Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Системы счисления"»
Технологическая карта урока «Системы счисления»
Предмет: информатика (8 класс).
Автор: Кротова Т.Н.
Тема: «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Учебник: Информатика, 8 класс учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022 – 176с. ил. (базовый уровень)
Цель урока: сформировать представления о двоичной системе счисления.
Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о двоичной системе счисления; формировать практическое умение переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления с помощью арифметических операций.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 40 минут.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
мотивация к учебной деятельности; развитие внимательности.
Регулятивные: самостоятельно определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании); ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
научатся переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами.
Познавательные: управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность;
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Решаемые учебные задачи:
– рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;
– рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;
– рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
– знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
– алфавит;
– числа;
– десятичная система счисления;
– основание;
– система счисления;
– двоичная система счисления;
– перевод целых чисел в двоичную систему счисления;
– арифметические операции в двоичной системе счисления.
Типы электронных образовательных материалов, предусмотренные для использования на уроке:
– «Динамическая инфографика, 3D-графика»;
– «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА»;
– «Интерактивный справочник терминов и понятий»;
– «Мини-игры»;
– «Обучающие видеоролики»;
– «Самостоятельная работа»;
– «Тест в формате ГИА».
Оборудование и материалы: учебник, персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.
Библиотека цифрового образовательного контента, использованная для проектирования урока: ЦОС «Моя школа».
Ссылка на урок: https://lesson.edu.ru/lesson/84185e6b-69b5-4fca-a66c-fe3dab36489b
План урока:
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала — 2–3 мин.
2. Освоение нового материала — 8–10 мин.
3. Применение изученного материала — 20–26 мин.
4. Подведение итогов, домашнее задание — 4–6 мин.
Ход урока:
Этап I. Организационный момент
Учитель: приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверка присутствия. Создает в классе атмосферу психологического комфорта.
– Рад приветствовать вас на уроке информатики! У кого есть желание узнать что-то новое?
– Сегодня мне потребуется Ваша помощь.
- Я уверен, что мы с вами справимся с любыми трудностями!
Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Самоконтроль готовности к уроку.
Этап II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи
Учитель: предлагает учащимся продолжить предложения:
– Система счисления – это знаковая система, в которой …
– Система счисления различаются …
– В унарной системе счисления для записи любых чисел используется …
– Система счисления называется непозиционной, если …
– Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифр зависит от …
Учащиеся: продолжают предложения:
– … приняты определенные правила записи чисел.
– … выбором узловых чисел и способами образования алгоритмических чисел.
– … всего один символ – палочка, узелок, зарубка, камушек.
– … количественный эквивалент цифры в числе не зависит от ее положения в записи числа.
– … ее положение (позиции) в записи числа.
Учитель: предлагает учащимся пройти входной контроль к текущей теме урока организованный с помощью теста «Развернутая запись числа». Уточняет, что результаты учитываются индивидуально.
Учащиеся: выполняют тест «Развёрнутая запись числа», состоящий из 5 заданий.
Этап III. Сообщение темы. Постановка цели и задачи урока
Учитель: сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задачи урока.
– Внимательно прочитайте тему урока.
– Что от Вас ожидается сегодня на уроке?
– Что можно изучить на уроке?
Учащиеся: записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задачи урока:
– понять сущность двоичной системы счисления;
– научиться переводить числа в двоичную систему счисления.
– Как перевести целые десятичные числа в двоичную систему счисления?
Учащиеся: принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают затруднения при ответе на вопросы.
Учитель: предлагает учащимся проанализировать основные определения темы «Системы счисления» с помощью интерактивного справочника. Справочник выводиться на экран. Случайным образом выбирается понятие, просит одного из учащихся сказать определение, затем раскрывайте определение.
Учащиеся: анализируют основные понятия темы «Системы счисления» с помощью интерактивного справочника терминов и понятий. Принимают участие в раскрытии определений. Делают записи в рабочей тетради. Задают учителю уточняющие вопросы.
Учитель: предлагает просмотреть видеоролик «Двоичная система счисления. Арифметические операции. Перевод целых чисел». Периодически ставится видео на паузу, чтобы добавить свои комментарии и ответить на вопросы. Предлагаете учащимся записать важные таблицы в тетрадь.
Учащиеся: принимают участие в просмотре обучающего видеоролика «Двоичная система счисления». Анализируют информацию. Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы.
Этап VI. Закрепление изученного материала
Учитель: предлагает сыграть в мини–игру «Обрадуй двойку» для тренировки знания степеней двойки. Самостоятельную работу учащихся организовывает в процессе изучения нового материала после слайда видеоролика с таблицей степеней двойки.
Учащиеся: Самостоятельная работа: выполняют задание – играют в мини
Этап VII. Выполнение заданий
Задание 1. Учитель предлагает сыграть в мини-игру «Двоичный тетрис» для тренировки навыка перевода на основе метода разностей.
Задание 2. «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА». Учащиеся делятся на группы. Выполняют задание «Инструкция по выполнению задания в формате ГИА». Прослеживают выполнение каждого действия при переводе. Сверяют ответы и обсуждают решение с другими группами
Задание 3. Учитель: внимательно рассмотрите динамическую инфографику «Динамическая система счисления». Составьте схематический конспект пройденного материала в любом из сервисов для создания интеллект-карт. После изготовления выложите конспекты в папку вашего класса и оцените на выбор любую работу одноклассника
Учащиеся: Самостоятельная работа: рассматривают схему «Двоичная система счисления». Закрепляют пройденный материал. Составляют схематичный конспект. Готовые работы размещают в заранее подготовленную папку с общим доступом на ПК. Выбираю работу одноклассника на свой выбор для взаимооценивания.