3
Разработка урока «День информационной безопасности»
Проведен 29 сентября 2014 г.
Цель урока – продолжить формирование понятия « информационная безопасность» и пути её реализации.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с понятием информационная безопасность;
2. Рассмотреть основные направления информационной безопасности;
3. Ознакомиться с различными угрозами.
Развивающие:
1. Определить последовательность действий для обеспечения информационной безопасности;
2. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
2. Формировать умение преодолевать трудности;
3. Способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийная установка с выходом в интернет.
Ход урока:
Звучит песня группы «Вирус»
1) Организационный этап.
Приветствие учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок, тема которого вам не нова. В рамках предстоящего празднования Дня интернета – 30 сентября – во всех школах России проходят мероприятия, посвященные информационной безопасности. Каковы исторические корни этого события?
Международный день интернета пытались ввести несколько раз в разные даты, но ни одна из них так и не стала традиционной. В России же «прижилась» дата 30 сентября. Все началось с того, что московская фирма IT Infoart Stars разослала фирмам и организациям предложение поддержать инициативу, состоящую из двух пунктов: назначить 30 сентября «Днем интернета», ежегодно его праздновать и провести «перепись населения русскоязычного интернета».
По данным опросов весной - летом 2014 года, интернетом пользуются 64 - 68 процентов граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно или почти каждый день - 50 - 54 процентов или примерно 60 млн взрослых россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернет - пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 7 - 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.
Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернет - аудитории. В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12–17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей.
См. слайд «Пользование интернета по возрастным группам» (по данным Левада-Центр, март 2014).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, поднимите руки те, кто ежедневно пользуется интернетом. Спасибо! Мы видим, что эти проценты верны даже для нашей аудитории.
Но сегодня нас интересует одна из сторон использования ресурсов интернет – его информационная безопасность.
Многие предпочитают не думать, что использование ресурсов интернет чревато нежелательными последствиями не только для операционной системы наших ПК, мобильных телефонов, но и для наших личных персональных данных. Знать о них, учитывать и уметь защититься – вот насущная задача каждого пользователя.
3) Актуализация знаний.
Что мы знаем об информационной угрозе и информационной безопасности? (см. слайды).
После просмотра слайда «Источники угроз». Как вы видите, к внутренним источникам угроз относится также недостаточный уровень образования. Постоянное обучение в области информационных технологий – долг каждого гражданина.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Итак, что нам нужно знать, чтобы уберечься от информационной угрозы? (Виды угроз, способы и методы защиты, законы, охраняющие личную информационную безопасность, рекомендации по организации безопасного информационного пространства).
5) Первичная проверка понимания
Предлагаю разбиться на группы и проработать ряд документов с целью выработки тактики и стратегии в борьбе с информационной угрозой.
Группа № 1. Родительская общественность.
Задание: Разработайте памятку для детей «Если любишь сидеть в интернете, запомни эти правила!»
Группа № 2. Педагогическая общественность.
Задание: Разработайте памятку для родителей «Что должен знать родитель, чтобы защитить своего ребенка в виртуальном мире»
Группа № 3. Теоретики.
Задание: Создайте азбуку интернет-опасностей.
Группа № 4. Знатоки опасностей интернета.
Задание: Перечислить (кратко) опасности, которые подстерегают пользователя в сети.
Группа № 5. Законодатели.
Задание: Перечислите законы, обеспечивающие информационную безопасность в России.
Группа № 6. Разработчики ФГОС
Задание: Перечислить требования к результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, которые предъявляют ФГОСы в сфере информационной безопасности.
На всю работу с документами – 10 мин. Ваши задания нужно оформить письменно. Затем один представитель группы зачитает ваше коллективное мнение.
(Идет работа в группах. Звучит песня группы «Вирус»)
6) Первичное закрепление.
Прошу представителей групп презентовать ваши мини-проекты.
(Идет защита мини-проектов)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: Молодцы! Все хорошо поработали, и ваши знания обязательно пригодятся в дальнейшем. Например, при выборе будущей профессии.
(Идет видеоролик «Специалисты будущего - информационная безопасность)»
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание. Ответить на вопросы теста по теме «Информационная безопасность».
Интернет-ресурсы:
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12148555/#block_7#ixzz3EZhBhOAF
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/77/
http://www.kulina.ru/articles/tosti/proff/30_4/
http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/doctrina.htm
http://www.security.ru/legislation.php
http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/informacionnaya-bezopasnost.html
Печеркина Светлана Викторовна – учитель информатики, высшая категория