kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Алфавитный подход к измерению информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: научить измерять информацию представленную в компьютере.

Развивающая: развивать логическое мышление обучающихся,  умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, умение осмысленно слушать, честно оценивать свою работу и работу товарищей.

Задачи урока:

1.Изучить алфавитный подход к измерению информации, ввести новые понятия и символы.

2.Отработать применение формул 2i=и =* для решения практических задач.

3.Дать новые единицы измерения информации и взаимосвязь между ними.

ЗУНы:

  • Знать понятия: алфавит, мощность алфавита, «вес» символа, количество символов, объем информации, компьютерный алфавит.
  • Знать и уметь применять при решении задач формулы 2i=N и I=K*i.
  • Знать единицы измерения информации и уметь выражать объем информации в различных единицах измерения.

Необходимое оборудование и материалы. Компьютер, проектор, презентация

Этапы урока.

1.Актуализация знаний.

2.Фронтальная работа с классом.

3.Самостоятельная работа

                  4. Итоги урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Алфавитный подход к измерению информации" »

Тема урока: Алфавитный подход к измерению информации.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: научить измерять информацию представленную в компьютере.

Развивающая: развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, умение осмысленно слушать, честно оценивать свою работу и работу товарищей.

Задачи урока:

  1. Изучить алфавитный подход к измерению информации, ввести новые понятия и символы.

  2. Отработать применение формул 2i=N и I=K*i для решения практических задач.

  3. Дать новые единицы измерения информации и взаимосвязь между ними.

ЗУНы:

  • Знать понятия: алфавит, мощность алфавита, «вес» символа, количество символов, объем информации, компьютерный алфавит.

  • Знать и уметь применять при решении задач формулы 2i=N и I=K*i.

  • Знать единицы измерения информации и уметь выражать объем информации в различных единицах измерения.

Необходимое оборудование и материалы. Компьютер, проектор, презентация.


Этапы урока.

  1. Актуализация знаний.

  2. Фронтальная работа с классом.

  3. Самостоятельная работа

  4. Итоги урока.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Дети, на прошлом уроке мы познакомились с содержательным подходом к измерению информации. Удобен ли этот способ, чтобы измерить объем информации, например, в книге? Нет, не удобен. Есть другой подход к измерению информации.

Слайд 2. При содержательном подходе количество информации зависит от содержания сообщения. При алфавитном подходе к измерению информации количество информации от содержания не зависит, а зависит от объема текста, т. е. от числа знаков в тексте и от мощности алфавита. Как вы думаете, что обозначает этот термин «Мощность алфавита»? (количество символов, мощь, сила алфавита).


2. Фронтальная работа с классом.

Запишем тему урока «Алфавитный подход к измерению информации».

Слайд 3. Итак, «мощность алфавита» – это количество букв, символов (знаки пунктуации), пробел. Эта величина обозначается «N». Каким может быть число N? (N – натуральное число)

Слайд 4. Действительно, «сила» алфавита оценивается КОЛИЧЕСТВОМ знаков и символов. Оцените, чей алфавит более «мощный»? Целый абзац текста на русском языке может быть записан всего несколькими китайскими иероглифами. Очень экономно. За счет чего? Алфавит иеролифов очень мощный. В китайском алфавите более 12000 иеpоглифов. http://www.mmoclub.ru/forum/index.php?showtopic=7551

Если книги на разных языках, можем ли мы визуально сравнить, в какой книге информации больше?

Так что в принципе может оказаться, что информации в этих книгах ПОРОВНУ, а может в китайской книге информации даже больше!

Слайд 5. Если книги написаны на одном языке, то мы можем сравнить, в какой книге больше информации.

Слайд 6. При алфавитном подходе к измерению информации нам потребуется термин «вес». Обозначение «i». Как вы думаете, «вес» 1 символа будем измерять?.. в килограммах? (Нет в битах).

Слайд 7. Для измерения информации нам потребуется «количество» символов. Обозначение «К».

Слайд 8. Где вы встречались со словом «объем»? На уроках математики и физики, в жизни. Приведите примеры.

Нам потребуется термин объем, но обозначать он будет «объем информации». Обозначение «I».

Как вы думаете, в каких единицах мы будем измерять объем информации?.. в битах?

Слайд 9. Запишем новые понятия и формулы, связывающие эти величины. Число I можно определить из формулы 2i=N. Объем информации находится умножением «веса» 1 символа на количество символов сообщения.

Слайд 10. Решение задач по плану (отработка формул).

Задача 1. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несёт 1 буква?


Учитель.

Записи в тетрадях.

Переведем задачу с русского языка на язык математики. Условие задачи необходимо записать в краткой форме, на языке символов. А их всего четыре: N, I, K, i. Выделяем в задаче условие, что дано?

N=8

Что необходимо найти?

i=?

Теперь подбираем формулу, которая связывает эти величины.

2i=N

Подставляем известные данные в формулу.

2i=8

Находим значение неизвестной величины.

i=3 бита

Ответ:

вес 1 символа 3 бита.

Анимация в конце задачи еще раз дает обучающимся возможность осмыслить термин «вес» 1 символа.

Слайд 11. Задача 2. Сообщение, записанное из 16-ти символьного алфавита, содержит 20 знаков. Какой объём информации оно несёт?

Разбираем задачу вместе с классом. Учитель последовательно раскрывает записи слайда. Фронтальная работа, делаем записи в тетради.

Слайд 12. Проверь себя: ребята самостоятельно решают задачу (Мощность русского алфавита 54 символа (буквы, пробелы, символы). На странице расположено 50 строк, в каждой строке по 60 символов. Какой объём информации содержится на 1 странице?). Первые три работы можно оценить. Проверка решения и сравнение результата со слайдом.

Слайд 13. Сегодня мы рассмотрим «Компьютерный алфавит». На примере задачи: Компьютерный алфавит 256 (латинские, русские буквы, знаки препинания, цифры, скобки, знаки арифметических действий и т. д.). Узнаем Информационный «вес» 1 символа компьютерного алфавита.

Записи в тетради:

Компьютерный алфавит. N=256.

2i = N

i = 8 (бит). «вес» 1 символа.

1 бит = 1 байт.

Компьютерный алфавит встречается в современной жизни на каждом шагу. Минимальной единице компьютерного алфавита даже особое название дано: 1 байт.

Слайд 14. Анимация показывающая, равнозначность понятия 1 байт = 8 бит .

Слайд 15. Визуализация вычисления объема сообщения в байтах. Нахождение информационного объёма любимой фразы учеников «Ура, скоро каникулы!».


Слайд 16. Перевод полученной величины в биты.

Слайд 17. Ввод новых, более крупных единиц измерения информации. Осмысление алгоритмов перевода из более крупных единиц измерения в более мелкие и обратно. Схема слайда 17 оформляется в тетрадях.

Слайды 18, 19. Как же вычислить объем информации, например, в книге?

Устное обсуждение.

  1. найдем количество символов;

  2. т.к. 1 символ соответствует 1 байту, то можно найти объем информации.

  3. Применим схему и переведем из байт в Кбайты.


3. Самостоятельная работа (работа в группах, желательно в группе одного сильного ученика).

Формируются группы по 3-4 ученика, выдаются карточки с тремя задачами для самостоятельной работы. Дети работают в группах. По окончании работы самопроверка и подведение итогов работы. Полностью правильно выполненные 3 задачи, дают группе наивысший балл. Но внутри группы дети решают, кто же действительно заслужил наивысший бал, а кто был пассивным участником. Выставляют оценки дети самостоятельно. (При решении задач разрешается использовать микрокалькулятор).


Карточка с задачами.

1. Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 12 288 бит.

2. Сколько килобайтов составляет сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита.

3. Информационное сообщение объемом 1,5 Кб содержит 3 072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение.

Проверка (решение задач) находятся на слайдах 20 – 22.


  1. Итоги урока. Подведение итого, выставление оценок.

Вам понравился алфавитный подход к измерению информации? Почему?

На следующем уроке мы узнаем, что такое скорость информационного потока и, что прием-передача информации может происходить с разной скоростью, познакомимся с единицами измерения скорости.

Домашнее задание.

§ Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс. 8 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Алфавитный подход к измерению информации"

Автор: Рещикова Елена Анатольевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "«Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации» "
    ["seo_title"] => string(132) "alfavitnyi-podkhod-k-opriedielieniiu-kolichiestva-informatsii-iedinitsy-izmierieniia-informatsii-kodirovaniie-tiekstovoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "169734"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423464344"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока : "Алфавитный подход к измерению информации" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-alfavitnyi-podkhod-k-izmierieniiu-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "159528"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421919082"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация по информатике  на тему: "Измерение информации. Алфавитный подход" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-po-informatikie-na-tiemu-izmierieniie-informatsii-alfavitnyi-podkhod-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137067"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417265790"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок информатики в 8 классе по теме "Алфавитный подход к определению количества информации" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-informatiki-v-8-klassie-po-tiemie-alfavitnyi-podkhod-k-opriedielieniiu-kolichiestva-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "128296"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415466673"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "План - конспект урока по учебнику И.Г. Семакин.на тему "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации." "
    ["seo_title"] => string(127) "plan-konspiekt-uroka-po-uchiebniku-i-g-siemakin-na-tiemu-izmierieniie-informatsii-alfavitnyi-podkhod-k-izmierieniiu-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "117595"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412852716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства