kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, применительно к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 клас­сы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Для реализации программного содержания используются следующий

учебник:

–Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник. 7 - 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на объем 35 часов, что соответствует со­держанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству -1 час в неделю.

Основной целью разработанной Рабочей программы является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Это­му способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеуроч­ное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является фор­мирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.


Цели и задачи Рабочей программы.

  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, эмоциональной развитости;

  • понимание роли искусства архитектуры, произведе­ний монументального искусства и мира вещей в жизни об­щества, в становлении и отражении идеалов общества, клас­сов, народов, времен;

  • активное отношение к достижениям и ошибкам сегод­няшней архитектуры (проблема «агрессивной среды»), к па­мятникам архитектуры.

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования худо­жественных знаний, умений и навыков.

Общая тема рабочей программы «Архитектура и монументальные виды искусства».

Архитектура — один из интереснейших и сложных видов пластических искусств.

Программа 8 класса направлена на развитие у учащихся понимания архитектуры как вида искусства и как части ду­ховной культуры общества.

Создавая для себя среду обитания — «вторую природу». — человек передает ею свое отношение, ориентируясь на свое потребности и идеалы, поскольку связан с жизнью своего времени. Созданные человеком вещи (здания, предметы бы­та), в свою очередь, воздействуют на его восприятие и эмоции. Недаром архитектуру называют то «застывшей музы­кой», то «каменной сказкой», а Гоголь писал, что «архитек­тура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». О чем же говорит эта «камен­ная летопись»? Это — летопись форм человеческой жизнь человеческих отношений, ибо вне архитектуры, среды, ею создаваемой, они никогда не существовали и не могут су­ществовать. В каждое время, у каждого народа именно архитектура организовывала жизнь людей на принципах опре­деленного миропонимания, определенных идеалов. Да, ле­топись человеческих идеалов, скрытых в камне и дереве идеалов, которые мы должны уметь прочесть и понимать что ныне строящиеся здания строят наши сегодняшние :~ ношения, и нам стоит задумываться — так ли они их страшу как нам хотелось бы для хорошей, человеческой жизни, наших человечных отношений.

Увидеть образный мир архитектуры, понять и оценить невозможно без знаний его духовного, исторического зна­чения. Учащихся необходимо не только познакомить с про­изведениями зодчества, монументальных видов искусства ж предметами окружающей среды, но и вызвать у них способ­ность понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства, понимание того, что в архи­тектуре органически и неразрывно слились «польза, проч­ность и красота». И понимать — что «польза» эта не просто утилитарна (удобство), но и социальна, духовна — она стро­ит наши отношения с миром. Красота не некая догма, дан­ная нам навсегда, она понималась и понимается по-разному. Знание, почему это так происходит, входит в развитие плас­тического мышления.

В программе уделяется большое внимание развитию практических навыков конструирования и моделирования различных архитектурных объемов, что ведет к творческому выражению подростками собственного видения мира, ос­мысления взаимосвязи архитектуры и природной среды.

Для формирования мировоззрения школьников, их эсте­тических вкусов важно выработать ценностные отношения не только к памятникам истории и культуры, но и к архитек­турным проблемам — трудным и спорным — сегодняшнего дня, а также к культуре родного края, народа, к наследию предков, гордиться которыми, по словам А. Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оные есть постыд­ное малодушие»

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизнен­ного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблю­дений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения про­граммного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важ­но организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выраже­ния: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов соб­ственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослуши­вание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (об­разы) для выражения своего эмоционального отношения.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое по­нимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятни­ков культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Эта Рабочая программа посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, н возникли они в разное время и связаны с разными сторонам жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, та и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язы этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.) но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д

Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды от­носится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основа­ми образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конст­руктивных видов композиционного творчества. Принципы прост­ранственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитекту­ры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй приро­ды», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим слож­ным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих ис­кусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды ис­кусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической ра­боты по моделированию основополагающих элементов этих ис­кусств.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических ис­кусств, их общие начала и специфику;

  • особенности образного языка конструктивных видов искус­ства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизай­на, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

  • моделировать в своем творчестве основные этапы художест­венно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисов­кой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объ­екты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про­странственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, плас­тилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные об­разы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (вит­раж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании ар­хитектурного ансамбля.


Тематическое планирование

Класс 8

Общий объём: 35 часов в год

Общая тема: «Архитектура и монументальные виды искусства »

Темы четвертей:

1 четверть – Дизайн и архитектура – конструктивные искусства, в ряду пространственных искусств.

2 четверть – Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

3 четверть – Город и человек

4 четверть – Человек в зеркале дизайна и архитектуры


урока

Наименование темы урока

Часы

учебного времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

1

Введение в искусство архитектуры. Архитектура и среда

1



2-3

Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры

2



4

Архитектурный художественный образ: объём, форма.

1



5-6

Три вида архитектурных композиций

2



7-8

Архитектура пространственной среды исторических городов.

2



9

Семантика цвета в культуре разных народов

1



10-11

Архитектура как отражение миропонимания. Античность.

2



12-13

Романский и готический стиль.

2



14-15

Художественный образ архитектуры Возрождения.

2



16-17

Архитектура барокко и классицизма

2



18-19




Рисование натюрморта

«Гипсовый орнамент и предметы быта»

2



20-21

Рисование натюрморта

«Старая лампа»

2



22-23

Рисование натюрморта

«Чаепитие»

2



24-25

Рисование натюрморта

«Дары природы»

2



26-27

Декоративное рисование.

Принципы композиции.

Геральдика, условность изображения.

2



28-29

Рисование с натуры с элементами преобразования формы.

2



30-31

Рисование иллюстрации к литературным произведениям.

2



32-33

Рисование натюрморта

«Шахматный»

2



34-35

Рисование натюрморта «Весенний букет»

2



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Дизайн и архитектура – конструктивные искусства, в ряду пространственных искусств. (9часов)

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные фор­мы: линии и пятна

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Многообразие форм полиграфического дизайна

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и

зданий (7 часов)

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объ­емному макету. Соразмерность и пропорциональность

Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и мате­риальный образ времени

Роль и значение материала в конструкции

Цвет в архитектуре и дизайне

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 часов)

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов)

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурна планировка своего дома

Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Моделируя себя — моделируешь мир




ЛИТЕРАТУРА.

  1. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.:ТОО«Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

  2. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

  4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Ком­партии Узбекистана, 1988.

  5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тес­ты, задачи. -М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

  6. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

  7. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.

  8. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: АСТ-Астрель, 2001.

  9. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. — М.: Росмэн, 1997.

  10. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образова­ния РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  11. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

  12. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специаль­ный выпуск. - 2001 .-№15,16.

  13. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000.

  14. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекоменда­циями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990.

  15. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.-

  16. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. Искусство. - 2002. - № 20 (260).

  17. Рябцев, Ю. С. История русской культуры Х1-ХП веков. - М.: ВЛАДОС, 1997.

  18. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  19. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. -М.: ВЛАДОС, 2000.

  20. Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

  21. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. - Искусство. - 2001. - № 11 (227).

  22. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. - 1990. - № 2.

  23. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. -М.: Астрель, 2002.

  24. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс

Автор: Сочилина Екатерина Александровна

Дата: 26.10.2016

Номер свидетельства: 352570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство». 5-8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitelnaia_zapiska_k_rabochei_programme_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klassy_"
    ["file_id"] => string(6) "477246"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536262155"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-8 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_5_8_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "487929"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543343264"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "630792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1683133513"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа "Изобразительное искусство""
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "516682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1562932717"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа Изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "536499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579457266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства