воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный - эвристическаябеседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация "Свойства и параметры объекта", учебник.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 8 мин.
Изложение нового материала – 18 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
5. Закрепление знаний – 12 мин.
6. Итог урока – 2 мин.
7. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний (8 мин.)
Проверка домашнего задания - стр.56-58 (пересказ), нарисовать и описать объект
Задание №1. Дайте имена объектам:
а) выросшим на грядке; (овощи)
б) проживающим в Москве; (москвичи)
в) управляющим трактором; (тракторист)
г) посещающим детский сад; (дети из детского сада)
д) находящимся в школе. (школьники)
Задание №2. Соотнесите каждую группу объектов на ее наиболее точное общее имя.
а) Канада, Бразилия, Япония
б) Монако, Сингапур, Ватикан
в) Канада, Бразилия, США
г) Россия, Канада, США
д) Канада, США, Мексика
е) КНР, Индия, США
Ответ: а - 4; б - 3; в - 2; г - 1; д - 6; е - 5.
1. Самые большие по площади страны
2. Страны Америки
3. Самые большие по плотности населения
4. Страны мира
5. Самые большие по численности населения страны
6. Страны Северной Америки
Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства и параметры объекта». Мы научимся различать и описывать свойства и параметры объекта, давать характеристику объекта.
III. Изложение нового материала (18 мин.)
Свойства и параметры объекта.
Наш мир очень многообразен, и каждый объект в нем назван именем.
А если имя объекта вам незнакомо? Например «гибискус». Что это такое?
Чтобы отличить один объект от другого в случае, если их имена одинаковы, нужны дополнительные характеристики, например, форма, цвет, назначение. Эти дополнительные характеристики называются свойствами.
Свойстваобъектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается ее температура.
Рассмотрим объект по имени «книга». Чтобы отличить книгу от других объектов (не книг), надо перечислить ее свойства. Каждую книгу можно охарактеризовать с количественной стороны: размер страницы (длина и ширина), количество страниц. Однако для книги более важны ее качественные характеристики: автор, содержание, оформление. По содержанию книга может быть художественной, научно- популярной, учебной, справочной и т.д. Можно назвать и другие характеристики книги. Например, если книга художественная, то можно указать ее жанр: детектив, исторический роман, фантастика …
Чтобы отличить одну книгу от другой, надо указать ее название, автора, количество страниц и другие характеристики. Иначе говоря, надо указать конкретные значения свойств объекта. Значения могут быть количественными, например количество страниц (60, 300, 500), а могут быть качественными, например цвет (красный, желтый, зеленый).
Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, часто называют параметром. Параметры описывающие количественные характеристики (вес, возраст, размер), называют величиной. Параметры описывающие качественные характеристики объекта (цвет, форма, вкус, материал), называют признаками.
Параметр – признак или величина, характеризующее какое-либо свойство объекта и принимающая различные значения.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.
Рассмотрим примеры характеристик объектов:
Таблица 1.Объект «Книга». Приведены конкретные значения параметров разных книг.
Разнообразные свойства имеют не только предметы живой и неживой природы, но и нематериальные объекты. Объект « поэзия» характеризуется следующими параметрами: название, поэт, жанр.
Таблица 3. Объект «Поэзия».
Название
Поэт
Жанр
Белеет парус одинокий.
М.Ю. Лермонтов
Стих
Евгений Онегин
А. Пушкин
Поэма.
Отговорила роща золотая
С. Есенин
Лирика
Текст также можно рассматривать как объект. Основными параметрами текста являются: тип (гарнитура) шрифта, размер (кегль), начертание, цвет тип подчеркивания.
Таблица 4. Объект "текст".
Текст
Гарнитура шрифта
Размер
Начертание
Цвет
Подчеркивание
Образец
Arial
14
Полужирное
Черный
нет
Образец
Times New Roman
12
Курсив
Черный
одинарное
Образец
AvantGarde
10
Обычное
Черный
двойное
Объект «Гибискус», он характеризуется следующими параметрами: комнатное растение, высота до 3-6 метров , имеет очень красивые овально - заостренные зеленные листья, цветы – одиночные, разнообразного окраса, цветут не более суток, их используют как сырьё для чая «каркаде». В народе называют Китайской розой.
Объект может характеризоваться некоторыми неизменными параметрами. Неизменной, например, является дата рождения человека, длина, ширина и высота комнат в построенном доме.
Некоторые параметры объекта могут меняться со временем. Например, меняются определенные физические характеристики человека, такие как рост, вес, цвет волос. Меняется скорость автомобиля при движении или размер клубка шерсти при вязании.
Любой объект всегда находится в каком-то состоянии. Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определенную температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно).
Часто параметры, характеризующие объект, связаны между собой (например, площадь комнаты S = a × b зависит от длины (a) и ширины (b) комнаты). В данном случае связь означает, что при изменении значения хотя бы одного из параметров (длины или ширины) меняется также и значение площади.
Некоторые характеристики объектов не принято называть параметрами, потому что трудно определить их конкретные значения. Доброту, красоту невозможно взвесить или измерить. Каждый человек определяет их меру по-своему. Такие характеристики также являются свойствами.
Характеристика объекта сама может являться объектом. Например, ваши родители при устройстве на работу, возможно, заполняли анкету, в которой были перечислены следующие характеристики: дата рождения, адрес, паспорт, дети... Здесь «паспорт» и «дети», характеризуя работника, являются и то же время самостоятельными объектами.
Другой пример: портниха, собираясь подшивать юбку модницы, сосредоточивает свое внимание ни параметре юбки «длина». Она обсуждает эту длину с заказчицей, прикидывает на изделии, выравнивает слева и справа... Для портнихи и длимый момент «длина» является объектом ее практической деятельности.
IV. Физкультминутка (2 мин.)
V. Закрепление знаний (12 мин.)
Контрольные задания:
Задание 1. Запишите величины и их значения, определяющие следующие свойства объектов:
Задание 2. Запишите несколько свойств объектов операционной системы.
Задание 3. (самостоятельно) Для свойств каждого из приведенных ниже объектов укажите величину и значение.
Объект
Свойство
Величина
Значение величины
Человек
Кареглазый
Цвет глаз
Карий
Дом
С пятью окнами
Количество окон
5
Файл
Большой
Размер
35 Мбайт
Человек
Высокий
Рост
180 см
VI. Итог урока (2 мин.)
Анализ и оценка работы учеников.
VII. Домашнее задание (2 мин.)
стр.58-62 (пересказ), подобрать загадку о свойствах объекта