Мячина Светлана Александровна, учитель информатики МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия№1»
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Конспект урока
в 9 классе по теме:
«Структура программы.
Операторы ввода-вывода»
Мячина Светлана Александровна, учитель информатики
Цель урока: познакомить обучающихся со структурой программы языка Turbo Pascal, рассмотреть операторы ввода, вывода;
Задачи урока:
освоить приемы работы в Турбо Паскале;
развитие алгоритмического мышления, памяти;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,
дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.
Тип урока изучение нового материала.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. А поможет нам в этом тест. (Самостоятельное выполнение Тест «Алгоритмизация и программирование» Приложение1)
Какую программную среду рассмотрели на прошлом уроке. (Рассмотрели среду Паскаль)
Сообщение учащегося: Когда возник язык Паскаль, почему его так назвали, с кем это связанно?
Почему в названии употребляется Turbo? (Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение).
Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня?(составлять программы)
Изложение нового материала.
Слайд 1.
Задача. Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника.
Как бы вы решили данную задачу?
Напомните мне этапы разработки программы? ( анализ- алгоритмизация-кодирование – отладка- тестирование)
Анализ задачи. Что нам дано? (равнобедренный треугольник).
Что нужно найти периметр.
Что такое периметр, как вычислить периметр равнобедренного треугольника? ( периметр – сумма длин всех сторон, Р=а+а+b=2*а + b)
Алгоритмизация. Назовите формы представления алгоритмов ( графический, словесный, язык машинных кодов)
На прошлых уроках мы решали подобные задачи графическим способом т.е в виде блок схемы.( конструктор алгоритмов)
Как будет выглядеть алгоритм в графическом виде( учащиеся работают с конструктором алгоритмов)
Запись в виде блок схемы.
Кодирование (перевод программы на язык программирования).
Как же нам перевести алгоритм, записанный в виде блок схемы на язык паскаль.
Слайд 2. Выполним упражнение: установить соотношение между элементами блок – схемой и блоками структуры программы.
Что можно сказать? (программа на Паскале имеет определенную структуру)
Слайд 3. Структура программы:
Program ; заголовок
Var : тип ;
Const ; раздел описаний
Begin
Read (список ввода);
Переменная := арифметическое выражение раздел операторов
WriteLn( список вывода)
End.
Введите программу и сохраните её (File – Save as…) под именем Perimetr1
Отладка программы и тестирование. Убедитесь, что программа проходит компиляцию и выполняется.
Исследовательская работа (Приложение 2)
Измените, имя программы (в самой первой строке) с Perimeter1 на Perimetr 1 (между Perimeter и 1 добавьте пробел). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Измените имя программы (в самой первой строке) с Perimetr1 на 1Perimetr. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Слайд 4. Вывод по заголовку программы.
Заголовок программы всегда начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя, состоящее из последовательности латинских букв, цифр и знаков подчеркивания. В имени программы пробел не допускается. Конец заголовка обозначается точкой с запятой. Program pr_3;
Удалите из раздела описаний (вторая строка) переменную, например, b. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Вместо числа введите какой-нибудь символ. Убедитесь, что система выдает сообщение об ошибке «Error 106: Invalid numeric format».
Слайд 5.Вывод по разделу описания переменных.
Раздел описания переменных начинается со служебного
слова Var:
Var :;
Если переменные имеют один тип, то их объединяют в одно:
Var , : ;
Удалите служебное (ключевое) слово Begin или End. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Удалите точку в конце программы. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Слайд 6. Вывод.
Начало и конец раздела операторов начинается со слова Begin и заканчивается End. Между словами помещаются операторы.
Оператор- команда, написанная с помощью языков программирования. В оператор входят его имя и параметры.
Параметры записываются в скобках. Разделителем операторов является точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.
Напечатайте какое-либо зарезервированное (служебное) слово с ошибкой, например, Riadln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. А где при этом находится курсор?
Замените оператор Readln на Read. Что произошло. Где при этом находится курсор?
Удалите оператор Readln, стоящий перед End и запустите программу на выполнение. Убедитесь в том, что происходит выход из среды выполнения программы до того, как вы увидите результат работы программы. Сделайте для себя соответствующий вывод!
Слайд 7. Вывод по оператору ввода.
Оператор read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введённые значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел».
read(x1, x2, x3);
Оператор readln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения readln курсор на экране монитора переходит на новую строку.
Удалите символ (:) в стоке с формулой Р:=2*а+b. Что происходит, какое сообщение выдается?
Слайд 8. Вывод по оператору присваивания.
Оператор предназначен для присваивания переменной значения выражения.
Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – значение переменной или вычисляемое выражение.
Добавьте лишний знак апострофа в операторе Writeln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Удалите в каком-либо месте программы символ «;» (точка с запятой). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
Замените оператор Writeln на Write. Что произошло. Где при этом находится курсор?
Слайд 9.вывод по оператору вывода.
В результате выполнения write значения переменных будут выведены на экран монитора. Если необходимо вывести текст, то он записывается в апострофах, внутри оператора:
Write (‘x= ’,x);
Оператор writeln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения writeln курсор на экране монитора переходит на одну строку вниз.
Слайд10. Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока? (Структура программы, оператор ввода-вывода).
Закрепление.
Указать значение величины после выполнения следующих команд.
s:=7; s:=23;
s:=1; s:=s+6;
a:=2; b:=5; b:=b-a; s:=b + a;
s:=0; k:=30; d:=k-5; k:=2*d; s:=k-100;
Что появится на экране после выполнения следующих команд?
a:=4;
Write(a);
Write(‘a’);
Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе.
Program tt;
Var a; b; c: Integer;
Begin
Writeln (' Введите число', а);
Readln(a)
b=5
c:=ab;
Writeln(‘ произведение ’a и b ’ равно ’,S);
Readln(a);
End
Молодцы, справились с заданием.
А сейчас мы проверим то, что вы усвоили сегодня за урок и какие вопросы вызывают затруднения, над которыми дома нужно ещё поработать.
Слайд 11. Словарный диктант.
Чем заканчивается программа? ЕND
Как записывается оператор вывода?Writeln(a,b,c)
Как записывается оператор ввода в Turbo Pascal 7.0? Readln(a,b,c)
Как записывается оператор присвоения в Turbo Pascal 7.0? а:=1
Укажите правильную запись имени программы? pr1 или pr_1 или pr
Какое расширение имеет файл в в Turbo Pascal 7.0 pas
Чем заканчивается каждая стока в программе? (;)
С чего начинается раздел описания переменных?( var)
Взаимопроверка : «5»- 7-8 правильных ответов;
«4»- 5-6 правильных ответов;
«3»- 4 правильных ответа;
Подведение итогов урока.
На уроке мы познакомились со структурой программы, узнали, что такое оператор. Рассмотрели операторы ввода-вывода. Написали свою первую небольшую программу.
Выставление оценок.
Слайд 12. Домашнее задание.
Ответ:
Program Ploshad;
Uses Crt;
Var a,b,s: real;
Begin
Clrscr;
Writeln(‘Вычисление площади прямоугольника');
Writeln(‘Задайте значение сторон a и b');
Readln (a,b);
S:=a*b;
Writeln ('S= ', s);
Writeln ('S= ', s:6:2);
Readln;
end.
Резерв
Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число и выводит квадрат, куб и пятую степень этого числа.
Program сhislo;
Var a, kv, kb, pst: integer;
Begin
Writeln(‘введите число ’);
Readln(a);
kv:=а*a;
kb:= kv *a;
pst:= kv * kb;
Writeln(‘квадрат ’,а,pавен’,kv);
Writeln(‘куб ’,а,pавен’, kb);
Writeln(‘пятая степень ’,а,pавна’, pst);
Readln; End.
Формат вывода.
Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода.
Для целых чисел и символьных данных:
Переменная : общее число знаков Write (х:5);
Для вещественных чисел:
Переменная : общее число знаков : число знаков после точки Write (х:6:2);
Слайд 10. Пример работы программы на Паскале.