• формирование у учащихся понятий «Допущения», «Формальная модель», «Алгоритм», «Тестирование».
• формирование представления об этапах построения модели.
• Формирования навыков поэтапного построения модели.
• умение сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать выводы.
• способствовать развитию интереса к предмету.
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- структурирование знаний.
Этап (Время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (4 минуты) | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. «Здравствуйте ребята!» «Все ли готовы к уроку?» «Кто не успел, приготавливаемся. Садитесь!» На доске написана пословица «Семь раз отмерь один раз отрежь». Представляет классу различные виды моделей. «Скажите, пожалуйста что представляют эти плакаты и объекты?» Указывает на модели. «Верно, обратите внимание, на доске также написана пословица, как эта пословица может быть связана с моделями» | Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя. «Здравствуйте!» «Готовы!» Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают объекты «Это различные информационные модели» Читают пословицу, размышляют над ответом. «Модели позволяют нам получить информацию об объекте оригинале, а если быть точнее, то об определенных свойствах, качествах и.т.п, которые позволяют например вывести закономерность исходя из полученных сведений» | Личностные: - развитие внимательности и воспитание дисциплины. Регулятивные: - умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Коммуникативные: - умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 минуты) | «Хорошо, вы ранее говорили, что все эти предметы являются информационными моделями, а с какими видами информационных моделей вы знакомы и опишите кратко каждый из видов?» Давайте выполним задание из ЕГЭ. (Приложение 1) | «Графические, табличные, математические, логические, специальные». Дают краткое описание. Решают задачу. Рассматривают возможные маршруты: A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19 A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14 A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15 «Получается, что кратчайший путь равен 14.» | Личностные: - развитие устной монологической речи. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. |
Этап выявления места и причины затруднений (5 минут) | «Молодцы! Вернемся к нашей пословице. Она также отражает сложность построения модели. Предлагаю вам построить модель для следующей задачи. Петя бросает мяч со скоростью 15 м/с Под каким углом к горизонту Пете надо бросить мяч, чтобы попасть в мишень на высоте 3 м на расстоянии 11м, если в момент броска мяч находится на высоте 2 метра?» | Внимательно слушают учителя. Пытаются выполнить задание. Составляют графическое изображение. При выполнении задания у учащихся возникают трудности. | Коммуникативные: -умение отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: - способность проводить анализ представленной информации. |
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (2 минуты) | «Сегодня, мы познакомимся с этапами построения модели. Изучим этапы моделирования и построим компьютерную модель для решения этой задачи.» | Внимательно слушают учителя. Производят записи в тетрадях: дата, «Классная работа» Тема «Этапы модеирования» | |
Реализация построенного проекта (9 минут) | «Данная тема схожа с темой «Этапы решения задач с помощью компьютера», которую вы должны были проходить в 9 классе. Давайте вспомним эти этапы. Какие этапы решения задач на компьютере вам известны?» «Отлично! Процесс моделирования – это поэтапный процесс,т.е. процес создания модели проходит несколько этапов. Давайте запишем эти этаапы моделирования и их особенности. Поясняет теоретический этап. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. «Исходные данные. Формализация. Алгоритмизация. Программирование. Откладка и тестирование программы.» Записывают этапы моделирования и их краткую характеристику. | Личностные: - развитие внимательности Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью слушать. Познавательные: - способность проводить анализ представленной информации. |
Этап первичного закрепления (7 минут) | Решает вместе с учащимися, ранее заданную задачу. «А теперь построим компьютерную модель для нашей задачи». Какая задача перед нами стоит?» «Хорошо, какие исходные данные нам известны?» «Раннее мы определились, что мы хотим составить компьютерную модель. Но для написания кода программы или возможности решения в электронной таблице необходимо составить формальную модель. Как она будет выглядить?» «Молодцы, а теперь давайте запишем код программы» «Дома протестируйте данную модель» | «Изучить процесс броска некоторого тела в цель и определить угол для поражения цели» «Скорость мяча 15 м/с, мишень расположена на высоте 3 м на расстоянии 11м от Пети, а также известно, что мяч находится на высоте 2 метра?» Составляют формальную модель , где можно выразить t и а как Записывают код порграммы: var t,a,a2, a3,ch,z,x,x2: real; i,H, H1,H2,S,V,a1,n: integer; const pi=3.14; g=10; begin writeln('любое значение угла'); readln (a1); writeln('введите расстояние до цели'); readln (S); writeln('введите высоту цели'); readln (H1); writeln('введите высоту снаряда'); readln (H2); writeln('введите скорость снаряда'); readln (V); H:= H2-H1; t:= S/(V*cos(a1)); n:=0; For i:=1 to 50 do begin ch:=H+((g*t*t)/2); z:=V*t; x:=(ch/z)+ (2*pi*n); a:=arctan(x/sqrt(1-x*x)); n:=n+1; x2:=H/S; a2:=arctan(x2/sqrt(1-x2*x2)); a3:=pi/2; If (a=a2) and(athen writeln (a) end; end. | Личностные: - готовность проявить творческие способности. Коммуникативные: - умение работать в паре; Познавательные: - структурирование знаний. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин) | Запускает ПО для тестирования. | Проходят тестирование получают результаты. | |
Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин) | Учитель осуществляет фронтальный опрос. «Итак, с какими этапами моделирования вы познакомились?» «Что такое тестирование модели?» «Что такое эксперемент? | Учащиеся отвечают на вопросы. «Постановка задачи, разработка модели и тестирование модели.» «Это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом» «Это испытание модели в тех условиях, которые нас интересуют». | Личностные: -формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей. |
Промежуточный этап (1 мин) | Переходим к домашнему заданию, открываем дневники и записываем.» | Ученики записывают домашнее задание. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин) | Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд | Учащиеся описывают свои впечатления и сдают учителю анонимно. | Личностные: - осознание себя в процессе деятельности. Регулятивные: - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний; - оценка успешности усвоения. |
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).