Урок на тему « Алгоритмическая структура цикл с предусловием» 10 физико-математический класс
Цель урока: проверка степени усвоения материала по теме циклические конструкции.
Задачи урока:
образовательная – продолжить знакомство учащихся с алгоритмическими структурами циклом с постусловием и циклом с предусловием;
развивающая – развивать навыки написания программ в объектно-ориентированном языке Lazarus;
- самостоятельность учащихся;
- развитие логических приемов мышления;
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за результат своего труда.
Тип урока: урок закрепления материала.
Объект изучения: Алгоритмическая структура «цикл».
Технология обучения: Модульная.
Оборудование урока:
Дидактический материал:
Каждый ученик получает экземпляр технологической карты урока, в которой указаны учебные элементы (УЭ) с целями, заданиями и рекомендациями по их выполнению.
Литература, использованная при подготовке урока.
Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ 10 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний 2010 г.
С.Окулов Основы программирования БИНОМ. Лаборатория знаний 2010 г.
Технологическая карта урока
Тема: Алгоритмическая структура цикл с предусловием и постусловием.
Урок решения задач.
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению |
0 | Цель: на основании теоретических знаний алгоритмических структур цикл ты должен научиться: использовать алгоритмические структуры цикла с постусловием и цикла с предусловием при решении задач; уметь создавать графический интерфейс проекта в объектно – ориентированном языке Lazarus; уметь создавать программы и редактировать программный код. | Внимательно прочитайте тему и цель урока. Время выполнения УЭ0 не более 2 минут. Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха. |
1 | Цель: проверь знания по предыдущей теме «цикл с параметром» Откройте файл Входной тест №1 и выполните его. | Работайте индивидуально. Время выполнения УЭ1 не более 5 минут. Ответы внесите в ячейку зеленого цвета с помощью клавиатуры. Выпишите общее количество баллов, полученное за работу в таблицу. Если ты набрал 3– 5 баллов, переходи к выполнению УЭ3 , иначе – к УЭ2. |
2 | Цель: восполни пробелы в знаниях по теме «Цикл с параметром» 1. Не волнуйся, открой конспект, посмотри решения задач, выполненных ранее на уроках и дома. Проконсультируйся у учителя или консультанта. Когда будешь готов, подними руку и получи дополнительное задание у учителя. 2. Результат выполнения задания покажи учителю или консультанту. Заполни в листе контроля таблицу к УЭ2. 3. Переходи к выполнению УЭ3. | Время выполнения УЭ2 не более 10 минут. |
3 | Цель: продолжить знакомство с алгоритмическими структурами циклом с постусловием и циклом с предусловием; развивать навыки написания программ в объектно-ориентированном языке Lazarus; разрабатывать интерфейс проекта. Выберите задачу: 1. Найти первую цифру числа. -1 балла 2. Найти сумму первой и последней цифры числа 2 балла 3. Найти количество четных цифр в числе. -3 балла. 4. Напишите программу поиска минимального числа, большего 400, которое нацело делится на 24. - 4 балла 5. Напишите программу , которая определяет, сколько раз в натуральном числе встречается его максимальная цифра. - 5 баллов. Когда убедитесь в том, что программа работает верно, для разных вариантов, переходите к УЭ 4. | Работай индивидуально. Время выполнения УЭ2 не более 15 минут. Решение задачи реализуйте с помощью языка программирования. Самостоятельно продумайте интерфейс проекта программы. Показать проект учителю или консультанту. За правильно выполненное задание поставьте себе заработанные баллы. |
4 | Цель: познакомиться с примерами использования циклов в различных областях человеческой деятельности. 1. Объединитесь в группу из двух -трех человек (соседние компьютеры). Выберите задачу. 2. Напишите программу для решения этой задачи. 3. Реализуйте программу в в объектно-ориентированном языке Lazarus; 4. Представить вашу задачу консультантам или учителю. 6. Консультант проставит на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу. Задача 1: Одноклеточная амеба каждые 2 часа делиться на 2 клетки. Определите, сколько амеб будет через 40 часов? Задача 2: У гусей и кроликов 64 лапы. Сколько могло быть кроликов и гусей (указать все сочетания, которые возможны)? Задача 3: Покупатель должен заплатить в кассу S рублей. У него имеются 1, 2, 5, 10, 50, 100, 500 р. Сколько купюр разного достоинства отдаст покупатель, если он начинает платить с самых крупных? | Работайте в группе. Выберите любую из предложенных задач. Время выполнения УЭ4 не более 15 минут. За правильно решенную задачу вы можете получить: 1 задача - 3 балла; 2 задача - 4 балла; 3 задача - 5 баллов. |
5 | Цель: Определение уровня усвоения темы. Выполните Выходной тест №2. | Работайте индивидуально. Время выполнения УЭ5 не более 5 минут. Вставляйте ответы в соответствующую ячейку зеленого цвета. Выпишите общее количество баллов, полученное за ответы. |
6 | Цель: Подведение итогов урока Ответьте на вопросы устно: Достигли ли вы цели урока? Что нового вы узнали на уроке? Что помогало и что мешало освоению материала? Что осталось непонятным? Оцените свою работу на уроке: «5» - 18-20 баллов «4» - 14-17 баллов «3» - 10-13 баллов «2» - менее 10 | Работайте индивидуально. Время выполнения УЭ6 не более 2 минут. |
7 | Запишите домашнее задание Параграф 4.1.3 Задача: Дано натуральное число. Напишите программу поиска всех делителей этого числа и их сумму. * Творческая работа. Придумайте задачи с использованием циклов в различных областях человеческой деятельности. | Работайте индивидуально. Время выполнения УЭ6 не более 1 минут. Запишите домашнее задание в дневник и тетрадь. |
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
Мотивация (2 мин)
Учитель: Назначение алгоритмической структуры «цикл»?
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Какие типы циклических структур и операторы цикла в Паскале вы знаете?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Чем отличается цикл с параметром от циклов с предусловием и постусловием ?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Тема урока использование алгоритмических структур цикла с предусловием и цикла с постусловием при решении задач. Сформулируйте на основе темы цели сегодняшнего урока.
Ученики высказывают свои предположения.
Работа с УЭ №0
Входной контроль (5 мин)
Учитель: Прежде, чем вы проявите себя при решении задач новой темы, проверим знания и умения по использованию цикла с параметром.
Работа с УЭ №1 (См. Приложение №1)
Учащиеся выполняют тест №1 и выписывают количество баллов в таблицу:
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
В случае неуспешного выполнения УЭ1 некоторые учащиеся приступают к УЭ2. ( Ответы УЭ 2 1- г 2- б)
4. Практическая работа по решению задач (15 мин)
Учитель: С УЭ3 работает, тот кто успешно справился с УЭ1. Назначаются 1-2 консультанта (ученики хорошо освоившие тему урока).
Работа с УЭ №3 . Учащиеся выбирают задачу по сложности. Реализуют её решение в тетради и создают проект в объектно-ориентированном языке Lazarus. Продумывают самостоятельно интерфейс проекта.
УЭ 3
1. Найти первую цифру числа. -1 балла
Входные -178 Выходные -1
Входные -8 Выходные -8
Входные -999 Выходные -9
2. Найти сумму первой и последней цифры числа 2 балла
Входные -178 Выходные -9
Входные -8 Выходные -16
Входные -999 Выходные -18
3. Найти количество четных цифр в числе. -3 балла.
Входные -149 Выходные -1
Входные -80 Выходные -2
Входные -999 Выходные -0
4. Напишите программу поиска минимального числа, большего 400, которое нацело делится на 24.
- 4 балла
Выходные -408
5. Напишите программу , которая определяет, сколько раз в натуральном числе встречается его максимальная цифра. - 5 баллов.
Входные -14999 Выходные -3
Входные -80 Выходные -1
Входные -10000 Выходные -1
Ответы проверяют консультанты или учитель.
5. Работа в группе.
Учащиеся делятся на 4 группы по 3 человека. Каждая группа выбирает одну из предложенных задач по уровню сложности. Распределить обязанности: 1-программирует, 2 продумывает графический интерфейс проекта задачи, 3 создает проект на ПК. Работа с УЭ №4 (15 мин)
Защита созданного проекта -проверки учителем или консультантом.
УЭ 4
1 задача -2097152 амебы
3 задача
Входные 1238
Выходные
500-2
100-2
50-0
10-3
5-1
2-1
1-1
6 . Выходной контроль.
Учитель: Определим усвоение изученного материала.
Учащиеся выполняют Выходной тест №2. (5 мин)
Работа учащихся с УЭ №5.
9. Рефлексия. Работа учащихся с УЭ №6. (3 мин)
10. Домашнее задание. Работа учащихся с УЭ№7.
11. Подведение итогов урока. Определить лучшего ученика. Присвоить звание «Лучшего программиста недели»
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | УЭ 4 | УЭ 5 | Итого баллов | Итоговая оценка |
| | | | | | |
ФИ(ученика)_____________________________________________________________
Карточка для УЭ2
1. Какое значение переменной S будет напечатано после выполнения фрагмента программы ?
S=1;
For N = 1 To 3 do
S=S*N;
Writeln(S);
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6
2. Что будет напечатано в результате выполнения программы ?
S:=0;
For I = 1 To 100 do
If I mod 2=0 Then s:=s+1;
Writeln(s);
А) 10 Б) 50 В) 49 Г) 90
Карточка для УЭ2
1. Какое значение переменной S будет напечатано после выполнения фрагмента программы ?
S=1;
For N = 1 To 3 do
S=S*N;
Writeln(S);
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6
2. Что будет напечатано в результате выполнения программы ?
S:=0;
For I = 1 To 100 do
If I mod 2=0 Then s:=s+1;
Writeln(s);
А) 10 Б) 50 В) 49 Г) 90
Карточка для УЭ2
1. Какое значение переменной S будет напечатано после выполнения фрагмента программы ?
S=1;
For N = 1 To 3 do
S=S*N;
Writeln(S);
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 6
2. Что будет напечатано в результате выполнения программы ?
S:=0;
For I = 1 To 100 do
If I mod 2=0 Then s:=s+1;
Writeln(s);
А) 10 Б) 50 В) 49 Г) 90
Ответы и тесты для задач Консультанту
УЭ 2
1- г
2- б
УЭ 3
1. Найти первую цифру числа. -1 балла
Входные -178 Выходные -1
Входные -8 Выходные -8
Входные -999 Выходные -9
2. Найти сумму первой и последней цифры числа 2 балла
Входные -178 Выходные -9
Входные -8 Выходные -16
Входные -999 Выходные -18
3. Найти количество четных цифр в числе. -3 балла.
Входные -149 Выходные -1
Входные -80 Выходные -2
Входные -999 Выходные -0
4. Напишите программу поиска минимального числа, большего 400, которое нацело делится на 24.
- 4 балла
Выходные -408
5. Напишите программу , которая определяет, сколько раз в натуральном числе встречается его максимальная цифра. - 5 баллов.
Входные -14999 Выходные -3
Входные -80 Выходные -1
Входные -10000 Выходные -1
УЭ 4
1 задача -2097152 амебы
3 задача
Входные 1238
Выходные
500-2
100-2
50-0
10-3
5-1
2-1
1-1