Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация"
Главной целью данной методической разработки урока информатики и ИКТ -это знакомство с правилами распределения понятия на классы, знакомство с понятием "основание классификации",знакомство с понятиями естественная и вспомогательная классификация. В период изучения обучающимися темы они научаться строить различные классификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики и ИКТ "Классификация" »
План-конспект урока Тема урока: Классификация
Учебный предмет – информатика.
Уровень образования школьников: 6 класс общеобразовательной школы, 2-й год изучения предмета.
Раздел программы: Человек и информация
Место урока в изучении раздела: 9-й урок раздела «Человек и информация»; до этого были рассмотрено определение понятия, содержание и объем понятия, понятие как форма мышления; учащиеся знают приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), виды отношений между понятиями; учащиеся умеют работать с текстом и графикой в текстовом процессоре Word,графическом редакторе Paint.
Оборудование и раздаточный материал:.компьютеры,презентации-2 шт, материалы практической работы, карточки раздаточного материала, учебник информатики 6 класс, Л..Босова, рабочая тетрадь Л..Босова.
Продолжительность урока:45 минут.
Технологические особенности:
Программное обеспечение: Microsoft Word, Paint.
На уроке применяется технология группового взаимодействия.
Тип урока: комбинированный. Форма обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический.
Цель урока:
познакомить с правилами распределения объема понятия на классы, с понятием «основание классификации»;
познакомить учащихся с естественной и вспомогательной классификацией;
углубить представления учащихся о классификации понятий;
выработать умение составлять классификации понятий
Задачи урока:
Образовательная:закрепить навыки классификации по заданному основанию.я
Развивающая:формировать умение анализировать,способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей учащихся, интереса к предмету.
Воспитательная: развить коммуникативные компетенции учащихся, толерантное отношение друг к другу, воспитать чувство ответственности и коллективизма.
План урока:
№ п/п
Этапы урока
Время
Организационный момент
1 мин
Проверка д/з
4 мин
Актуализация опорных знаний
4 мин
Теоретическая часть урока (объяснение нового материала)
15 мин
Самостоятельная работа учащихся в группах
10 мин
Практическая работа на компьютере
7мин
Инструктаж домашнего задания
2 мин
Подведение итогов урока. Рефлексия
2 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: Создание эмоционально-психологического настроя на работу.
Уточнение отсутствующих. Ребята! Что было задано на дом?
§ 2.3 (стр 51-53); РТ №32 (стр 64-65)
Проверка домашнего задания.
Цель: Мобилизация работы учащихся и проверка готовности учащихся к уроку
Учащимся предлагается по цепочке прочитать свои определения данных понятий и соотнести их со схемой определения понятия (схема представлена в учебнике)
Примерные ответы на задание №32 стр.64-65 рабочей тетради УМК Босовой Л.Л.
Информатика – это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
География – это наука, изучающая поверхность Земли и людей, живущих на людей.
Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону: состав звуков, особенности их произношения словах, ударения, интонацию.
Ботаника – это раздел науки о природе, занимающийся изучением растений.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т.д.
Земледельцы – это люди, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.
Животноводы – это люди, которые разводят сельскохозяйственных животных.
Тяжелая промышленность – это промышленность, использующая большие машины и тяжелое сырье.
Легкая промышленность – это промышленность, которая использует легкое сырье и производит легкие товары.
Актуализация ранее полученных знаний
Цель: Сосредоточить внимание учащихся на связи прошлых уроков с данным, возбуждение познавательного интереса к уроку(представлено интересной подборкой задания из рабочей тетради), здесь создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема (путем наводящих вопросов),осознание значимости предстоящей деятельности и её взаимосвязь с последующей
Делимся в группы по двое. Сейчас я вам раздам карточки с наборами понятий, вам необходимо из группы найти лишнее понятие и обосновать ответ почему вы так считаете? Задание 26 рабочей тетради стр 57-58
(Зачеркните (мысленно) слово, озвучив ответ перед классом, присутствующее в каждой строке. Будьте готовы объяснить, почему вы так считаете:)
Качели не для ледовых игр(шайба не начинается на букву к)
Кролик-не птица
Байкал-не горы
Петербрг- не госудорство
Сало-немолочный продукт
Ребята ,а почему вы одни слова зачеркивали, а другие оставляли?
Ответ---Т.К.большинство слов относятся к одному классу (или схожи по одному признаку.
А что нужно сделать, для того, чтобы данная информация была бы более понятна?
-разделить животных на группы
-упорядочить
-Составить схему
-сделать классификацию, как растительноядные животные и хищники
Сегодня мы с вами и познакомимся с классификацией понятий
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и
тему урока: Классификация.(слайд №1)
Цель: усвоение новых знаний путём выстраивания причинно-следственные связей, используя , проблемные вопросы, наводящие уч-ся на введение новых определений (например основание классификации) ,намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения ( наводящие вопросы , если возникает какое- то недопонимание)
Классификация позволяет установить определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область на группы, упорядочивая эти объекты.
Классификация – это распределение предметов на группы (классы) по каким-нибудь отличительным признакам. Классификация помогает навести порядок в наших знаниях, «разложить их по полочкам». Слайд №2Например, все позвоночные животные распределяются по таким классам: млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы. К рептилиям относятся, например, змеи, крокодилы; к земноводным – лягушки, жабы. Слайд №3
Всех животных по способу питания можно разделить на группы: хищники, растительноядные, всеядные. Какие животные относятся к каждой из этих групп? Приведите по два примера. (Учащиеся отвечают)
Классификацией является деление всех учащихся школы на классы. При этом каждый ученик учится в каком-нибудь классе, и ни один из них не учится сразу в двух классах одновременно. Слайд №4.
Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес в одном из своих рассказов приводит обрывок из «некой китайской энциклопедии». В ней дается классификация животных и говорится, что они подразделяются на: а) принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) заключенных в настоящую классификацию; и) буйствующих как безумные; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) прочих; н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущихся мухами.
-Предполагаемый ответ уч-ся :нет должны существовать правила по которым строиться классификация
Итак, классифицируя совокупность каких-либо понятий, мы делим его на классы (группы) по следующим правилам:
Все понятия будут распределены по классам. Объединение всех классов составляет исходную совокупность.
Каждое понятие входит только в один класс. Слайд №5
Слайд 6 Каждое понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий, но во главе должно стоять какое то общее понятие, которое является существенным признаком понятий, расположенных ниже
Пример – Рассмотрим такое понятие как «лес» на какие понятия оно делится по признаку деревьев, в нём произрастающих? На какие понятия делятся хвойный, смешанный и лиственный.
Какое понятие будет стоять во главе пирамиды, если её начертить?
-лес, т.е.оно является основным для этой классификации (слайд 7)
Основание классификации– это признак, по которому производится классификация.
Одна и та же совокупность понятий может быть классифицирована по разным основаниям.
Классификация производится по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). Естественная классификация позволяет судить о свойствах объекта. Вспомогательная классификация (упорядочение) служит для более легкого отыскания объектов. Слайд №8
Физкультминутка ( показ презентации №2 с физкультминуткой)
Цель: Снять напряжение с различных участков тела, расслабление мышц.
-Закрепление изученного материала
Цель :выработать умение составлять классификации понятий
На доске начерчены 2- схемы. Класс делится на 2 группы. Из набора понятий составьте классификации понятий и запишите правильные ответы на доске.
Работа в рабочей тетради №28, стр.60-61
№ 1. Составьте классификацию понятий
Понятия: водная система, Волга, Дон, черное море, тихий океан, море, индийский океан, река, Азовское море, океан Верный ответ:
Водная система
Океан
Море
Река
Тихий океан
Черное море
Волга
Индийский океан
Азовское море
Дон
№ 2. Составьте классификацию понятий
Понятия: салат, гуляш, компот, салат из овощей, суп гороховый, жареная курочка, сок, щи, оливье, первое блюдо, второе блюдо, котлета, напиток, кисель, кофе, борщ, мясо запеченое, обеденное меню Верный ответ:
Обеденное меню
Салат
Первое блюдо
Второе блюдо
Напиток
Салат из овощей
Суп гороховый
Гуляш
Компот
Оливье
Борщ
мясо запеченое
Сок
Щи
Котлета
Кисель
жареная курочка
Кофе
№3 Укажите вместо символа «?» основание для каждой классификации.
Внешние устройства компьютера
Устройства ?
Устройства ?
Самостоятельная работа учащихся в группах на компьютере.
Технология работы:
Разбейтесь на 3 группы. Совместно решите полученные вашей группой задания.
Выполните задания по карточкам на компьютере.
Откройте файл Классификация.doc. Какие из следующих классификаций – правильные? Выделите их цветом или подчёркнутым шрифтом. Неверные классификации исправьте, дописав недостающий или удалив лишний признак.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные, не очень главные
Буквы бывают гласные и согласные.
Согласные в русском языке делятся на глухие и шипящие.
Глаголы в русском языке бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
Предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными.
Грибы бывают съедобные, ядовитые, трубчатые и пластинчатые.
Птицы бывают дикие, домашние и перелетные.
Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные.
Углы бывают острые, прямые и тупые.
Дроби бывают обыкновенные, правильные и десятичные
Проверка работы групп. Подведение итогов урока.
Демонстрация результатов работы каждой группы у доски .
Домашнее задание: Учебник § 2.3 стр. 54-55, рабочая тетрадь № 26(доделать задания, которые не были выполнены в классе) Дополнительное задание : Составьте примеры классификаций по полу (девочка или мальчик), по возрасту, по цвету волос, по уровню успеваемости
Рефлексия
Цель: Установление обратной связи
Смешные мордашки по три раздаются всем. Оцените своё настроение на уроке?
Дополнительное задание : Составьте примеры классификаций по полу (девочка или мальчик), по возрасту, по цвету волос, по уровню успеваемости .