Предметные – представления о способах познания окружающего мира;
Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
сформировать представления об основных категориях логического мышления;
расширить спектр эффективных при?мов создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
информативность;
знание;
чувственное познание:
o ощущение;
o восприятие;
o представление;
мышление:
o понятие;
o суждение;
o умозаключение.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
Просмотр содержимого документа
«Как мы понимаем окружающий мир »
Тема: «Как мы познаем окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – представления о способах познания окружающего мира;
Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
сформировать представления об основных категориях логического мышления;
расширить спектр эффективных приѐмов создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
информация;
информативность;
знание;
чувственное познание:
o ощущение;
o восприятие;
o представление;
мышление:
o понятие;
o суждение;
o умозаключение.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
Слайд 3. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Слайд 4. Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.
Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.
Слайд 5-6. Чувственное познание окружающего мира
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг
Слайд 7. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: - жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон; - зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Слайд 8. Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Слайд 9. С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены
Слайд 10-11. Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Слайд 12. Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Слайд 13. Абстрактное мышление
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Слайд 14. Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Слайд 15. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Слайд 16-17. Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Слайд 18-20. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
Пример умозаключения: Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом: Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.
3. Закрепление материала
Вопросы и задания
1. Чем является информация для человека?
2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.
4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?
5. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?
6. Из чего складываются восприятия? Приведите пример.
7. Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.
8. Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.
9. Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.
10. Сделайте умозаключения. а) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Серёжа учится в первую смену. Когда приходит в школу Серёжа? б) Названия городов — имена собственные. Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы. Значит, .... в) Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что данное число не делится на 5. Следовательно, …
11. Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие оценки они получили за контрольную по математике, то учитель ответил: «Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе двоек нет, и у вас троих три разные оценки, причем у Аллы не «3», у Люды — не «3» и не «5». Какую оценку получила каждая из трёх учениц?
12. Пяти гномам показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона?
(Цвет надетого на него капюшона может определить любой из двух гномов в синих капюшонах)