Тема : Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
- Отработать навыки составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль.
Задачи:
Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Структура программы.
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.
Program <имя программы>
Имя образуется из латинских букв, знака подчеркивания и цифр от 0 до 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур.
Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандате языка Паскаль существуют два типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип. Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
Var a,b: integer; c,d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должная быть буква.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
begin
< операторы >
end.
Операторы ввода, вывода.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (читать) или readln (read line – читать строку):
Read (< список переменных>);
Или
Readln (< список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД>. Разница в выполнении операторов read и readln состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (писать) или writeln (write line –писать в строку):
Write (< список вывода>);
или
Writeln (< список вывода>);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементы списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Компиляция и запуск программы
Компиляция программы осуществляется нажатием клавиш CTRL + F9
Запуск программы осуществляется нажатием клавиш ALT + F5
3. Закрепление изученного материала
Задача 1.
Написать программу, выводящую на экран фразу «Я изучаю информатику»
Решение:
Program z1;
Begin
Writeln (‘Ia izuchau informatiku’);
End.
Задача 2.
Написать программу, выводящую на экран набор цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 через пробел
Решение:
Program z1;
Begin
Writeln (‘1 2 3 4 5 6 7 8 9’);
End.
Задача 3. (самостоятельно)
Написать программу, выводящую на экран следующие изображения
WWWWWWWWW
W W
W
W
W
W
W
W
W
W
W
XXX
X X
X X
XXX
XXX XXX
XX XX
X X X X
XX X X XX
X XXXXX X
XXXXX
XX XX
X X
XX XX
4. Постановка домашнего задания
Выучить записи в тетради
5. Подведение итогов урока