- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- структурирование знаний.
Этап (Время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (4 минуты) | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. «Здравствуйте ребята!» «Все ли готовы к уроку?» «Кто не успел, приготавливаемся. Садитесь!» «Кто мне подскажет которй сейчас час?» «А как вы определили?» «А что такое часы?» «Молодцы, верно!» | Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя. «Здравствуйте!» «Готовы!» Отвечают на вопросы учителя. «Сейчас … часа…минут.» «Мы посмотрели на стрелки часов и определили по ним который сейчас час.» «Часы – это устройство, которое позволяет определить время, т.е. прибор для измерения времени.» | Личностные: - развитие внимательности и воспитание дисциплины. Регулятивные: - умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Коммуникативные: - умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут) | На столе у учеников лежат карточки с рисунками (Приложение 1). «Обратите внимание, на листы, которые лежат у вас на партах. Что изображено в левой части?» «По середине листа обозначены некоторые единицы измерения, мерой какой величины они являются?» «Какие ошибки допущены на картинках в правой части исправьте их?» | Учащиеся рассматривают раздаточный материал и отвечают на вопросы учителя. «В левой части изображены различные измерительные приборы.» «Секунда – это единица измерения времени, М/С это единица измерения скорости, литры применяются для измерения объёма, одной из единиц измерения массы является килограмм, а в метрах измеряется расстояние.» «На картинках неправильно указаны единицы измерения, так скорость определяется не в литрах, а км/ч, объём в литрах, а рост в сантиметрах.» | Личностные: - развитие устной монологической речи. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. |
Этап выявления места и причины затруднений (4 минуты) | «Измерьте длину учебника информатики.» «Всё верно, а как вы считаете, можно ли измерить информацию?» «Да, действительно информацию можно измерить и возможно вы уже знакомы с различными единицами измерения информации, перечислите знакомые вам единицы измерения информации.» «Хорошо, а можно ли измерить информационный объём сообщения «Мама мыла раму.» , и если да, то как?» «Всё верно, а на какое число?» «На самом деле число, на которое нужно умножить количество символов означает, информационный вес одного символа.» | Производят измерение длины учебника информатики с помощью линейки. И сообщают полученные данные учителю. «Длина учебника равна (составляет)… см.» «Скорее всего информацию тоже можно измерить.» «Я слышал о таких единица измерения информации как: гигабайт, мегабайт, терабайт, килобайт.» «Наверное можно, надо подсчитать все символы этого сообщения и умножить на какое-то число.» «Не знаем.» | Коммуникативные: -умение отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: - способность проводить анализ представленной информации. |
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (2 минуты) | «И сегодня, вы познакомитесь с алфавитным подходом к измерению информации. Познакомитесь с такими понятиями как: «Бит.» «Информационный вес символа», «Информационный объём сообщения»; подробнее познакомитесь с единицами измерения информации и научитесь решать задачи на нахождение информационного объёма сообщения». «Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату и тему урока.» | Внимательно слушают учителя. Производят записи в тетрадях: дата, «Классная работа» Измерение информации. Алфавитный подход.». Задают вопросы учителю. | Познавательные: поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. Регулятивные: учёт правила в планировании и контроле способа решения |
Реализация построенного проекта (10 минут) | Рассказывает о различных подходах к измерению информации, акцентируя внимание учащихся на алфавитном подходе. «Давайте запишем, что алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, не зависимо от его содержания.» «Кстати, а что такое алфавит?» «Правильно, и при алфавитном подходе считается, что каждый символ имеет информационный объём, давайте запишем определение.» «Обычно информационный объём символа измеряется в битах, бит – это минимальная единица измерения информации, давайте это запишем.» «Существуют и другие единицы измерения информации, но о них мы поговорим позже, а сейчас мы узнаем как определить информационный вес символа. Вам уже известно, что алфавит любого языка можно заменить двоичным алфавитом. При этом мощность исходного алфавита связана с разрядностью двоичного кода, требуемой для кодирования всех символов алфавита. Давайте запишем формулу для определения информационного веса символа.» «Давайте решим следующую задачу.» Решает задачу с учениками. «Хорошо, теперь вы знаете как определять информационный вес символа. А зная информационный вес символа и количество символов сообщения мы можем найти и информационный объём сообщения, давайте запишем.» «Теперь закрепим полученные знания и решим задачи.» Помогает решать задачи учащимся. «Иногда объём сообщения записывается большим числом, что бывает не совсем удобно, поэтому используют различные единицы измерения такие как: байт = 8 битам, килобайт = 1024 байта, мегабайт, гигабайт, терабайт , существуют также петабайт, эксабайт, зеттабайт и йоттабайт. Дома вам надо будет записать в тетрадь все единицы измерения, описанные на странице 47.» | Слушают учителя. Производят записи в тетрадях под диктовку учителя. «Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, не зависимо от его содержания.» Отвечают на вопрос чителя. «Алфавит – это ограниченный набор символов конкретного языка.» Записывают определение информационного веса символа: «Информационный вес символа – это фиксированное количество информации, которое занимает каждый символ сообщения.» Записывают по диктовку учителя: «Бит – это минимальная единица измерения информации.» Записываю формулу, для определения информационного веса символа: «N=2i, где N – мощность алфавита (количество символов алфавита или количество различных символов на сообщения), i – информационный вес символа (разрядность двоичного кода).» Решают задачу совместно с учителем: Записывают под диктовку: «Информационный объём сообщения I равен произведению количества символов сообщения К на информационный вес символа алфавита i: I=K*i.» Решают задачи с учителем: Внимательно слушают учителя. | Личностные: - развитие внимательности Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью слушать. Познавательные: - способность проводить анализ представленной информации. |
Этап первичного закрепления (4 минуты) | «А сейчас я предлагаю Вам найти информационный объём информационного сообщения, которое вы сами придумаете, например «Мама мыла раму.» Задачу вы решаете в паре.» | Ученики работают в парах, решают задачу. Пример решения задачи: N (Мощность алфавита) = 8, тогда i = 3. K=15. I = i*K= 3*15 = 45 бит = 5,625 байт Ответ: 5.625 байт. | Личностные: - готовность проявить творческие способности. Коммуникативные: - умение работать в паре; Познавательные: - структурирование знаний. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 минут) | Учитель раздаёт задания для самостоятельной работы (Приложение 2) ученикам, для проверки работ на офисной доске отображаются ответы. Отвечает на вопросы. | Ученики самостоятельно выполняют задания. Меняются с соседом по парте выполненными работами. Осуществляют проверку и оценивание работ. Задают вопросы. | Познавательные: формирование интереса к теме урока Личностные: формирование готовности к самообразованию Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Этап включения в систему знаний и повторения (2 минуты) | Учитель осуществляет фронтальный опрос. «Давайте, вспомним что такое алфавит?» Что такое мощность алфавита?» «С чем связан информационный вес символа, и с помощью какой формулы можно его определить?» «Чему равен информационный объём сообщения?» «Молодцы, всё верно!» | Учащиеся отвечают на вопросы. «Алфавит – это ограниченный набор символов конкретного языка.» «Мощность алфавита – это количество символов алфавита.» « Информационный вес символа связан с мощностью алфавита и его можно вычислить применяя формулу N=2i.» «Информационный объём сообщения равен произведению всех символов сообщения на информационный вес символа.» | Личностные: -формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей. |
Промежуточный этап (1 минута) | Переходим к домашнему заданию, открываем дневники и записываем.» | Ученики записывают домашнее задание: «§1.6 переписать, единицы измерения переписать, №9-11 с50.» | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 минуты) | Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд. | Учащиеся описывают свои впечатления и сдают учителю анонимно. | Личностные: - осознание себя в процессе деятельности. Регулятивные: - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний; - оценка успешности усвоения. |