Просмотр содержимого документа
«Способы познания окружающего мира»
Тема урока: «Способы познания окружающего мира».
Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.
Задачи урока:
Образовательная: расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.
План урока:
Организационный момент (2 мин).
Актуализация знаний (4 мин).
Объяснение нового материала (10 мин).
Закрепление нового материала (3 мин).
Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере. (20 мин).
Домашнее задание (2 мин)
Итог урока (4 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.
2. Актуализация знаний:
- Чем является информация для человека? (Знания, получаемые из разных источников)
- На какие группы делятся знания? (Факты и правила)
- Как называется процесс получения знаний? (Познание)
- Что делает человек с полученными знаниями? (Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике).
- Правильно, полученные знания или познание реальной действительности отражается в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют абстрактным мышлением. Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием окружающего мира. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: ощущение, восприятие, представление. Запишем в тетради тему урока: "Способы познание окружающего мира".
3. Объяснение нового материала:
С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс – явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы».
Чтобы понять смысл простого, на первый взгляд, сообщения 55 288 1 498, рекомендуем вам познакомиться со славянским цифровым алфавитом. Информация о нём размещена в электронном приложении к учебнику.
Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник – геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.
Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности – это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг (рис. 21).
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
Пример умозаключения:
Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн.
Масса африканского слона достигает 7,5 тонн.
Таким образом: вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.
4. Закрепление нового материала:
1. Чем является информация для человека?
2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.
4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?
5. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?
6. Из чего складываются восприятия? Приведите пример.
7. Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.
8. Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.
9. Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.
5. Компьютерный практикум: Работа 6 «Создаём компьютерные документы»
Задание 1. Копирование и вставка фрагментов.
1. Откройте текстовый процессор.
2. Откройте файл Дом.doc из папки Заготовки.
3. Используя только операции копирования и вставки, восстановите полный текст известного стихотворения.
4. Сохраните файл в личной папке под именем Дом1 и закройте программу.
Задание 2. Поиск и замена фрагментов.
1. Откройте текстовый процессор.
2. Откройте файл Мир.doc из папки Заготовки.
3. Придумайте свой «мир», заменив определение «сказочный» на другое. Постарайтесь сделать это за наименьшее число операций (можно и за одну!). 4. Придумайте и запишите 2-3 предложения, продолжающие ваш рассказ. 5. Сохраните файл в личной папке под именем Мир1 и закройте программу.
Задание 3. Ввод текста на английском языке
1. Откройте текстовый процессор.
2. Переключите клавиатуру на режим ввода латинских букв и наберите текст английской скороговорки:
3. Сохраните файл в личной папке под именем Скороговорка и закройте программу.
Задание 4. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре.
1. Откройте текстовый процессор.
2. Наберите следующий математический текст:
Для ввода отсутствующих на клавиатуре обозначений градусов, минут и секунд:
1) откройте диалоговое окно Выбор символа (команда Вставка - Специальные символы);
2) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Open Symbol;
3) с помощью полосы прокрутки найдите и поочерёдно вставьте нужные символы.
1) перейдите на вкладку Вставка;
2) в группе Символы щёлкните на стрелке рядом с надписью Символ;
3) щёлкните на надписи Другие символы – откроется диалоговое окно Символ;
4) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Symbol;
5) воспользовавшись полосой прокрутки, просмотрите символы и найдите нужный символ;
6) вставьте найденный символ (командная кнопка Вставить).
3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы и закройте программу.
При выполнении практической работы вы научились:
- ускорять свою работу за счёт операций копирования, вставки, поиска и замены фрагментов;
- вводить тексты на английском языке;
- вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
- работать с несколькими документами одновременно.