Выступление на педсовете по теме "Формирование УУД в процессе реализации исследовательского метода познания окружающего мира".
Выступление на педсовете по теме "Формирование УУД в процессе реализации исследовательского метода познания окружающего мира".
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира, в частности мира веществ. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию рождает соответствующее мотивирующее поведение и создает условия для саморазвития, самоутверждения школьника. Главным инструментом в реализации исследовательского метода обучения является грамотное внедрение, формирование УУД, их единство и гармоничное сочетание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме "Формирование УУД в процессе реализации исследовательского метода познания окружающего мира".»
Выступление на педсовете
Тема выступления: «Формирование УУД в процессе реализации исследовательского метода познания окружающего мира»
Учитель Вебер С.В.
Внеурочная деятельность: кружок «Юные исследователи в мире веществ»
Дата 10.12.2015г.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно учить детей излагать и защищать свои идеи?
Выбор программы «Юные исследователи в мире веществ» не случайный. Наши дети, в совершенстве владея компьютерными знаниями, к сожалению, оторваны от реальности: многие не знают свойств веществ, которые используются в повседневной жизни (растворимость поваренной соли в воде, смешивается ли уксусная кислота с водой, почему уксусную кислоту следует хранить с осторожностью, как зажечь спичку и пр). Необходимо уже сейчас знакомить учащихся с веществами, а не доводить ситуацию до того, что они с удивлением будут смотреть передаче «Среда обитания».
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира, в частности мира веществ. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию рождает соответствующее мотивирующее поведение и создает условия для саморазвития, самоутверждения школьника. Главным инструментом в реализации исследовательского метода обучения является грамотное внедрение, формирование УУД, их единство и гармоничное сочетание.
Совершенствование и развитие познавательных потребностей
Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Исследовательская деятельность наилучшим образом стимулирует обучающихся к активному познанию, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое по душе.
В группе дети разные, как говорится и физики и лирики, точнее – химики и лирики, поэтому в программу включены очень разнообразные по интересам темы: Например, раздел кислоты включает занятия: «Кислоты в природе. Растения и насекомые, содержащие кислоты», «Выделение муравьиной кислоты из крапивы, молочной кислоты из квашеной капусты. Доказательство их наличия», «Определение лимонной и яблочной кислот в соках», «Влияние жевательной резинки на кислотность слюны». Какое удовольствие получили ребята, когда сами получили краски для рисования. Мы изучаем соли на кухне и в ванной, мы исследовали почву на территории гимназии, теперь мы владеем методикой доказательства веществ домашней аптечки, можем оказать первую помощь.
Следует отметить, что собственная исследовательская практика не только расширяет кругозор ребенка, но и его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретет новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. И уже сейчас я могу сказать об изменении характера познавательной деятельности обучающихся в сторону повышения степени самостоятельности.
Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы особое внимание уделяется формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовании разнообразных веществ. Уровень их сформированности можно будет оценить по проявляемым детьми умениям: наблюдать за веществами и явлениями их сопровождающими, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты.
Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы
2. Умение видеть проблему
3. Умение выдвигать гипотезы
4. Умение давать определения понятиям
5. Умение обобщать и классифицировать вещества, явления
6. Умение и навыки наблюдения за веществами
7. Умение анализировать и делать выводы по соответствующим наблюдениям
8. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)
9. Умение доказывать, защищать свои идеи
Учащиеся должны уметь:
- задавать вопросы, искать ответы;
- видеть проблему по определенной теме;
- формулировать цель; планировать задачи;
- выдвигать гипотезы и проверять их;
- проводить посильные опыты с веществами и делать соответствующие выводы;
- осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии, Интернет, поиск единомышленников;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
В процессе познания формируются особые личностные качества: нести ответственность за безопасные приемы работы, оценивать свои личностные качества в совместной работе, высказывать суждения и доносить свою позицию до других, приходить к совместному решению и выводам, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи, и т.п.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь и начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Приводится алгоритм занятия по теме «Состав воздуха»
1.Актуализация собственного опыта. Проведем небольшой эксперимент.
2.Посмотрите, что вы видите вокруг (лампы, мел, книги и т.д.).
3.Задержите дыхание и не дышите
4.Вам не хватает кислорода? «Кислород мы замечаем лишь тогда, когда нам его не хватает».
5.Вывод: в воздухе содержится кислород.
6.Вопрос: сколько?
7. Почему горит свеча? (В воздухе есть кислород).
8. Сколько времени будет гореть свеча?
9.Эксперимент: в чашку Петри с водой помещаем свечу и зажигаем; накрываем сверху цилиндром с 5 делениями. Через некоторое время свеча погасла и вода из чашки заполнила цилиндр на 1/5.
10. Вопрос: почему? (работа в парах, сверка выводов с соседней партой и т.д.)
11. Общий коллегиальный вывод: в воздухе 1/5 часть кислорода.
12. Вопрос: что осталось в цилиндре? ( чаще отвечают, что несгоревший воздух)
13. Но в воздухе должен быть кислород. Но свеча погасла.
14.Ответ: углекислый газ.
15. Дается справка: углекислый газ тяжелее воздуха и растворяется в воде.
16.Ответы учеников: значит углекислый газ осел и растворился в воде.
18. Набираем в пробирку немного воды, выдыхаем воздух, вносим горящую лучину
- продолжает гореть.
19. Вопрос: какой газ в приборе?
20. Группа определяет ответ (можно воспользоваться дополнительной литературой).
21.Ответ: азот(переводится – безжизненный).
Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи;
осмысление проблемы и способ ее решения;
формулирование цели исследования;
творческий подход в процессе работы.
Роль учителя
Успех любого занятия зависит от умения педагога вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;
мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, так как учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию;
выбирать точные слова для оценки ответов учеников, обобщений и выводов.
Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по совместной работе, одним словом - технология сотрудничества.
Исследовательская деятельность в современном мире рассматривается как доминирующий способ обучения, а исследование - как стиль жизни.
“Сначала я открывал то, что известно многим,
затем то, что известно некоторым,
а потом – то, что неизвестно никому”. К.Э. Циолковский.