kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данной методической разработки урока информатики и ИКТ -это знакомство с правилами распределения понятия на классы, знакомство с понятием "основание классификации",знакомство с понятиями естественная и вспомогательная классификация. В период изучения обучающимися темы они научаться строить различные классификации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация" »

План-конспект урока Тема урока: Классификация

Учебный предмет – информатика.

Уровень образования школьников: 6 класс общеобразовательной школы, 2-й год изучения предмета.

Раздел программы: Человек и информация

Место урока в изучении раздела: 9-й урок раздела «Человек и информация»;
до этого были рассмотрено определение понятия, содержание и объем понятия, понятие как форма мышления; учащиеся знают приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), виды отношений между понятиями; учащиеся умеют работать с текстом и графикой в текстовом процессоре Word,графическом редакторе Paint.

Оборудование и раздаточный материал:.компьютеры,презентации-2 шт, материалы практической работы, карточки раздаточного материала, учебник информатики 6 класс, Л..Босова, рабочая тетрадь Л..Босова.

Продолжительность урока: 45 минут.

Технологические особенности:

Программное обеспечение:  Microsoft Word, Paint.

На уроке применяется технология группового взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель урока:

  • познакомить с правилами распределения объема понятия на классы, с понятием «основание классификации»;

  • познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией;

  • углубить представления учащихся о классификации понятий;

  • выработать умение составлять классификации понятий

Задачи урока:


Образовательная: закрепить навыки классификации по заданному основанию.я

Развивающая: формировать умение анализировать, способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей учащихся, интереса к предмету.

Воспитательная: развить коммуникативные компетенции учащихся, толерантное отношение друг к другу, воспитать чувство ответственности и коллективизма.

План урока:


п/п

Этапы урока

Время

Организационный момент

1 мин

Проверка д/з

4 мин

Актуализация опорных знаний

4 мин

Теоретическая часть урока (объяснение нового материала)

15 мин

Самостоятельная работа учащихся в группах

10 мин

Практическая работа на компьютере

7мин

Инструктаж домашнего задания

2 мин

Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционально-психологического настроя на работу.

Уточнение отсутствующих. Ребята! Что было задано на дом?

§ 2.3 (стр 51-53); РТ №32 (стр 64-65)

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: Мобилизация работы учащихся и проверка готовности учащихся к уроку

Учащимся предлагается по цепочке прочитать свои определения данных понятий и соотнести их со схемой определения понятия (схема представлена в учебнике)

Примерные ответы на задание №32 стр.64-65 рабочей тетради УМК Босовой Л.Л.

  1. Информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.

  2. География – это наука, изучающая поверхность Земли и людей, живущих на людей.

  3. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону: состав звуков, особенности их произношения словах, ударения, интонацию.

  4. Ботаника – это раздел науки о природе, занимающийся изучением растений.

  5. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».

  6. Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т.д.

  7. Земледельцы – это люди, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

  8. Животноводы – это люди, которые разводят сельскохозяйственных животных.

  9. Тяжелая промышленность – это промышленность, использующая большие машины и тяжелое сырье.

  10. Легкая промышленность – это промышленность, которая использует легкое сырье и производит легкие товары.

Актуализация ранее полученных знаний

Цель: Сосредоточить внимание учащихся на связи прошлых уроков с данным, возбуждение познавательного интереса к уроку(представлено интересной подборкой задания из рабочей тетради), здесь создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема (путем наводящих вопросов),осознание значимости предстоящей деятельности и её взаимосвязь с последующей

Делимся в группы по двое. Сейчас я вам раздам карточки с наборами понятий, вам необходимо из группы найти лишнее понятие и обосновать ответ почему вы так считаете? Задание 26 рабочей тетради стр 57-58

(Зачеркните (мысленно) слово, озвучив ответ перед классом, присутствующее в каждой строке. Будьте готовы объяснить, почему вы так считаете:)

  1. Щука, карась, окунь, рак

  2. ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

  3. Саша, Лена, Коля, Маша, Егоровна

  4. Ветка, листок, яблоко, цветок, птичка

  5. Заяц, волк, кабан, лось, овца

  6. Шайба коньки, качели, клюшка

  7. Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик

  8. Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал

  9. Россия, Франция, Петербург, Китай

  1. Молоко, сыр, сливки, сметана, сало. (оставшиеся 22 строчки задания вы выполните дома)

Ответы

Рак-не рыба

Сирень-не цветок

Егоровна-отество,а не имя

Птичка не часть растения(живое существо)

Овца-не дикий зверь

Качели не для ледовых игр(шайба не начинается на букву к)

Кролик-не птица

Байкал-не горы

Петербрг- не госудорство

Сало-немолочный продукт



Ребята ,а почему вы одни слова зачеркивали, а другие оставляли?

Ответ---Т.К.большинство слов относятся к одному классу (или схожи по одному признаку.

А что нужно сделать, для того, чтобы данная информация была бы более понятна?

-разделить животных на группы

-упорядочить

-Составить схему

-сделать классификацию, как растительноядные животные и хищники

Сегодня мы с вами и познакомимся с классификацией понятий

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и

тему урока: Классификация.(слайд №1)

Цель: усвоение новых знаний путём выстраивания причинно-следственные связей, используя , проблемные вопросы, наводящие уч-ся на введение новых определений (например основание классификации) ,намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения ( наводящие вопросы , если возникает какое- то недопонимание)

Классификация позволяет установить определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область на группы, упорядочивая эти объекты.

Классификация – это распределение предметов на группы (классы) по каким-нибудь отличительным признакам. Классификация помогает навести порядок в наших знаниях, «разложить их по полочкам». Слайд №2 Например, все позвоночные животные распределяются по таким классам: млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы. К рептилиям относятся, например, змеи, крокодилы; к земноводным – лягушки, жабы. Слайд №3

Всех животных по способу питания можно разделить на группы: хищники, растительноядные, всеядные. Какие животные относятся к каждой из этих групп? Приведите по два примера. (Учащиеся отвечают)

Классификацией является деление всех учащихся школы на классы. При этом каждый ученик учится в каком-нибудь классе, и ни один из них не учится сразу в двух классах
одновременно. Слайд №4.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес в одном из своих рассказов приводит обрывок из «некой китайской энциклопедии». В ней дается классификация животных и говорится, что они подразделяются на: а) принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) заключенных в настоящую классификацию; и) буйствующих как безумные; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) прочих; н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущихся мухами.

-Предполагаемый ответ уч-ся :нет должны существовать правила по которым строиться классификация

Итак, классифицируя совокупность каких-либо понятий, мы делим его на классы (группы)
по следующим правилам:

  1. Все понятия будут распределены по классам. Объединение всех классов составляет исходную совокупность.

  2. Каждое понятие входит только в один класс. Слайд №5

Слайд 6 Каждое понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий, но во главе должно стоять какое то общее понятие, которое является существенным признаком понятий, расположенных ниже

Пример – Рассмотрим такое понятие как «лес» на какие понятия оно делится по признаку деревьев, в нём произрастающих? На какие понятия делятся хвойный, смешанный и лиственный.

Какое понятие будет стоять во главе пирамиды, если её начертить?

-лес, т.е.оно является основным для этой классификации (слайд 7)

Основание классификации – это признак, по которому производится классификация.

Одна и та же совокупность понятий может быть классифицирована по разным основаниям.

Классификация производится по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). Естественная классификация позволяет судить о свойствах объекта. Вспомогательная классификация (упорядочение) служит для
более легкого отыскания объектов. Слайд №8

Физкультминутка ( показ презентации №2 с физкультминуткой)

Цель: Снять напряжение с различных участков тела, расслабление мышц.

-Закрепление изученного материала

Цель :выработать умение составлять классификации понятий

    1. На доске начерчены 2- схемы. Класс делится на 2 группы. Из набора понятий составьте классификации понятий и запишите правильные ответы на доске.

Работа в рабочей тетради №28, стр.60-61

№ 1. Составьте классификацию понятий

Понятия: водная система, Волга, Дон, черное море, тихий океан, море, индийский океан, река, Азовское море, океан Верный ответ:

Водная система

Океан

Море

Река

Тихий океан

Черное море

Волга

Индийский океан

Азовское море

Дон

№ 2. Составьте классификацию понятий

Понятия: салат, гуляш, компот, салат из овощей, суп гороховый, жареная курочка, сок, щи, оливье, первое блюдо, второе блюдо, котлета, напиток, кисель, кофе, борщ, мясо запеченое, обеденное меню Верный ответ:

Обеденное меню

Салат

Первое блюдо

Второе блюдо

Напиток

Салат из овощей

Суп гороховый

Гуляш

Компот

Оливье

Борщ

мясо запеченое

Сок


Щи

Котлета

Кисель



жареная курочка

Кофе

№3 Укажите вместо символа «?» основание для каждой классификации.



Внешние устройства
компьютера







Устройства
?


Устройства
?






















  1. Самостоятельная работа учащихся в группах на компьютере.

Технология работы:

Разбейтесь на 3 группы. Совместно решите полученные вашей группой задания.

Выполните задания по карточкам на компьютере.

  1. Откройте файл Классификация.doc. Какие из следующих классификаций – правильные? Выделите их цветом или подчёркнутым шрифтом. Неверные классификации исправьте, дописав недостающий или удалив лишний признак.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные, не очень главные

    • Буквы бывают гласные и согласные.

    • Согласные в русском языке делятся на глухие и шипящие.

    • Глаголы в русском языке бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.

    • Предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными.

    • Грибы бывают съедобные, ядовитые, трубчатые и пластинчатые.

    • Птицы бывают дикие, домашние и перелетные.

    • Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные.

    • Углы бывают острые, прямые и тупые.

    • Дроби бывают обыкновенные, правильные и десятичные


  1. Проверка работы групп. Подведение итогов урока.

Демонстрация результатов работы каждой группы у доски .

  1. Домашнее задание: Учебник § 2.3 стр. 54-55, рабочая тетрадь № 26(доделать задания, которые не были выполнены в классе) Дополнительное задание : Составьте примеры классификаций по полу (девочка или мальчик), по возрасту, по цвету волос, по уровню успеваемости

Рефлексия

Цель: Установление обратной связи

Смешные мордашки по три раздаются всем. Оцените своё настроение на уроке?

Дополнительное задание : Составьте примеры классификаций по полу (девочка или мальчик), по возрасту, по цвету волос, по уровню успеваемости .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация"

Автор: Летушова Людмила Владимировна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства