Класс: 5
Раздел программы: Информационные технологии
Тема: Компьютерная графика
Цель урока: расширить представление о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией через знакомство с компьютерной графикой, акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Планируемые результаты:
предметные: получение представления о компьютерной графике и области применения; введение понятия «компьютерная графика»; знакомство с техникой создания изображений с помощью инструментов графического редактора;
метапредметные: целеполагание, планирование, оценка и самооценка, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.
личностные: смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»), развитие коммуникативной культуры, привитие художественного вкуса, патриотизм.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование:
раздаточный материал: карточки-картинки с заданиями для учащихся, смайлики;
технические средства обучения: компьютерный класс, оснащенный современной техникой (компьютер учителя с интерактивной доской и выходом в Интернет, компьютеры обучающихся), программное обеспечение (программа для просмотра презентаций, медиаплеер, графический редактор Paint, электронная тетрадь по информатике для 5 класса);
учебно-методическое обеспечение: авторская презентация (с интерактивным кроссвордом, определениями, заданиями и интерактивным плакатом)
Список литературы и Интернет-ресурсов
Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: методическое пособие для 5-6 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронная тетрадь по информатике/ Д.Тарасов –http://products.videouroki.net/t5ru/, 2013.
http://www.1tv.ru/news/other/240784.
https://yadi.sk/i/hep3xjBkZ86RK.
Ход занятия
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтоб ваше хорошее настроение сохранилось до конца урока.
А начать урок я хотела бы со слов Эйнштейна «Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом».
Актуализация ранее изученного.
Какие виды искусства вы знаете?
(предположительные ответы: музыка, картины, скульптура, …)
Да, вы правильно назвали виды искусств. Один из них – живопись (живое письмо). Рисунки и картины сопровождают нас всю жизнь. Будучи малышами, которые ещё не могли выразить свои мысли и желания словами, получив в руки карандаш, вы уже пытались что-то нарисовать. Эти рисунки – одно из средств самовыражения маленького человека. Чуть повзрослев, вы с интересом рассматривали детские книжки со множеством красочных картинок, а позже сами читали книги с иллюстрациями, которые казались вам волшебными. Сегодня в ваших школьных учебниках тоже немало рисунков.
(на слайдах рисунки из учебников).
Они помогают понять и усвоить даже самый трудный материал.
Сообщение темы и постановка цели урока.
Как бы вы одним словом назвали эти рисунки, схемы, карты?
(учащиеся могут сказать: картинки, изображения, … Слово «графика» маловероятно. Даже если кто-то и скажет «графика», то можно сказать: «Давайте проверим».)
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадаем кроссворд.
(интерактивный кроссворд на слайде):
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
(ученики разгадывают кроссворд, ключевое слово которого ГРАФИКА.)
Итак, вернёмся к вопросу. Рисунки, схемы, карты и др.изображения одним словом можно назвать …
(теперь уже все ученики однозначно ответят: графика)
Молодцы! Ребята, что связывает все эти графические изображения?
(очевидный ответ: это устройства компьютера).
А можно ли получить изображения на компьютере?
(да)
Как будет называться такая графика?
(компьютерная)
Так какая у нас сегодня тема? О чём будем говорить на уроке?
(дети отвечают: компьютерная графика; тема выводится на экран)
Ребята, сегодня на уроке вы побываете в роли мастеров компьютерной графики.
Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на занятии?
(предположительный ответ: рисовать на компьютере)
Правильно, вы научитесь пользоваться секретами художников, чтобы не только на бумаге, но и на компьютере получались удивительные, неповторимые рисунки.
Усвоение новых знаний.
Что же, по вашему мнению, называют компьютерной графикой?
(предположительно: рисунки, картинки на компьютере или что-то в этом роде)
В целом вы ответили правильно, компьютерная графика – это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.
(определение выводится на слайд)
Ребята, а где мы встречаемся с компьютерной графикой? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю работу в парах. Перед вами изображения-подсказки; каждая пара, поработав с ними, должна назвать область, где используется компьютерная графика. Как только будете готовы отвечать, поднимите руки.
(каждой паре предлагается по картинкам определить одну из областей применения компьютерной графики. Например, кадры из фантастических фильмов, изображения героев анимационных мультфильмов, скрины компьютерных игр, чертежи моделей машин и самолётов, планы квартир или зданий и т.п.)
Ребята, все готовы отвечать? Итак, где же мы встречаемся с компьютерной графикой? (дети отвечают: в компьютерных играх, кино, в мультипликации, в медицине, в архитектуре, для конструирования деталей и машин, для разработки дизайна интерьера, моделей одежды, для обучения людей; учитель при необходимости помогает или уточняет ответы)
Молодцы! Вы правильно назвали области применения компьютерной графики. Согласитесь, на сегодняшний день без неё невозможно представить мир, ведь практически в любой области жизни общества компьютерная графика находит своё применение.
А можем ли мы с вами сами создавать изображения на компьютере?
(ответы детей вероятно положительные)
Что для этого нужно? Для этого нужна компьютерная программа. Как она называется?
(предположительно Paint)
В общем случае прикладную программу, предназначенную для создания и обработки графических изображений на компьютере, называют графическим редактором.
Физминутка.
А работать мы будем именно в графическом редакторе Paint, который любит только хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Встаньте, выпрямите спины, расправьте плечи, потянитесь, поморгайте глазами. А теперь улыбнитесь друг другу ещё раз и пройдите за компьютеры.
Примите правильную рабочую позу: спину выпрямите, обе ноги свободно поставьте на пол, плечи и руки не напрягайте; не забывайте контролировать расстояние от глаз до экрана монитора, оно должно быть около 60 см.
Итак, приступаем к работе.
Практическая работа обучающего характера.
6А. Коллективная работа.
(при объяснении учитель все свои слова сопровождает соответствующими действиями на доске, ученики выполняют те же действия за своими компьютерами)
Запустите программу Paint. Перед вами окно этого графического редактора.
(на доске окно программы)
Как и большинство компьютерных окон, оно содержит строку заголовка, строку меню, строку состояния. А большую часть окна занимает рабочая область. Как вы думаете, почему она так называется?
(предположительный ответ: в ней выполняем работу)
Действительно, это лист, холст, т.е. то место, где выполняется сам рисунок. Ваш рисунок может быть большим или маленьким. Поэтому размер рабочей области вы можете изменять. Для этого можем переместить маркеры на границе листа левой кнопкой мыши. Изменить размеры также можно, установив нужные размеры с использованием в меню Рисунок команды Атрибуты.
Иногда в окне появляются полосы прокрутки. Для чего они нужны?
(предположительный ответ: они используются для просмотра всего рисунка, когда он не умещается в пределах окна)
Важной частью окна графического редактора является палитра, на ней можно выбирать цвета, используемые в рисунке. Как это сделать? Щелчком левой кнопки мыши выбирается основной цвет, а правой – фоновый.
И наконец, в окне Paint есть панель инструментов для рисования и редактирования рисунка. Рассмотрим инструменты художника.
Карандаш и кисть используются, как и на уроках изобразительного искусства, для рисования произвольных линий.
Ластиком мы можем устранять небольшие недочёты.
Заливка закрашивает замкнутые области, равномерно, сплошным цветом.
В меню Правка есть команда Отменить для того, чтобы отменить последнее действие; отменить не более 3.
Для обнаружения разрывов использовать Масштаб.
А распылитель позволяет разбрызгивать краску, создать эффект распыления в изображении.
Начинающему художнику будет удобно применять инструменты чертёжника для рисования простейших графических объектов:
Это овал, многоугольник, прямоугольник, скруглённый прямоугольник, которые позволяют нарисовать соответствующие геометрические фигуры, а также линии - прямые и кривые.
На панели есть также
выделительные инструменты - для выделения части рисунка,
выбор цвета – для определения цвета на рисунке,
надпись - позволяет вводить текст в изображение.
(в процессе объяснения на экране появились сугробы, солнце, облако)
Конечно, невозможно освоить все эти инструменты за одно занятие, но некоторые из них вы будете использовать сейчас при выполнении творческого практического задания.
6Б. Индивидуальная самостоятельная работа.
Итак, вы - художники, а художники – люди с безграничной фантазией. Поэтому я предлагаю вам самостоятельно дорисовать вашу картину. Но постарайтесь в своей работе использовать как можно больше инструментов графического редактора. Ваша фантазия подскажет, как это сделать. Итак, приступаем к работе.
(ученики рисуют под музыку, на доске видеозарисовки о зиме: https://yadi.sk/i/hep3xjBkZ86RK)
При работе рекомендую использовать для справки материал учебника – стр.76-78.
Рефлексия, саморефлексия. Итог урока.
Вот и заканчивается ваша практическая работа. Возможно, кому-то из вас было недостаточно времени, чтобы воплотить в жизнь все замыслы. Но, тем не менее, работа закончена, отложите мышки. У нас с вами получилась мини-выставка художественного творчества. Какими инструментами компьютерной графики вы пользовались?
(дети перечисляют инструменты, на слайде – интерактивный плакат: появляются иконки и соответствующие их действиям картинки, а в результате получается рисунок)
В результате использования инструментов графического редактора мы получили картинку. Чему она посвящена? Как вы думаете, почему у нас сложился такой рисунок?
(на экране изображение, связанное с зимней олимпиадой в Сочи, т.к. урок проходил в день открытия олимпиады; данное изображение может быть приурочено к какому-либо другому значимому событию)
Думаю, у каждого из нас есть любимые виды спорта. Будем болеть за наших спортсменов!
Сегодня мы рисовали с вами, вы рисовали сами. Повернитесь, посмотрите на рисунки своих одноклассников. Замечательные получились работы! Каждый из вас в рисунке показал своё представление о зиме посредством компьютерной графики. Скажите, понравилась ли вам самим создавать компьютерные изображения?
(ответ: да)
А почему?
(наверняка дети выскажутся, что это просто и интересно)
Получается, что вы выразили свои мысли простым способом с помощью инструментов компьютерной графики.
(возвращается слайд с высказыванием Эйнштейна «Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом»)
А значит, как сказал Эйнштейн, это искусство! Я надеюсь, что сегодняшний урок пробудит у вас интерес к искусству компьютерной графики, и может даже кто-то из вас со временем станет известным художником, например, таким как Сейку Ямаоку.
(показ фрагмента новостей http://www.1tv.ru/news/other/240784)
Ребята, вам понравились картины? Согласитесь, чтобы написать такие прекрасные работы, нужно много учиться и трудиться. Вы сегодня только начали осваивать компьютерную графику, и конечно за одно занятие вам не достигнуть таких успехов. И тем не менее, за сегодняшний урок каждый из вас может сам поставить себе оценку. А для большей объективности я предлагаю вам выполнить задания в электронной тетради: №240, №241, №243, №246, №251, №253.
(после выполнения заданий ученики могут поставить себе оценки за урок; у учителя есть возможность убедиться в их объективности, т.к. правильность либо ошибочность выполненных заданий легко просмотреть в меню ИТОГИ электронной тетради)
Я хочу видеть, как вы оценили свои первые шаги в освоении компьютерной графики. Выберите одно из высказываний, и с помощью смайлика оцените свою работу на уроке.
У меня всё получилось(оценка «5»)
Я допускал незначительные ошибки(оценка «4»)
Над этой темой мне ещё нужно работать(оценка «3»)
Я ничего не понял(оценка «2»)
(ученики выбирают смайлики, на оборотной стороне которых стоят соответствующие оценки)
Глядя на эти смайлики, я довольна результатами вашей работы. Я рада, что у большинства из вас всё получилось. Безусловно, все вы молодцы!
Задание на дом.
Надеюсь, что добившись сегодня некоторых успехов, больших или маленьких, вы не остановитесь на достигнутом. И я уверена, что многие из вас придя домой, захотят продолжить работу с компьютерной графикой. Вашим домашним заданием будут:
§11 (стр.74-78) – в учебнике, №№140-143 – в рабочей тетради (это обязательное задание, для всех),
творческое задание – рисунок в графическом редакторе на свободную тему (его выполняют по желанию).
На этом наше занятие заканчивается. Мне было приятно работать с вами. Я благодарю вас за урок.
Дополнительное задание (на случай, если останется время): Создавая свою картину, каждый из вас планирует, где и какой инструмент графического редактора использовать. А сможете ли вы определить, какие инструменты были использованы другим человеком при написании компьютерной картины?
9