементов на одномерном массиве, состоящем из восьми элементов целого типа. №1 Program pr1; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin write (‘a[8]’); for i:=1 to 8 do read (a [ i ]); №2 Program Pr2; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin for i:=1 to 8 do begin write (‘введи’, i , ‘элемент’); read (a [ i ]); End; №3 Program Pr3; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin randomize; for i:=1 to 8 do a[ i ]:=round(random(15)+5); Организация вывода элементов одномерного массива. f k - количество позиций отведенных для каждого элемента or i:=1 to n do write(a[ i ]:k); Примеры программ. №1. Найти элементы одномерного массива по формуле a[ i ]:=i+3; Program Pr1; Var a: array [1..5] of integer; i: integer; Begin for i:=1 to 5 do a[ i ]:=i+3; for i:=1 to 5 do write(a[ i ]:5); end. | Конспектируют Конспектируют Конспектируют и проверяют на Паскале |
IV. Усвоение новых знаний | №2. Дан одномерный массив. Обработать его элементы по формуле: a[ i ]:= (a[ i ]+3)*2; Program Pr2; Var a, b: array [1..5] of integer; i: integer; Begin write(‘a[5]’); for i:=1 to 5 do read (a[ i ]); for i:=1 to 5 do b[ i ]:= (a[ i ]+3)*2; for i:=1 to 5 do write (b[ i ]:5); end. №3. Дан одномерный массив. Уменьшить его элементы в десять раз. Program Pr3; Var a: array [1..5] of integer; I, s: integer; Begin randomize; for i:=1 to 5 do a[ i ]:=round(random(10)-10); s:=0; for i:=1 to 5 do s:=s+ a[ i ]; writeln (‘s=‘,s); for i:=1 to 5 do write(a[ i ]:5); end.
| Конспектируют и проверяют на Паскале |
V. Этап закрепления нового материала | Предлагаю написать программы к задачам: Вычислить произведение элементов одномерного массива Уменьшить элементы одномерного массива в десять раз. Вычислить среднее арифметическое элементов одномерного массива | Пишут в тетрадях и проверяют на Паскале. |
VI. Итог урока | Задаю домашнее задание: Написать Программу к задачам (см. приложение 1) основные понятия темы, структуру программ знать. Сообщаю оценки за урок. | Записывают в дневник Выставляют в дневник |
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве осадков, выпавших за 10 дней. Найдите общее количество осадков.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве проданных шапок за 10 дней. Найдите общее количество шапок, проданных за эти дни.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными учеником за 10 дней. Найти среднюю оценку ученика.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными пловцами за 10 дней. Найти средний балл пловцов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о температуре за 10 дней января. Найдите сумму данных температур.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными студентами за 10 дней сессии. Найти средний балл студентов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными 10 учениками на уроке математики. Найти среднюю оценку учеников.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о расстоянии каждого из 10 туристов, шедших на экскурсию. Найдите среднее расстояние.