kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вложенные циклы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9

Дата:

Тема: Вложенные циклы.

Цель: изучение понятия “вложенные циклы”, совершенствование навыков составления программ на языке программирования Паскаль.

Тип и форма проведения урока: комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.

Задачи:

  • Обучающие:
  1. изучение основных понятий темы;
  1. совершенствование навыков составления программ на Паскале;
  1. стимулирование интереса учащихся к программированию.
  • Развивающие:
  1. развитие алгоритмического мышления, умения применять полученные знания при решении задач;
  2. развитие познавательного интереса учащихся;
  3. развитие умений анализировать информацию;
  4. развитие умений устанавливать взаимосвязь вопросов информатики с другими школьными предметами, с реальной жизнью.
  • Воспитывающие:
  1. воспитание интереса к предмету;
  2. воспитание культуры речи и работы на компьютере.

Оборудование:

  • рабочие места учащихся, оборудованных ПК;
  • установленное приложение Turbo Pascal 7.0;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • мультимедийная презентация.

План урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация усвоения изученного ранее материала

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

-Я вижу, что вся группа в сборе. Это очень приятно. Я уверен, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем.

II. Актуализация усвоения изученного ранее материала.

            - Предлагаю повторить пройденный материал, ответив на ряд несложных вопросов:

1.Что такое цикл? (Алгоритм, содержащий повторяющиеся действия.)

2.Что такое тело цикла? (Действие, повторяемое в цикле.)

3.Каков формат записи оператора цикла с предусловием (цикл ПОКА)?             (while условие do оператор;)

4.Каков формат оператора цикла с постусловием (цикл ДО)? (repeat оператор until условие;)

  1. Каков формат оператора цикла с параметром? (for i:=n1 to n2 do оператор;)

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса и объяснение новой темы.

            - Давайте внимательно посмотрим на задачу, написанную на доске.

Задача. Назовем билет счастливым, если в его номере abcd (от 0000 до 9999) a+b=c+d. Найдите количество таких билетов.

            - Подобные задачи решаются с помощью вложенных циклов. Тема нашего сегодняшнего урока: «Вложенные циклы».

- Цикл называется вложенным, если он размещается внутри другого цикла.

- Алгоритм, в котором тело цикла содержит внутри еще один или несколько циклов, называется алгоритмом с вложенным циклом.

- Цикл, в тело которого мы вкладывали команды, называется внешним циклом. А цикл, который мы вложили в тело первого, называется внутренним или вложенным циклом.

- Блок-схема алгоритма, в котором цикл по счётчику I является внешним циклом, а цикл по счётчику J является внутренним, выглядит следующим образом:




 

- Принцип работы вложенного цикла таков: на первом проходе, внешний цикл вызывает внутренний, который исполняется до своего завершения, после чего управление передается в тело внешнего цикла. На втором проходе внешний цикл опять вызывает внутренний. И так до тех пор, пока не завершится внешний цикл.

- Количество повторений тела вложенного цикла можно подсчитать по формуле, которую вы видите на слайде.

- Подсчитайте, сколько раз будет выполнен оператор, стоящий в теле цикла? (Правильный ответ: 9 раз).

2. Решение проблемного вопроса.

- Давайте теперь вернёмся к нашей задаче про счастливые билеты. Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, мы сможем её легко решить.

- Алгоритм решения таков: организуем при помощи вложенных циклов перебор значений от 0 до 9 с шагом равным 1-це для переменных a, b, c и d. В теле последнего из вложенных циклов будем проверять условие a+b=c+d. Если условие выполняется, то будем увеличивать на единицу счётчик счастливых билетов. В итоге, после выполнения программы, мы получим количество счастливых билетов.

- Так будет выглядеть программный код данной задачи в среде программирования Turbo Pascal 7.0.:

3. Физминутка.

            - Я предлагаю вам встать и разомкнуться, так как сейчас мы начнём физминутку, чтобы снять усталость и улучшить самочувствие.

  1. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.п. - стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний..
  4. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

- Заканчиваем упражнение и приступаем к решению задач по новой теме.

IV. Закрепление нового материала.

            - У каждого из вас на рабочем столе есть текстовый документ «Задание.doc». В нём содержатся условия трёх задач по теме вложенные циклы. Задачи разного уровня сложности (на оценку «5», «4», «3»). Приложение 1.

-Одну из задач вы к концу урока должны решить. На это у вас осталось времени 15 минут.

V. Подведение итогов урока.

            В конце учебного занятия подводятся итоги урока и выставляется оценка за решённую в Turbo Pascal 7.0 задачу.

VI. Домашнее задание.

            Кроме § 4.1.3, учащимся предлагается найти или придумать несколько задач, которые можно решить при помощи вложенных циклов. Следующий урок будет посвящён решению этих задач, которыми в начале урока учащиеся должны будут поменяться.

Приложение 1.

В документе «Задание.doc» содержится три варианта набора разноуровневых задач.

Вариант 1.

Задача на 3 балла.

У тараканов и пауков вместе 74 лапки. Сколько могло быть тараканов и пауков, если у таракана - 6 лапок, а у паука – 8.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 125 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное пятизначное число делилось на 3; 4 и 7.

Задача на 5 баллов.

Двузначное число в сумме с числом, записанным теми же цифрами но в обратном порядке, дает квадрат натурального числа. Найти все такие числа.

Вариант 2.

Задача на 3 балла.

У тараканов и пауков вместе 50 лапок. Сколько могло быть тараканов и пауков, если у таракана - 6 лапок, а у паука – 8.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 1022 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное шестизначное число делилось на 7, 8 и 9. Найти это число.

Задача на 5 баллов.

Назовем билет счастливым, если в его номере xyztuv ( от 000000 до 999999) первые три цифры нечетные и различные, а остальные - четные. Кроме того, 7 и 8 не должны стоять рядом. Найти количество таких билетов.

Вариант 3.

Задача на 3 балла.

Найти все натуральные числа a, b, c из интервала от 3 до 20, для которых выполняется равенство a2+b2=c2.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 102 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное пятизначное число делилось на 4; 5 и 6. Найти это число.

Задача на 5 баллов.

Назовем билет счастливым, если в его номере xyztuv (от 000000 до 999999) первые три цифры четные и различные, а остальные - нечетные. Кроме того, 7 и 8 не должны стоять рядом. Найти количество таких билетов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вложенные циклы.»

Класс: 9

Дата:

Тема: Вложенные циклы.

Цель: изучение понятия “вложенные циклы”, совершенствование навыков составления программ на языке программирования Паскаль.

Тип и форма проведения урока: комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.

Задачи:

  • Обучающие:

  • изучение основных понятий темы;

  • совершенствование навыков составления программ на Паскале;

  • стимулирование интереса учащихся к программированию.


  • Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, умения применять полученные знания при решении задач;

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие умений анализировать информацию;

  • развитие умений устанавливать взаимосвязь вопросов информатики с другими школьными предметами, с реальной жизнью.


  • Воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание культуры речи и работы на компьютере.

Оборудование:

  • рабочие места учащихся, оборудованных ПК;

  • установленное приложение Turbo Pascal 7.0;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • мультимедийная презентация.


План урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация усвоения изученного ранее материала

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

-Я вижу, что вся группа в сборе. Это очень приятно. Я уверен, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем.

II. Актуализация усвоения изученного ранее материала.

- Предлагаю повторить пройденный материал, ответив на ряд несложных вопросов:

  1. Что такое цикл? (Алгоритм, содержащий повторяющиеся действия.)

  2. Что такое тело цикла? (Действие, повторяемое в цикле.)

  3. Каков формат записи оператора цикла с предусловием (цикл ПОКА)? (while условие do оператор;)

  4. Каков формат оператора цикла с постусловием (цикл ДО)? (repeat оператор until условие;)

  5. Каков формат оператора цикла с параметром? (for i:=n1 to n2 do оператор;)


III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса и объяснение новой темы.

- Давайте внимательно посмотрим на задачу, написанную на доске.

Задача. Назовем билет счастливым, если в его номере abcd (от 0000 до 9999) a+b=c+d. Найдите количество таких билетов.

- Подобные задачи решаются с помощью вложенных циклов. Тема нашего сегодняшнего урока: «Вложенные циклы».


- Цикл называется вложенным, если он размещается внутри другого цикла.

- Алгоритм, в котором тело цикла содержит внутри еще один или несколько циклов, называется алгоритмом с вложенным циклом.


- Цикл, в тело которого мы вкладывали команды, называется внешним циклом. А цикл, который мы вложили в тело первого, называется внутренним или вложенным циклом.

- Блок-схема алгоритма, в котором цикл по счётчику I является внешним циклом, а цикл по счётчику J является внутренним, выглядит следующим образом:





- Принцип работы вложенного цикла таков: на первом проходе, внешний цикл вызывает внутренний, который исполняется до своего завершения, после чего управление передается в тело внешнего цикла. На втором проходе внешний цикл опять вызывает внутренний. И так до тех пор, пока не завершится внешний цикл.


- Количество повторений тела вложенного цикла можно подсчитать по формуле, которую вы видите на слайде.

- Подсчитайте, сколько раз будет выполнен оператор, стоящий в теле цикла? (Правильный ответ: 9 раз).


2. Решение проблемного вопроса.

- Давайте теперь вернёмся к нашей задаче про счастливые билеты. Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, мы сможем её легко решить.

- Алгоритм решения таков: организуем при помощи вложенных циклов перебор значений от 0 до 9 с шагом равным 1-це для переменных a, b, c и d. В теле последнего из вложенных циклов будем проверять условие a+b=c+d. Если условие выполняется, то будем увеличивать на единицу счётчик счастливых билетов. В итоге, после выполнения программы, мы получим количество счастливых билетов.


- Так будет выглядеть программный код данной задачи в среде программирования Turbo Pascal 7.0.:


3. Физминутка.

- Я предлагаю вам встать и разомкнуться, так как сейчас мы начнём физминутку, чтобы снять усталость и улучшить самочувствие.

  • И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

  • И.п. - стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  • И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. .

  • И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

- Заканчиваем упражнение и приступаем к решению задач по новой теме.

IV. Закрепление нового материала.

- У каждого из вас на рабочем столе есть текстовый документ «Задание.doc». В нём содержатся условия трёх задач по теме вложенные циклы. Задачи разного уровня сложности (на оценку «5», «4», «3»). Приложение 1.

-Одну из задач вы к концу урока должны решить. На это у вас осталось времени 15 минут.


V. Подведение итогов урока.

В конце учебного занятия подводятся итоги урока и выставляется оценка за решённую в Turbo Pascal 7.0 задачу.

VI. Домашнее задание.

Кроме § 4.1.3, учащимся предлагается найти или придумать несколько задач, которые можно решить при помощи вложенных циклов. Следующий урок будет посвящён решению этих задач, которыми в начале урока учащиеся должны будут поменяться.



Приложение 1.

В документе «Задание.doc» содержится три варианта набора разноуровневых задач.


Вариант 1.

Задача на 3 балла.

У тараканов и пауков вместе 74 лапки. Сколько могло быть тараканов и пауков, если у таракана - 6 лапок, а у паука – 8.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 125 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное пятизначное число делилось на 3; 4 и 7.

Задача на 5 баллов.

Двузначное число в сумме с числом, записанным теми же цифрами но в обратном порядке, дает квадрат натурального числа. Найти все такие числа.


Вариант 2.

Задача на 3 балла.

У тараканов и пауков вместе 50 лапок. Сколько могло быть тараканов и пауков, если у таракана - 6 лапок, а у паука – 8.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 1022 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное шестизначное число делилось на 7, 8 и 9. Найти это число.

Задача на 5 баллов.

Назовем билет счастливым, если в его номере xyztuv ( от 000000 до 999999) первые три цифры нечетные и различные, а остальные - четные. Кроме того, 7 и 8 не должны стоять рядом. Найти количество таких билетов.


Вариант 3.

Задача на 3 балла.

Найти все натуральные числа a, b, c из интервала от 3 до 20, для которых выполняется равенство a2+b2=c2.

Задача на 4 балла.

Приписать к числу 102 слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное пятизначное число делилось на 4; 5 и 6. Найти это число.

Задача на 5 баллов.

Назовем билет счастливым, если в его номере xyztuv (от 000000 до 999999) первые три цифры четные и различные, а остальные - нечетные. Кроме того, 7 и 8 не должны стоять рядом. Найти количество таких билетов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вложенные циклы.

Автор: Баймулдин Серик Сарварович

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "разработка урока на тему "Вложенные циклы" "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-na-tiemu-vlozhiennyie-tsikly"
    ["file_id"] => string(6) "244769"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446007951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Вложенные циклы "
    ["seo_title"] => string(19) "vlozhiennyie-tsikly"
    ["file_id"] => string(6) "116833"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412614082"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока "Тема: «Вложенные циклы» "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-tiema-vlozhiennyie-tsikly"
    ["file_id"] => string(6) "219095"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "разработка урока *Паскаль* "
    ["seo_title"] => string(23) "razrabotka-uroka-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "148091"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419579672"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по теме «Программирование циклических алгоритмов». "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-tiemie-proghrammirovaniie-tsiklichieskikh-alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "241844"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445331907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства