«Систематизация информации»
Цель урока:
Образовательная
1. подчеркнуть роль наглядных форм представления информации
2. составить целостное представление об информатике как науке фундаментальной и практико-ориентированной;
3. акцентировать внимание школьников на информационный взгляд на мир.
Воспитательная
1. воспитание у учащихся эстетического отношения к своей творческой работе.
2. воспитание навыков межличностного взаимодействия.
Развивающая
формирование элементарных навыков исследовательской работы (анализ, синтез, сопоставление, выявление причинно-следственных связей и т. д.). Создать условия для развития логического мышления.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Дидактические основания урока:
методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический
тип урока: комбинированный (освоение и закрепление нового материала);
формы учебной работы учащихся: фронтальная работа.
Вид урока: теоретическая и практическая деятельность.
ТСО и наглядность: мультипроектор, персональный компьютер, тематическая презентация.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны:
Термины
обработка информации;
информационный процесс;
систематизация (структурирование) информации.
сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
Теоретическая основа урока
Обработка информации – это решение информационной задачи (процесс перехода от исходных данных к результату).
Информационный процесс – процесс, связанный с приёмом, передачей, обработкой и сохранением информации.
Систематизация информации - деление информации на группы по определённым признакам.
Ход урока
Организационный момент. Проверка присутствующих.
Проверка домашнего задания (слайд 1). Несколько учеников поочередно рассказывают решение домашней задачи, отслеживая поэтапное решение на слайде презентации.
Объяснение нового материала.
Изменение формы представления информации - систематизация информации, §1.13 с.48-49. Обратить внимание, что поиск и систематизация информации тесно связаны между собой.
При изложении нового материала опереться на опыт, полученный учащимися при выполнении заданий презентации (слайд 4,5, 8-10)
и устного выполнения задания УЧ: №5-6 с.51-52.
5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
1) Солнце, воздух, ветер, почва;
2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3) стол, стул, диван, шкаф;
4) автомобиль, самолёт, стул, стол;
5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
б) кот, собака, корова, кролик;
7) сантиметр, дециметр, метр, километр;
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9) весна, река, рука, яблоня;
10) приставка, корень, суффикс, окончание;
11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, местоимение;
13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
14) сканер, клавиатура, мышь, джойстику
15) хранение, передача, обработка.
6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.
1) 2, 3, 6, 7, 11;
2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;
3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;
4) 72, 62, 52, 45, 32, 82;
5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;
6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
Практическая работа.
Выполняются задания РТ: №44 с.46 на компьютере в текстовом процессоре Open Office Write. Слабые учащиеся выполняют задание РТ: №45 с. 46. Показать, как выполняется сортировка.
Итог урока: на уроке мы углубили знания о систематизации как одной из составляющих обработки информации с изменением формы представления информации и способах сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
За активную работу на уроке получают оценки: _________________________________
За работу на компьютере: ____________________________________________________
Домашнее задание: §1.13 с.48-49, вопросы 1-2 с.51; РТ: №49 с.49.
Рефлексия: на обратной стороне листка с заданием написать 0, если урок не понравился и 1 наоборот и положить на стол учителя в конце занятия.