kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура программы.Операторы ввода, вывода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по программированию на языке Паскаль. Разработка включает конспект, тест, разработанный  в программе Excel, практическую работу, приложение для SmartNotebook. Данная разработка может быть использована для обучающихся 8-9 классов, начинающих изучать язык программирование Pascal. Данная тема рассчитана на 2 урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 практическая работа»

Практическая работа


  1. Введите программу и сохраните её (FileSave as) под именем Perimetr1.

  2. Убедитесь, что программа проходит компиляцию и выполняется.

  3. Измените, имя программы (в самой первой строке) с Perimeter1 на Perimetr 1 (между Perimeter и 1 добавьте пробел). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  4. Измените имя программы (в самой первой строке) с Perimetr1 на 1Perimetr. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  5. Удалите из раздела описаний (вторая строка) переменную, например, b. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  6. Вместо числа введите какой-нибудь символ. Убедитесь, что система выдает сообщение об ошибке «Error 106: Invalid numeric format». 

  7. Удалите служебное (ключевое) слово Begin или End. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  8. Удалите точку в конце программы. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  9. Добавьте лишний знак апострофа в операторе Writeln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  10. Удалите в каком-либо месте программы символ «;» (точка с запятой). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  11. Напечатайте какое-либо зарезервированное (служебное) слово с ошибкой. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. А где при этом находится курсор?

  12. Удалите оператор Readln, стоящий перед End и запустите программу на выполнение. Убедитесь в том, что происходит выход из среды выполнения программы до того, как вы увидите результат работы программы. Сделайте для себя соответствующий вывод!

  13. Измените программу таким образом, чтобы в ней находилась разность двух чисел и сохраните её с именем P1.pas, используя меню Файл – Сохранить как… (FileSave as).


Просмотр содержимого документа
«конспект»

Мячина Светлана Александровна, учитель информатики МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия№1»




МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»









Конспект урока

в 9 классе по теме:

«Структура программы.

Операторы ввода-вывода»
















Мячина Светлана Александровна, учитель информатики






Цель урока: познакомить обучающихся со структурой программы языка Turbo Pascal, рассмотреть операторы ввода, вывода;

Задачи урока:

  • освоить приемы работы в Турбо Паскале;

  • развитие алгоритмического мышления, памяти;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,

дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.

Тип урока изучение нового материала.

Организационный момент.

  • Приветствие учащихся

  • Контроль отсутствующих;

  • Правила техники безопасности.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. А поможет нам в этом тест. (Самостоятельное выполнение Тест «Алгоритмизация и программирование» Приложение1)

Какую программную среду рассмотрели на прошлом уроке. (Рассмотрели среду Паскаль)

Сообщение учащегося: Когда возник язык Паскаль, почему его так назвали, с кем это связанно?

Почему в названии употребляется Turbo? (Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение).

Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.

Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня?(составлять программы)

Изложение нового материала.

Слайд 1.

Задача. Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника.

Как бы вы решили данную задачу?

Напомните мне этапы разработки программы? ( анализ- алгоритмизация-кодирование – отладка- тестирование)

Анализ задачи. Что нам дано? (равнобедренный треугольник).

Что нужно найти периметр.

Что такое периметр, как вычислить периметр равнобедренного треугольника? ( периметр – сумма длин всех сторон, Р=а+а+b=2*а + b)

Алгоритмизация. Назовите формы представления алгоритмов ( графический, словесный, язык машинных кодов)

На прошлых уроках мы решали подобные задачи графическим способом т.е в виде блок схемы.( конструктор алгоритмов)

Как будет выглядеть алгоритм в графическом виде( учащиеся работают с конструктором алгоритмов)

Запись в виде блок схемы.



Кодирование (перевод программы на язык программирования).

Как же нам перевести алгоритм, записанный в виде блок схемы на язык паскаль.

Слайд 2. Выполним упражнение: установить соотношение между элементами блок – схемой и блоками структуры программы.

Что можно сказать? (программа на Паскале имеет определенную структуру)

Слайд 3. Структура программы:

Program ; заголовок

Var : тип ;

Const ; раздел описаний

Begin

Read (список ввода);

Переменная := арифметическое выражение раздел операторов

WriteLn( список вывода)

End.

Введите программу и сохраните её (FileSave as) под именем Perimetr1

Отладка программы и тестирование. Убедитесь, что программа проходит компиляцию и выполняется.

Исследовательская работа (Приложение 2)

  1. Измените, имя программы (в самой первой строке) с Perimeter1 на Perimetr 1 (между Perimeter и 1 добавьте пробел). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  2. Измените имя программы (в самой первой строке) с Perimetr1 на 1Perimetr. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

Слайд 4. Вывод по заголовку программы.

Заголовок программы всегда начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя, состоящее из последовательности латинских букв, цифр и знаков подчеркивания. В имени программы пробел не допускается. Конец заголовка обозначается точкой с запятой. Program pr_3;

  1. Удалите из раздела описаний (вторая строка) переменную, например, b. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  2. Вместо числа введите какой-нибудь символ. Убедитесь, что система выдает сообщение об ошибке «Error 106: Invalid numeric format». 

Слайд 5.Вывод по разделу описания переменных.

Раздел описания переменных начинается со служебного

слова Var:

Var :;

Если переменные имеют один тип, то их объединяют в одно:

Var , : ;

  1. Удалите служебное (ключевое) слово Begin или End. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  2. Удалите точку в конце программы. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

Слайд 6. Вывод.

Начало и конец раздела операторов начинается со слова Begin и заканчивается End. Между словами помещаются операторы.
Оператор- команда, написанная с помощью языков программирования. В оператор входят его имя и параметры.
Параметры записываются в скобках. Разделителем операторов является точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

  1. Напечатайте какое-либо зарезервированное (служебное) слово с ошибкой, например, Riadln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. А где при этом находится курсор?

  2. Замените оператор Readln на Read. Что произошло. Где при этом находится курсор?

  3. Удалите оператор Readln, стоящий перед End и запустите программу на выполнение. Убедитесь в том, что происходит выход из среды выполнения программы до того, как вы увидите результат работы программы. Сделайте для себя соответствующий вывод!

Слайд 7. Вывод по оператору ввода.

Оператор read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введённые значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел».

read(x1, x2, x3);

Оператор readln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения readln курсор на экране монитора переходит на новую строку.

  1. Удалите символ (:) в стоке с формулой Р:=2*а+b. Что происходит, какое сообщение выдается?

Слайд 8. Вывод по оператору присваивания.

Оператор предназначен для присваивания переменной значения выражения.

Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – значение переменной или вычисляемое выражение.

  1. Добавьте лишний знак апострофа в операторе Writeln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  2. Удалите в каком-либо месте программы символ «;» (точка с запятой). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?

  3. Замените оператор Writeln на Write. Что произошло. Где при этом находится курсор?

Слайд 9.вывод по оператору вывода.

В результате выполнения write значения переменных будут выведены на экран монитора. Если необходимо вывести текст, то он записывается в апострофах, внутри оператора:

Write (‘x= ’,x);

Оператор writeln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения writeln курсор на экране монитора переходит на одну строку вниз.

Слайд10. Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока? (Структура программы, оператор ввода-вывода).


Закрепление.

  1. Указать значение величины после выполнения следующих команд.

  1. s:=7; s:=23;

  2. s:=1; s:=s+6;

  3. a:=2; b:=5; b:=b-a; s:=b + a;

  4. s:=0; k:=30; d:=k-5; k:=2*d; s:=k-100;

  1. Что появится на экране после выполнения следующих команд?

a:=4;

Write(a);

Write(‘a’);

  1. Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе.

Program tt;

Var a; b; c: Integer;
Begin
Writeln ('
Введите число', а);
Readln(a)
b=5
c:=ab;
Writeln(‘
произведение ’a и b ’ равно ’,S);
Readln(a);
End

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас мы проверим то, что вы усвоили сегодня за урок и какие вопросы вызывают затруднения, над которыми дома нужно ещё поработать.

Слайд 11. Словарный диктант.

  1. Чем заканчивается программа? ЕND

  2. Как записывается оператор вывода?Writeln(a,b,c)

  3. Как записывается оператор ввода в Turbo Pascal 7.0? Readln(a,b,c)

  4. Как записывается оператор присвоения в Turbo Pascal 7.0? а:=1

  5. Укажите правильную запись имени программы? pr1 или pr_1 или pr

  6. Какое расширение имеет файл в в Turbo Pascal 7.0 pas

  7. Чем заканчивается каждая стока в программе? (;)

  8. С чего начинается раздел описания переменных?( var)

Взаимопроверка : «5»- 7-8 правильных ответов;

«4»- 5-6 правильных ответов;

«3»- 4 правильных ответа;

Подведение итогов урока.

На уроке мы познакомились со структурой программы, узнали, что такое оператор. Рассмотрели операторы ввода-вывода. Написали свою первую небольшую программу.

Выставление оценок.

Слайд 12. Домашнее задание.

  • Конспект.

  • Задача. Составить программу вычисления площади прямоугольника.

Ответ:

Program Ploshad;

Uses Crt;

Var a,b,s: real;

Begin

Clrscr;

Writeln(‘Вычисление площади прямоугольника');

Writeln(‘Задайте значение сторон a и b');

Readln (a,b);

S:=a*b;

Writeln ('S= ', s);

Writeln ('S= ', s:6:2);

Readln;

end.

Резерв

Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число и выводит квадрат, куб и пятую степень этого числа.

Program сhislo;

Var a, kv, kb, pst: integer;

Begin

Writeln(‘введите число ’);

Readln(a);

kv:=а*a;

kb:= kv *a;

pst:= kv * kb;

Writeln(‘квадрат ’,а,pавен’,kv);

Writeln(‘куб ’,а,pавен’, kb);

Writeln(‘пятая степень ’,а,pавна’, pst);

Readln; End.



Формат вывода.

Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода.

Для целых чисел и символьных данных:

Переменная : общее число знаков Write (х:5);

Для вещественных чисел:

Переменная : общее число знаков : число знаков после точки Write (х:6:2);

Слайд 10. Пример работы программы на Паскале.





















Просмотр содержимого презентации
«Структура программы»

Задача  Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника.

Задача

Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника.

Задание  Установить  соотношение между элементами  блок – схемой и блоками структуры программы

Задание

Установить соотношение между элементами блок – схемой и блоками структуры программы

Структура программы на языке Pascal Program ;  заголовок Var  : тип ; Const ; Begin       Read ( список ввода) ;  Переменная := арифметическое выражение  WriteLn ( список вывода) End. раздел описаний раздел операторов

Структура программы на языке Pascal

Program ; заголовок

Var : тип ;

Const ;

Begin

Read ( список ввода) ;

Переменная := арифметическое выражение

WriteLn ( список вывода)

End.

раздел описаний

раздел операторов

Заголовок программы  Заголовок программы всегда начинается со слова Program  за которым следует произвольное имя, состоящее из последовательности латинских букв, цифр и знаков подчеркивания. Имя начинается только с латинской буквы. В имени программы  символ точки, запятой, пробел не допускается.  Конец заголовка обозначается точкой с запятой. Program pr _3 ;

Заголовок программы

Заголовок программы всегда начинается со слова Program за которым следует произвольное имя, состоящее из последовательности латинских букв, цифр и знаков подчеркивания. Имя начинается только с латинской буквы. В имени программы символ точки, запятой, пробел не допускается. Конец заголовка обозначается точкой с запятой.

Program pr _3 ;

: тип переменной ; Если переменные имеют один тип, то их объединяют в одно: Var имя переменной1 , имя переменной2 : тип переменных ; Например: Var a: integer; Var a, b: integer; b: real; c, x: real; c: char ;" width="640"

Раздел описания переменных

Раздел описания переменных начинается со служебного

слова Var :

Var имя переменной : тип переменной ;

Если переменные имеют один тип, то их объединяют в одно:

Var имя переменной1 , имя переменной2 : тип переменных ;

Например:

Var a: integer; Var a, b: integer;

b: real; c, x: real;

c: char ;

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ   НАЧАЛО И  КОНЕЦ РАЗДЕЛА ОПЕРАТОРОВ НАЧИНАЕТСЯ СО  СЛОВА BEGIN  И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ  END . МЕЖДУ СЛОВАМИ ПОМЕЩАЮТСЯ ОПЕРАТОРЫ.  ОПЕРАТОР - КОМАНДА , НАПИСАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. В ОПЕРАТОР ВХОДЯТ ЕГО ИМЯ И ПАРАМЕТРЫ .  ПАРАМЕТРЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ В СКОБКАХ. РАЗДЕЛИТЕЛЕМ ОПЕРАТОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.  В САМОМ КОНЦЕ ПРОГРАММЫ СТАВИТСЯ ТОЧКА .

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ НАЧАЛО И КОНЕЦ РАЗДЕЛА ОПЕРАТОРОВ НАЧИНАЕТСЯ СО СЛОВА BEGIN И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ END . МЕЖДУ СЛОВАМИ ПОМЕЩАЮТСЯ ОПЕРАТОРЫ. ОПЕРАТОР - КОМАНДА , НАПИСАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. В ОПЕРАТОР ВХОДЯТ ЕГО ИМЯ И ПАРАМЕТРЫ . ПАРАМЕТРЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ В СКОБКАХ. РАЗДЕЛИТЕЛЕМ ОПЕРАТОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. В САМОМ КОНЦЕ ПРОГРАММЫ СТАВИТСЯ ТОЧКА .

Оператор ввода Существуют 2 формы ввода: read и readln Оператор  read  обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введённые значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел».  read(x1, x2, x3); Оператор readln  аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения readln  курсор на экране монитора переходит на новую строку. Примеры  read ( a, b, c ) ;  readln (x, y);

Оператор ввода

Существуют 2 формы ввода: read и readln

Оператор read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введённые значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел».

read(x1, x2, x3);

Оператор readln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения readln курсор на экране монитора переходит на новую строку.

Примеры

read ( a, b, c ) ;

readln (x, y);

Оператор присваивания Оператор предназначен для присваивания переменной значения выражения. Например : А:=5;  В:=8 +2*А; Оператор обозначается символом « := », в левой части указывается имя переменной, в правой – значение переменной или вычисляемое выражение.  А В  Примеры использования оператора присваивания с переменными целого типа - x :=  200; вещественного – y:= Sin(Pi/3); символьного – c:= ‘6’; булевского – test:= false. 5 18

Оператор присваивания

Оператор предназначен для присваивания переменной значения выражения.

Например : А:=5;

В:=8 +2*А;

Оператор обозначается символом « := », в левой части указывается имя переменной, в правой – значение переменной или вычисляемое выражение.

А В

Примеры использования оператора присваивания

с переменными целого типа - x := 200;

вещественного – y:= Sin(Pi/3);

символьного – c:= ‘6’;

булевского – test:= false.

5

18

Оператор вывода Существуют 2 формы вывода: write  и writeln. В результате выполнения write значения переменных будут выведены на экран монитора. Если необходимо вывести текст, то он записывается в апострофах, внутри оператора: Write (‘x= ’,x); Оператор writeln  аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения writeln  курсор на экране монитора переходит на одну строку вниз.

Оператор вывода

Существуют 2 формы вывода: write и writeln.

В результате выполнения write значения переменных будут выведены на экран монитора. Если необходимо вывести текст, то он записывается в апострофах, внутри оператора:

Write (‘x= ’,x);

Оператор writeln аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения writeln курсор на экране монитора переходит на одну строку вниз.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОПЕРАТОРЫ ВВОДА-ВЫВОДА .

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОПЕРАТОРЫ ВВОДА-ВЫВОДА .

ВЗАИМОПРОВЕРКА

ВЗАИМОПРОВЕРКА

  • Чем заканчивается программа? Е ND
  • Как записывается оператор вывода? Writeln ( a , b , c )
  • Как записывается оператор ввода в Turbo Pascal 7.0? Readln(a,b,c )
  • Как записывается оператор присвоения в Turbo Pascal 7.0? а:=1
  • Укажите правильную запись имени программы? pr 1 или pr _1 или pr
  • Какое расширение имеет файл в Turbo Pascal 7.0 pas
  • Чем заканчивается каждая стока в программе? ( ; )
  • С чего начинается раздел описания переменных? var
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Конспект.
  • Задача. Составить программу вычисления площади прямоугольника.
Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода . Для целых чисел и символьных данных: Переменная : общее число знаков Write ( х:5 ); Для вещественных чисел: Переменная : общее число знаков : число знаков после точки    Write  ( х:6:2 );

Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода .

Для целых чисел и символьных данных:

Переменная : общее число знаков Write ( х:5 );

Для вещественных чисел:

Переменная : общее число знаков : число знаков после точки

Write ( х:6:2 );

Задача Вычислить произведение двух чисел.

Задача

Вычислить произведение двух чисел.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Структура программы.Операторы ввода, вывода

Автор: Мячина Светлана Александровна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109385




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства