kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока информатики по теме «Измерение информации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока информатики «Измерение информации»

Класс: 7.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебник: «Информатика», ФГОС, Босова Л.Л., издательство «Бином», Москва, 2013 год.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики по теме «Измерение информации»»

Технологическая карта урока информатики «Измерение информации»

Класс: 7.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебник: «Информатика», ФГОС, Босова Л.Л., издательство «Бином», Москва, 2013 год.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, доска офисная доска, раздаточный материал.

Цели: научить учащихся определять информационный объём текстового сообщения, мощность алфавита и объём памяти, приходящего на один символ.

образовательные:

  • формирование у учащихся понятий «информационный объём символа» и «информационный объём сообщения», «мощность алфавита», «единицы измерения информации»;

  • изучить алфавитный подход к измерению информации.

развивающие:

  • мотивация к самостоятельной исследовательской деятельности;

  • умение сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать выводы.

воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

  • воспитание информационной культуры.

Предполагаемые результаты:

Личностные:

  • мотивация к обучению;

  • развитие логического мышления

Предметные:

  • знать основные понятия: понятий «информационный объём символа» и «информационный объём сообщения», «мощность алфавита», «единицы измерения информации»;

  • умение решать задачи на определение информационного объёма символа, мощности алфавита и информационного объёма сообщения.

Метапредеметные:

1) Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

2) Регулятивные УУД:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность проводить анализ представленной информации;

- структурирование знаний.

Учитель: Саварцов М.С.





Этап

(Время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации

(4 минуты)

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.


«Здравствуйте ребята!»


«Все ли готовы к уроку?»

«Кто не успел, приготавливаемся. Садитесь!»


«Кто мне подскажет которй сейчас час?»


«А как вы определили?»



«А что такое часы?»

«Молодцы, верно!»

Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя.



«Здравствуйте!»


«Готовы!»

Отвечают на вопросы учителя.



«Сейчас … часа…минут.»



«Мы посмотрели на стрелки часов и определили по ним который сейчас час.»


«Часы – это устройство, которое позволяет определить время, т.е. прибор для измерения времени.»

Личностные:

- развитие внимательности и воспитание дисциплины.

Регулятивные:

- умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Коммуникативные:

- умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(5 минут)

На столе у учеников лежат карточки с рисунками (Приложение 1).


«Обратите внимание, на листы, которые лежат у вас на партах. Что изображено в левой части?»


«По середине листа обозначены некоторые единицы измерения, мерой какой величины они являются?»


«Какие ошибки допущены на картинках в правой части исправьте их?»

Учащиеся рассматривают раздаточный материал и отвечают на вопросы учителя.



«В левой части изображены различные измерительные приборы.»




«Секунда – это единица измерения времени, М/С это единица измерения скорости, литры применяются для измерения объёма, одной из единиц измерения массы является килограмм, а в метрах измеряется расстояние.»


«На картинках неправильно указаны единицы измерения, так скорость определяется не в литрах, а км/ч, объём в литрах, а рост в сантиметрах.»


Личностные:

- развитие устной монологической речи.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Этап выявления места и причины затруднений

(4 минуты)

«Измерьте длину учебника информатики.»




«Всё верно, а как вы считаете, можно ли измерить информацию?»


«Да, действительно информацию можно измерить и возможно вы уже знакомы с различными единицами измерения информации, перечислите знакомые вам единицы измерения информации.»


«Хорошо, а можно ли измерить информационный объём сообщения «Мама мыла раму.» , и если да, то как?»
«Всё верно, а на какое число?»

«На самом деле число, на которое нужно умножить количество символов означает, информационный вес одного символа.»

Производят измерение длины учебника информатики с помощью линейки. И сообщают полученные данные учителю.

«Длина учебника равна (составляет)… см.»


«Скорее всего информацию тоже можно измерить.»




«Я слышал о таких единица измерения информации как: гигабайт, мегабайт, терабайт, килобайт.»








«Наверное можно, надо подсчитать все символы этого сообщения и умножить на какое-то число.»



«Не знаем.»

Коммуникативные:

-умение отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные:

- способность проводить анализ представленной информации.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

(2 минуты)

«И сегодня, вы познакомитесь с алфавитным подходом к измерению информации. Познакомитесь с такими понятиями как: «Бит.»

«Информационный вес символа», «Информационный объём сообщения»; подробнее познакомитесь с единицами измерения информации и научитесь решать задачи на нахождение информационного объёма сообщения».

«Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату и тему урока.»

Внимательно слушают учителя. Производят записи в тетрадях: дата, «Классная работа» Измерение информации. Алфавитный подход.». Задают вопросы учителю.


Познавательные:

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.

Коммуникативные:
формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия,
построение монологического высказывания.

Регулятивные: учёт правила в планировании и контроле способа решения

Реализация построенного проекта

(10 минут)

Рассказывает о различных подходах к измерению информации, акцентируя внимание учащихся на алфавитном подходе.


«Давайте запишем, что алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, не зависимо от его содержания.»


«Кстати, а что такое алфавит?»



«Правильно, и при алфавитном подходе считается, что каждый символ имеет информационный объём, давайте запишем определение.»


«Обычно информационный объём символа измеряется в битах, бит – это минимальная единица измерения информации, давайте это запишем.»

«Существуют и другие единицы измерения информации, но о них мы поговорим позже, а сейчас мы узнаем как определить информационный вес символа. Вам уже известно, что алфавит любого языка можно заменить двоичным алфавитом. При этом мощность исходного алфавита связана с разрядностью двоичного кода, требуемой для кодирования всех символов алфавита. Давайте запишем формулу для определения информационного веса символа.»





«Давайте решим следующую задачу.»

Решает задачу с учениками.









«Хорошо, теперь вы знаете как определять информационный вес символа. А зная информационный вес символа и количество символов сообщения мы можем найти и информационный объём сообщения, давайте запишем.»







«Теперь закрепим полученные знания и решим задачи.»

Помогает решать задачи учащимся.










«Иногда объём сообщения записывается большим числом, что бывает не совсем удобно, поэтому используют различные единицы измерения такие как: байт = 8 битам, килобайт = 1024 байта, мегабайт, гигабайт, терабайт , существуют также петабайт, эксабайт, зеттабайт и йоттабайт. Дома вам надо будет записать в тетрадь все единицы измерения, описанные на странице 47.»

Слушают учителя. Производят записи в тетрадях под диктовку учителя.





«Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, не зависимо от его содержания.»




Отвечают на вопрос чителя.

«Алфавит – это ограниченный набор символов конкретного языка.»


Записывают определение информационного веса символа:

«Информационный вес символа – это фиксированное количество информации, которое занимает каждый символ сообщения.»



Записывают по диктовку учителя:

«Бит – это минимальная единица измерения информации.»


















Записываю формулу, для определения информационного веса символа:

«N=2i, где N – мощность алфавита (количество символов алфавита или количество различных символов на сообщения), i – информационный вес символа (разрядность двоичного кода).»


Решают задачу совместно с учителем:



Записывают под диктовку:

«Информационный объём сообщения I равен произведению количества символов сообщения К на информационный вес символа алфавита i: I=K*i.»

Решают задачи с учителем: Внимательно слушают учителя.

Личностные:

- развитие внимательности

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью слушать.

Познавательные:

- способность проводить анализ представленной информации.

Этап первичного закрепления

(4 минуты)


«А сейчас я предлагаю Вам найти информационный объём информационного сообщения, которое вы сами придумаете, например «Мама мыла раму.» Задачу вы решаете в паре.»

Ученики работают в парах, решают задачу.
Пример решения задачи:


N (Мощность алфавита) = 8, тогда i = 3.

K=15.

I = i*K= 3*15 = 45 бит = 5,625 байт

Ответ: 5.625 байт.

Личностные:

- готовность проявить творческие способности.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

Познавательные:

- структурирование знаний.


Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(5 минут)

Учитель раздаёт задания для самостоятельной работы (Приложение 2) ученикам, для проверки работ на офисной доске отображаются ответы.

Отвечает на вопросы.

Ученики самостоятельно выполняют задания. Меняются с соседом по парте выполненными работами. Осуществляют проверку и оценивание работ. Задают вопросы.

Познавательные: формирование интереса к теме урока

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата


Этап включения в систему знаний и повторения

(2 минуты)

Учитель осуществляет фронтальный опрос.

«Давайте, вспомним что такое алфавит?»


Что такое мощность алфавита?»


«С чем связан информационный вес символа, и с помощью какой формулы можно его определить?»


«Чему равен информационный объём сообщения?»


«Молодцы, всё верно!»

Учащиеся отвечают на вопросы.


«Алфавит – это ограниченный набор символов конкретного языка.»


«Мощность алфавита – это количество символов алфавита.»


« Информационный вес символа связан с мощностью алфавита и его можно вычислить применяя формулу N=2i



«Информационный объём сообщения равен произведению всех символов сообщения на информационный вес символа.»


Личностные:

-формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей.


Промежуточный этап

(1 минута)

Переходим к домашнему заданию, открываем дневники и записываем.»

Ученики записывают домашнее задание:

«§1.6 переписать, единицы измерения переписать, №9-11 с50.»


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(2 минуты)

Приём "Шкатулка"
Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд.

Учащиеся описывают свои впечатления и сдают учителю анонимно.

Личностные:

- осознание себя в процессе деятельности.

Регулятивные:

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;

- оценка успешности усвоения.





Приложение 1



Приложение 2

Вариант 1

1. Информационный вес одной буквы русского алфавита, состоящего из 32 букв, равен:

1) 5 бит
2) 4 бита
3) 1 байт
4) 5 байт

2. Информационный объем сообщения из 80 символов русского алфавита равен:

1) 400 бит
2) 400 байт
3) 50 бит
4) 50 Мбит

3. Информационный объем одного из 1024 символов, из которых составлено сообщение объемом 2 Кб, равен:

1) 16 бит
2) 16 байт
3) 8 байт
4) 2 бита

Вариант 2

1. Информационный вес одной буквы алфавита, состоя­щего из 16 букв, равен:

1) 0,5 байта
2) 4 бита
3) 1 байт
4) 4 байта

2. Информационный объем сообщения из 80 символов алфавита, состоящего из 16 букв, равен:

1) 320 бит
2) 30 0 байт
3) 40 бит
4) 32 байта

3. Информационный объем одного из 12 288 символов, из которых составлено сообщение объемом 3 Кб, равен:

1) 2 бит
2) 2 байт
3) 0,25 байт
4) 0,25 бит

Приложение 3

Ключ к самостоятельной работе

Вариант 1

1-1

2-1

3-1

Вариант 2

1-2

2-1

3-1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока информатики по теме «Измерение информации»

Автор: Саварцов Михаил Сергеевич

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Технологическая карта урока информатики в 10 классе (углубленный уровень) по теме "Измерение информации""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_informatiki_v_10_klasse_uglublennyi_uroven_po_tem"
    ["file_id"] => string(6) "563939"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605902470"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок на тему: Алфавитный подход к измерению информации"
    ["seo_title"] => string(59) "urok-na-tiemu-alfavitnyi-podkhod-k-izmierieniiu-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "340382"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471932558"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока информатики "Информация. Единицы измерения информации" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-informatiki-informatsiia-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "124444"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695081"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок "Единицы измерения информации" 8класс"
    ["seo_title"] => string(46) "urok_iedinitsy_izmierieniia_informatsii_8klass"
    ["file_id"] => string(6) "401447"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489904451"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технологическая карта урока на тему "Единицы измерения информации""
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_iedinitsy_izmierieniia_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "449396"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515693238"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства