kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные: 1) способствовать углублению представлений учащихся об алгоритмах обработки информации;

2) ввести понятие алгоритмической машины, рассказать о моделях алгоритмических машин Тьюринга и Поста;

3) способствовать формированию умения составлять алгоритмы на обработку информации.

Развивающие: 1) способствовать развитию логического мышления;

2) способствовать развитию кругозора учащихся;

3) способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные: 1) способствовать формированию коммуникативных умений учащихся;

2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.»

10 класс Урок№ ___ Дата __________


Тема: Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления работой исполнителя

Цели урока:

Образовательные: 1) способствовать углублению представлений учащихся об алгоритмах обработки информации;

2) ввести понятие алгоритмической машины, рассказать о моделях алгоритмических машин Тьюринга и Поста;

3) способствовать формированию умения составлять алгоритмы на обработку информации.

Развивающие: 1) способствовать развитию логического мышления;

2) способствовать развитию кругозора учащихся;

3) способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные: 1) способствовать формированию коммуникативных умений учащихся;

2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивационный момент

«Сами машины - это пустые перчатки,
но их надевает человеческая рука,
которая может быть хорошей или плохой»

Р.Брэдбери.

В 1931 году австрийский математик А.Гедель  доказал теорему о неполноте. Поэтому было высказано предположение о том, что некоторые задачи алгоритмически неразрешимы, то есть для них в принципе не существует алгоритма решения, и поэтому искать его бессмысленно. Исследования, которые начали проводить в этой области в 30-х годах 20-го века привели к возникновению теории алгоритмов. В настоящее время, теория алгоритмов занимается: доказательством алгоритмической неразрешимости задач; анализом сложности алгоритмов; сравнительной оценкой качества алгоритмов.

Появляется новый термин «универсальный исполнитель». Универсальным исполнителем называют исполнителя, для которого можно построить алгоритм, эквивалентный любому алгоритму для любого другого исполнителя.

Постановка учащимися целей урока


3. Актуализация опорных знаний (фронтальный прос)

Давайте вспомним, что понимают под обработкой информации?

Кто может быть исполнителем обработки информации?

Исполнителем обработки информации может быть человек или автомат (компьютер)?

Какие варианты обработки информации Вам известны?

Что такое алгоритм?

Приведите примеры алгоритмов.

Какими свойствами обладает алгоритм?

Повторение по слайду 1-3


4. Объяснение нового материала (рассказ учителя с использованием демонстрации) составление учащимися опорного конспекта

В 30-х годах ХХ века возникает новая наука – теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм.

В 1936 году английский ученый Алан Тьюринг и английский математик и логик польского происхождения Эмиль Пост независимо друг от друга предложили модели таких исполнителей – алгоритмические машины.

Алгоритмическая машина – это автоматический исполнитель обработки знаковых последовательностей.


Предварительное индивидуальное задание. Сообщения о жизни Эмиля Поста и Алана Тьюринга (заранее готовят два ученика, материал есть в конце учебника).


5. Практическая работа (работа в парах)

Инструктаж по ПБ

Физминутка


Работа с программой Кумир (Чертежник)

Задание. Составить алгоритм чертежа новогодней елочки


6. Постановка домашнего задания

Выучить п. 9. Подготовить сообщение на тему «Машина Поста».


*** Составить сравнительную характеристику машины Поста и машины Тьюринга.


7. Подведение итогов урока


Достигнуты цели урока?

Выставление оценок учащимся.

















Сравнительная характеристика машины Поста и машины Тьюринга:

Название машины

Машина Тьюринга

Машина Поста

Описание машины

абстрактная вычислительная машина

Состав машины

  1. счетная лента (разделенной на ячейки и ограниченной слева, но не справа),

  2. читающая и пишущая головка,

  3. лентопротяжный механизм,

  4. операционное исполнительное устройство

1. бесконечная лента, разделенная на одинаковые ячейки

2. читающая, пишущая и перемещающаяся головка

Алфавит

Внешний и внутренний алфавит (конечное множество состояний каретки)

двузначный или трехзначный

Выполняемые действия

1) записывать новый символ в обозреваемую ячейку;

2) выполнять сдвиг по ленте на одну ячейку вправо/влево или оставаться неподвижным;

3) переходить в новое состояние;

4) прекращать работу (останавливаться).

V j - поставить метку, перейти к j-й строке программы.

X j - стереть метку, перейти к j-й строке программы.

- сдвинуться влево, перейти к j-й строке программы.

- j - сдвинуться вправо, перейти к j-й строке программы.

? j1; j2 - если в ячейке нет метки, то перейти к j1-й строке программы, иначе перейти к j2-й строке программы.

! – конец программы (стоп).

Запись программы для машины

записывается в таблице

состоит из пронумерованных строк



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маруда Юлия Викторовна

Дата: 27.05.2024

Номер свидетельства: 651491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства