Цель урока: расширить представления и сформировать навыки учащихся по вводу и редактированию текста, дать представление о фрагменте текстового документа.
Задачи:
Обучающая:
совершенствовать умение удалять и вставлять, копировать и перемещать буквы, фрагменты текста;
Просмотр содержимого документа
««Редактирование текста. Работа с фрагментами» »
Открытый урок по информатике
Учителя информатики
Досжанова Гулия Сериковна
«Редактирование текста. Работа с фрагментами»
Цель урока: расширить представления и сформировать навыки учащихся по вводу и редактированию текста, дать представление о фрагменте текстового документа.
Задачи:
Обучающая:
совершенствовать умение удалять и вставлять, копировать и перемещать буквы, фрагменты текста;
способствовать воспитанию нравственных качеств: толерантность, взаимовыручка, взаимоуважение и чувство сопереживания;
учить реально оценивать себя и других;
организовывать свою работу, действовать самостоятельно, в парах и группах;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа с элементами обобщения
Оборудование:
компьютеры с программой WordPad, запущенной и свернутой на панели задач;
файлы-заготовки для практикума в папке Мои документы/5 класс;
плакаты «Правила работы на компьютере», «Знакомство с клавиатурой», «Техника безопасности», «Подготовка текстовых документов»;
презентация к уроку;
материалы ЦОР;
таблица на доску, индивидуальные карточки для учащихся;
карточки с текстами практической работы.
Ход урока:
Организационный момент (3 мин):
Приветствие учителя и учащихся, отметить отсутствующих.
Вступительное слово учителя:
Чтоб было все у нас в порядке,
Чтоб шла работа веселей,
Отгадайте-ка загадки
И отвечайте поскорей!
Тексты загадок (раздать детям – учат наизусть, остальные отгадывают) – слайды презентации 2-4:
Напишу и сосчитаю, И ошибку укажу, Я и музыку сыграю, И картинку покажу… Я хотя росточком мал, Но большой универсал!
У тебя вопросов много, Подскажу тебе я: с кем Ты в режиме диалога Сможешь сто решить проблем.
Отвечает без капризов, Задавай вопрос скорей, Этот умный телевизор, Называется - …
Как грудной малыш без мамы Сам не может есть и пить, Так компьютер без …
Шагу бы не мог ступить!
КОМПЬЮТЕР
ДИСПЛЕЙ (МОНИТОР)
ПРОГРАММЫ
Мы с вами осваиваем азы компьютерной грамотности: изучаем основные устройства компьютера, учимся работать с мышью, с клавиатурой, выполнять вычисления, набирать текст, выполнять операции редактирования с отдельными символами. Сегодня на уроке вы должны научиться работать с фрагментами текста:
как выделить произвольный фрагмент, слово, строку, абзац, весь текст;
как фрагмент можно удалить в буфер, копировать в буфер и вставить из буфера;
как отменить ошибочно выполненную операцию.
Объявить тему урока, дети записывают её в тетрадях (слайд презентации 5).
Актуализация опорных знаний (5 мин):
Чтоб к работе приступить
Нам очень важно повторить:
Где и как, в какой программе
Документ мы можем сами,
На компьютере создать,
Ничего не растерять!
Предлагаю не зевать,
А на вопросы отвечать:
Устная работа:
Какая программа называется текстовым редактором? (программа, предназначенная для создания текстового документа)
В программе-редакторе можно создавать информацию. К какому информационному процессу можно отнести создание информации: хранение, передача, обработка? (обработка, хранение)
Каковы правила ввода текста? Для решения этого вопроса выполним устно небольшой тест. Внимание на экран (слайды презентации 6-20)
Какие операции редактирования вы знаете? (удаление, вставка, замена, копирование, перемещение)
Ну а теперь должны вы вспомнить,
Таблицу на доске заполнить:
Кнопок сих предназначенье
Назовите без мучений.
Работа с таблицей на доске: заполнить таблицу на доске с помощью карточек, на которых написаны соответствующие названия кнопок на панели инструментов и меню (слайд 21-22):
Меню
Кнопка
Назначение кнопки
Файл – создать …
Создать
Файл – открыть …
Открыть
Правка – вырезать
Вырезать
Правка – копировать
Копировать
Правка – вставить
Вставить из буфера
Правка - отменить
отменить
Вставка – дата и время
Дата/время
Объяснение нового материала (7 мин):
Готовы мы без промедленья
Продолжить наш процесс ученья.
Вы слушайте, запоминайте,
На ус свой молодой мотайте!
Ребята! При редактировании можно работать не только с отдельными символами, как это делали мы на прошлом уроке, но и с целыми фрагментами текста.
Что за слово странное,
Вроде иностранное?!
Слышать - слышали не раз,
Только что оно для нас?
Время мы терять не станем
И в словарик наш заглянем.
Учащимся на доске дается определение фрагмента, дети читают его вслух, записывают в тетрадь (один ученик диктует вслух) – слайд презентации 23.
Фрагмент (текстовый) – это произвольная последовательность символов (произвольный участок, слово, строка или блок строк, абзац, страница, весь текст).
Устное задание (слайды презентации 24-28): определить, чем является выделенный текст
Для справки: произвольный участок, слово, строка (блок строк), абзац, весь текст.
Быстро справились с заданьем.
Ждет вас другое испытанье.
Всего прежде нужно знать -
Как фрагмент нам выделять?
На вопрос и этот тоже
Учебник дать ответ поможет.
Страница сто девяносто два –
Узнать ответ настала пора!
Работа с учебником стр. 192: учащиеся зачитывают способы выделения фрагментов текста (по желанию, по очереди по одному способу) - слайды презентации 29-33.
Практическое задание (18+2 мин):
Теперь мы знаем все, что нужно.
Работать с текстом будем дружно.
Пройти нам нужно испытанья,
Не обойтись здесь без старанья!
Уж больно с вами засиделись.
Компьютеры ведь никуда не делись?
Мы встанем, вытянемся дружно,
Нам обязательно проделать нужно:
Наклон вперед, назад, ногами дрыгнуть,
В ладоши хлопнуть и подпрыгнуть.
Закрыть глаза и помечтать.
Ну что, готовы приступить к работе вы опять?
Работа учащихся на ПК:
Испытание 1: на экране каждого ПК заранее подготовленный текст загадки, поочередно выполнить выделение произвольного участка, слова, строки (блока строк), абзаца, всего текста (по образцу на экране) – слайд презентации 34.
Физкультминутка (упражнения для глаз – слайд презентации 35-36)
Испытание 2: (Практическая работа №8 стр. 158 учебника, задание №2) Откройте документ Лукоморье.rtf (Мои документы\5класс\заготовки); удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихов А. С. Пушкина; сохраните документ с изменениями в папке 5класс по именем Лукоморье1.rtf. (слайд презентации 37)
Испытание 3:(Практическая работа №8 стр. 158, задание №3) Откройте документ «Пословицы». Перед вами пословицы и поговорки, которые нерадивый наборщик взялся набирать на компьютере, да все перепутал. Вам нужно, с помощью ножниц разделить части пословиц и соединить их правильно.
(слайд презентации 38):
Сила есть, пойду к другому. Спасибо вашему дому – ума не надо. Ум хорошо, а неученье тьма. Ученье свет, а два лучше. Худой мир лучше бесчестья. Честь лучше доброй ссоры.
Сохраните документ с изменениями в папке 5класс под именем Фраза1. rtf.
Итог урока (3 мин):
Прошли вы с честью испытанья,
Плоды я вижу вашего старанья.
Но знать хотели б мы с гостями
Все ль поняли, смогли, всему ли вняли?
Вы сразу нам не отвечайте,
Подумайте, потом ответ давайте.
Что такое фрагмент? это произвольная последовательность символов (слово, строка, абзац, страница, весь текст).
Можно ли редактировать текст, фрагменты текста (слово, абзац, строку, весь текст); ДА
Перед редактированием Фрагмент необходимо выделить;
Назовите виды редактирования КОПИРОВАТЬ, ВСТАВИТЬ ВЫРЕЗАТЬ, Удалить