Просмотр содержимого документа
«Разработка урока информатики 7 класс "Программное обеспечение компьютера"»
Разработка урока
Учителя информатики
Нургалеевой Альбины Фанисовны
План конспект урока
Тема: Программное обеспечение компьютера - 7 класс
Ф И О: Нургалеева А.Ф
Предмет: информатика
Класс: 7
Базовый учебник - Н.Д.Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Цель урока:
знакомство с базовой составляющей операционной системы
расширение знаний по прикладному программному обеспечению.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся подробно с ПО, их разновидностями, качественными характеристиками и принципами работы;
развивающие:
– развивать образное и логическое мышление, творческую активность, активизировать познавательную деятельность через компьютерные технологии;
воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к изучению информатики, аккуратность, культуру общения, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека; - воспитание дисциплинированности, ответственности.
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- усвоить какое бывает программное обеспечение и что в него входит.
- умения правильно соотносить различные прикладные программы;
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.
- Мы начали изучать большую тему “Архитектура и устройства ЭВМ, программное обеспечение компьютера”. На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией, как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства.
– вспомним, какие функции выполняет компьютер по работе с информацией и какие устройства у него есть для этого?
Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
- Ребята, ответьте пожалуйста, что нам помогает работать на компьютере? (ответы учащихся)
- Правильно, конечно же различные программы
– Сегодня нам предстоит подробно познакомиться с ПО
- Записываем тему сегодняшнего урока « Программное обеспечение компьютера»
– Какие программы для работы на компьютере вы знаете?
Давайте разделимся на группы и поработаем в группах по 4 человека!
Работа в группе.
(4 человека работают в группе)
Учащимся предлагается найти программы, которые установлены на рабочем компьютере и представить ее классу)
– А теперь более подробно поговорим о каждой программе!
Операционная система Windows
Операционная система (ОС) является системным программным обеспечением, благодаря которому приводится в действие технические средства компьютера. Это программное обеспечение координирующее работу ЭВМ и производящее управление другими программными модулями посредством скоординированной последовательности операций.
Функциональные характеристики ОС:
Осуществление работы компьютера, в том числе и персонального и его периферийных устройств по принципу ввода/вывода информации;
Обеспечивает систему, организовывающую и хранящую файлы;
Организовывает взаимодействие пользователя и компьютера.
- Давайте запишем понятие ОС в тетрадь, откроем стр 37 учебника информатика
Прикладное программное обеспечение (ППО) – это программы, которые обеспечивают решение задач в различных областях применения компьютерных систем обработки данных (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.).
Классификация прикладного программного обеспечения
ППО, классифицируя по назначению, можно разделить на прикладные программы общего назначения и прикладные программы специального назначения.
ППО общего назначения используется для решения наиболее общих задач информационного характера в любой сфере человеческой деятельности (текстовые редакторы, электронные таблицы, графические системы, игры, развлечения).
ППО специального назначения решает более узкие задачи, а также задачи профессионального характера в различных предметных областях.
Прикладное программное обеспечение общего назначения
Программы, обрабатывающие тексты. К ним относятся текстовые редакторы, текстовые процессоры.
Текстовые редакторы – это программы для создания и редактирования текстовых документов (NotePad, WordPad).
Редактирование текста – это комплекс операций по внутренней (смысловой) и внешней (оформительской) работе над текстом.
Текстовые редакторы обеспечивают основные возможности по подготовке небольших и несложных документов. Они выполняют следующие простые операции:
Текстовые процессоры – это программы, предоставляющие более широкий круг (в сравнении с редакторами) возможностей форматирования (шрифты, таблицы, формулы) и создания документов, содержащих данные разных типов (вставка графических, звуковых данных).
На уровне специального ППО, программы, обрабатывающие тексты, представлены специализированными текстовыми редакторами и издательскими системами.
Издательские системы – это программы, которые автоматизируют процесс верстки полиграфических изданий. Издательские системы отличаются расширенными средствами управления взаимодействия текста с параметрами страницы и графическими объектами, но имеют более слабые возможности по автоматизации ввода и редактирования текста.
Электронные таблицы – программный продукт, предназначенный для всевозможных вычислительных задач (Excel, Lotus).
Основное назначение электронных таблиц – обработка различных типов данных, представляющихся в табличной форме, например, планово-финансовые, бухгалтерские документы, небольшие инженерные расчеты.
Электронные таблицы выполняют функции:
текстовых процессоров по созданию и форматированию таблиц;
математической обработки табличных данных;
визуализации результатов в форме таблиц, диаграмм, графиков.
Основное преимущество электронных таблиц, в сравнении с текстовыми процессорами (где тоже могут вестись таблицы, производиться небольшие вычисления и сортировка), в том, что содержание одних ячеек может меняться автоматически в соответствии с изменением содержания других.
Современные программные продукты этого вида имеют:
калькуляционный (вычислительный) модуль, с помощью которого происходит обработка данных (текстовых или числовых) в таблицах;
модуль диаграмм для создания презентационной графики, который позволяет на основе числовых данных, полученных с помощью калькуляционного модуля, создать диаграммы различных типов;
модуль базы данных, реализующий доступ к внешним базам данных.
Системы управления базами данных (СУБД) – это совокупность программных средств, обеспечивающая возможность создания базы данных, доступа к данным и управления базой данных (Access).
База данных – совокупность взаимосвязанных данных на машинных носителях, организованная определенным способом.
Более подробно базы данных и системы управления базами данных будут рассмотрены на следующих лекциях.
Системы компьютерной графики – это отдельные программы и аппаратно-программные комплексы, создающие и обрабатывающие различные графические изображения.
К ним относятся редакторы растровой и векторной графики, программы обработки трехмерной графики (ЗD-редакторы).
В растровой графике изображение какого-либо графического объекта описывается конкретным расположением и цветом точек (пикселей), привязанных к сетке (растру). При редактировании растровых графических объектов изменяется цвет пикселей, а не форма линий.
В векторной графике изображения описываются с помощью кривых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих их цвета и расположение. При редактировании элементов векторной графики можно изменять параметры линий, описывающих форму графических объектов, можно переносить их, менять размер, форму (это делается математическими преобразованиями), цвет, что не отразится на качестве их визуального представления.
Интегрированные программные средства – программный продукт, обеспечивающий работу нескольких разнородных систем с единым интерфейсом, а также обмен данными между системами и общими стандартными частями (MS Office, Works).
Отдельные программы, являясь мощным средством решения круга прикладных задач, не могут в полной мере удовлетворить пользователя. Например, выборку данных, предоставленную СУБД, бывает удобно обработать с помощью электронных таблиц, а результаты, оформленные в виде наглядных таблиц, поместить в отчет, представляющий собой текстовый документ, который был составлен в текстовом процессоре. Для составления таких документов и применяются интегрированные программные средства.
Среди множества интегрированных пакетов программ наиболее распространенным является пакет офисных программ Microsoft Office. Он включает несколько приложений, образующих единую среду для обработки самой различной информации, которая может встретиться в работе офиса. В его состав входят:
текстовый процессор Word;
электронные таблицы Excel;
пакет подготовки и демонстрации презентаций PowerPoint;
организатор и планировщик работы Outlook;
система управления базами данных (СУБД) Access и д.р.
Переводчики, игры, развлечения.
Прикладное программное обеспечение специального назначения
Информационные системы – системы, обеспечивающие ввод, хранение, поиск и вывод регулярно необходимых данных по запросам.
анализе экономической и финансовой деятельности (банковские и биржевые структуры).
Информационные системы позволяют автоматизировать подготовку начальных бухгалтерских документов предприятия и их учета, регулярных отчетов по итогам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в форме, приемлемой для налоговых органов, внебюджетных фондов и органов статистического учета; а также контролировать и прогнозировать ситуацию на финансовых, торговых рынках и рынках сырья, выполнять анализ текущих событий, готовить отчеты.
Диагностика качества освоения темы.
1. Работа в группах.
Класс делится в группы по 4–5 человек.
Задание: Вам необходимо установить для работы на домашнем компьютере прикладное программное обеспечение. Выберете необходимые для вас программы и обоснуйте свой выбор.
Рефлексивная деятельность.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Мы познакомились с устройствам компьютера, достаточно подробно рассмотрели их характеристики, принципы работы, на следующих уроках нам предстоит познакомится с программным обеспечением, понятием операционной системы и все, что связано с программами.
Домашнее задание: параграф 1.4 Н.Угринович “Программное обеспечение компьютера”