Технологическая карта урока информатики
Образовательное учреждение: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
Учитель: Постникова Светлана Геннадьевна
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Тема урока: Линейные алгоритмы.
Цель урока: сформировать представление о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки и применения в робототехнике.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определять способы технологий
Познавательные УУД:
1. Работать с поиском верного утверждения
2. Работать с блок-схемами, поиск закономерностей
3. Работать с информационными текстами
4. Объяснять значения основных понятий
6. Работать по заданному алгоритму
Коммуникативные УУД:
1. Групповая работа по решению задач
2. Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
4. Взаимооценка
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи занятия:
образовательные
создать условия для формирования представления о линейном алгоритме;
закрепить умения формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;
развивающие
развивать алгоритмическое мышление;
развивать умение планировать свою деятельность;
развивать память, внимание;
прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной среде программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3;
формировать интерес к изучению предмета;
развивать умения работать в группах.
воспитательные
прививать интерес к обучению;
воспитывать культуру общения;
учить сотрудничать;
прививать любовь к техническому творчеству.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс, компьютеры, конструкторы и среда программирования Lego Mindstorms EV3, другие дидактические материалы (видео-ролик «Линейные алгоритмы», презентация к уроку, листы с условием задачи)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии: проектная задача
Основные понятия: алгоритм, формы представления алгоритмов, виды алгоритмов, линейный алгоритм, робот, программа.
Межпредметные связи: математика, физика, технология.
Схема конспекта урока «Линейные алгоритмы»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Организационный этап Слайд 1 | Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой. | Подготовка рабочих мест, приветствие учителя. | Уметь вести диалог этикетного характера | Коммуникативные УУД - продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные УУД - самоорганизация и организация своего рабочего места. |
2.Постановка проблемы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайды 2-8 | На прошлом уроке вы познакомились с важной темой информатики. Какой? Сегодня мы продолжим изучение темы «Алгоритмы» - Что такое алгоритм? - В каких формах записывают алгоритмы? - Выполните предложенные задания. - Что общего в выполненных алгоритмах? - Что будет если переставить местами строчки в алгоритме? - Сформулируем тему урока. - Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок? | Беседа, отвечают на вопросы полным и развернутым ответом. Формулировка темы урока. Постановка целей урока. | Знать понятие алгоритма, формы представления алгоритмов Понимать поставленную цель. | Личностные УУД - осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные - формулировать собственное мнение. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний Слайды 9-12 | - А теперь всё внимание на экран. Смотрим видеоролик о линейных алгоритмах. (видеоролик скачан с сайта http://videouroki.net) - Просмотрев видеофрагмент, проверим насколько внимательны вы были. Для этого выполните тест из ЭТ-6, задания №261-270 (электронная тетрадь приобретена на сайте http://products.videouroki.net/t6ru/index.html) Наблюдение за выполнением теста в электронной тетради на компьютере. - Ребята, что или кто может быть исполнителем алгоритмов? - Ребята! Вчера на электронную почту школы пришло письмо от фирмы «DDT2», в котором администрация фирмы просит проверить новые поставки робототехнических конструкторов Lego Mindstorms EV3. Поможем? Значит, сегодня мы познакомимся с одним из самых распространенных исполнителей алгоритмов «вживую» - настоящим роботом Avto-Driv3r. А кто разработает для него алгоритм? А как вы это сделаете, индивидуально или работая в группе? | Смотрят видеоролик. Самостоятельно выполняют тест в электронной тетради. Отвечают на вопросы учителя. Разбивка на группы, определение выполняемых ролей. Повторяют правила техники безопасности при работе с конструктором. | Знать, что такое линейный алгоритм. Уметь выполнять действия по алгоритму. | Познавательные УУД: - выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач; - устанавливать причинно-следственные связи; - проводить анализ. Коммуникативные УУД - привитие культуры общения посредством участия в учебном диалоге. Регулятивные УУД - выполнять учебные действия в материале. |
4. Первичное усвоение новых знаний Слайд 13-33 | - Ребята! Прочитайте текст задания. (Приложение 1) Познакомьтесь с инструкцией по сборке робота и написанием программы его движения в презентации. Используйте свои знания при сборке конструктора. Наблюдение за практической работой обучающихся. | Работа с текстом, презентацией, самоучителем, самостоятельно составляют программу прямолинейного движения робота. | Знать что такое механизм, модель, робот, программа. | Регулятивные УУД - планирование этапов предстоящей работы; - систематизировать и обобщить знания по теме «Алгоритмы» для успешной реализации алгоритма работы собранного робота. Познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текста, презентации, самоучителя; - определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД - сотрудничество в группе. |
5.Первичная проверка понимания | - Испытайте свою модель, попробуйте устранить неисправности или усложнить программу, добавив в нее что-то свое. | Самостоятельно проводят тестирование модели, устраняют неисправности в программе движения робота. | Знать что такое тестирование, отладка программы. | Познавательные УУД - выполнение работы по предложенному плану; - проведение экспериментального исследования. |
6.Первичное закрепление Слайд 34 | Слушает, как ученики презентуют свой проект, задает уточняющие вопросы. | Презентуют работу собранных роботов. Убирают рабочие места. | Свободно владеть терминологией, связанной конструированием | Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – умение излагать логически правильно действие своей модели; - демонстрировать технические возможности робота. |
7. Рефлексия Слайд 35 | - Ребята! 1. С каким видом алгоритма мы сегодня познакомились? 2. В чем особенность линейного алгоритма? 3. За что бы вы себя могли похвалить? | Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную деятельность. | Уметь вести диалог, высказывать мнение, приводя аргументы. | Регулятивные УУД: - уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные УУД - контроль; - самооценка; - обобщение. Коммуникативные УУД: - привитие культуры общения посредством участия в диалоге. |
Приложение 1
Проектная задача «Мой первый робот»
Постановка задачи
Человек способен делать несколько вещей одновременно или, по крайней мере, хаотично переключаться между ними — читать учебник, играя в компьютерную игру и болтая с другом по телефону. Программирование роботов учит мыслить структурно, выявляя причинно-следственные связи и расставляя приоритеты. Понимание алгоритмов пригодится не только в технических профессиях, но и в экономике, менеджменте, праве.
В наборе LEGO Mindstorms всего три электродвигателя, однако, построенные из него роботы могут передвигаться с разной скоростью, поднимать предметы тяжелее собственного веса или бросать легкие снаряды. Экспериментируя с LEGO, мы узнаем, насколько широк диапазон сил и скоростей, которых можно добиться с помощью шестерен, шкивов, блоков и рычагов.
В самоучителе в разделах Движение по прямой и Независимое управление моторами изучите различные способы управления роботом, движущимся по прямой и обратно. Затем, следуя указаниям руководства по сборке и руководства по программированию, которое есть в презентации к уроку, научите робота двигаться вперед и назад.
Соберите робота
– соберите робота в соответствии с указаниями руководства по сборке из презентации (если у вас уже есть собранный робот, то рекомендуем снять с него все ненужные насадки и привести его в соответствие изображению в Руководстве по сборке).
– убедитесь, что провода не касаются подвижных частей робота, что задние колеса вращаются свободно и что все шины установлены правильно.
Составьте программу
– присвойте содержательное имя собственной программе;
– следуйте указаниям руководства по программированию;
– сохраните программу по окончании программирования;
– убедитесь, что робот подключен к компьютеру, и загрузите программу в Lego Mindstorms Education EV3;
- протестируйте написанную программу с помощью собранного робота;
- при необходимости устраните неисправности или усложните программу.
Отчет о проделанной работе группы №______
Фамилии участников группы:
Подготовка всех необходимых деталей
ЭТАП 1
Изучив в презентации набор деталей для сборки робота, подготовьте всё необходимое и проследите за использованием всех деталей, согласно схеме:
Сборка робота
ЭТАП 2
Изучив в презентации схему сборки робота, соберите Avto-Driv3r. Опишите, какие изменения, на ваш взгляд можно внести в предложенную схему:
Написание программы
ЭТАП 3
Проверьте, можете ли вы обеспечить движение собранного вами робота вперед, назад. Перед загрузкой программы сохраните её. Протестировав написанную программу, откорректируйте её. Опишите изменения, внесенные в программу:
Подготовка презентации
ЭТАП 4
Проверьте, учтены ли все пункты требований к презентации выполненного проекта. Опишите, какие знания, навыки, качества получены членами команды в ходе работы над проектом:
ОЦЕНКА ЗА УРОК______________
Приложение 2
Тест из электронной тетради по теме «Линейный алгоритм» (решебник для учителя)