Просмотр содержимого документа
«: Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.»
10 класс Урок№ ___ Дата __________
Тема: Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления работой исполнителя
Цели урока:
Образовательные: 1) способствовать углублению представлений учащихся об алгоритмах обработки информации;
2) ввести понятие алгоритмической машины, рассказать о моделях алгоритмических машин Тьюринга и Поста;
3) способствовать формированию умения составлять алгоритмы на обработку информации.
Развивающие: 1) способствовать развитию логического мышления;
2) способствовать развитию кругозора учащихся;
3) способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.
2) способствовать развитию информационно-познавательной компетенции учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивационный момент
«Сами машины - это пустые перчатки, но их надевает человеческая рука, которая может быть хорошей или плохой»
Р.Брэдбери.
В 1931 году австрийский математик А.Гедель доказал теорему о неполноте. Поэтому было высказано предположение о том, что некоторые задачи алгоритмически неразрешимы, то есть для них в принципе не существует алгоритма решения, и поэтому искать его бессмысленно. Исследования, которые начали проводить в этой области в 30-х годах 20-го века привели к возникновению теории алгоритмов. В настоящее время, теория алгоритмов занимается: доказательством алгоритмической неразрешимости задач; анализом сложности алгоритмов; сравнительной оценкой качества алгоритмов.
Появляется новый термин «универсальный исполнитель». Универсальным исполнителем называют исполнителя, для которого можно построить алгоритм, эквивалентный любому алгоритму для любого другого исполнителя.
Постановка учащимися целей урока
3. Актуализация опорных знаний (фронтальный прос)
Давайте вспомним, что понимают под обработкой информации?
Кто может быть исполнителем обработки информации?
Исполнителем обработки информации может быть человек или автомат (компьютер)?
Какие варианты обработки информации Вам известны?
Что такое алгоритм?
Приведите примеры алгоритмов.
Какими свойствами обладает алгоритм?
Повторение по слайду 1-3
4. Объяснение нового материала (рассказ учителя с использованием демонстрации) составление учащимися опорного конспекта
В 30-х годах ХХ века возникает новая наука – теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм.
В 1936 году английский ученый Алан Тьюринг и английский математик и логик польского происхождения Эмиль Пост независимо друг от друга предложили модели таких исполнителей – алгоритмические машины.
Алгоритмическая машина – это автоматический исполнитель обработки знаковых последовательностей.
Предварительное индивидуальное задание. Сообщения о жизни Эмиля Поста и Алана Тьюринга (заранее готовят два ученика, материал есть в конце учебника).