Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, применительно к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Для реализации программного содержания используются следующий
учебник:
–Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник. 7 - 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на объем 35 часов, что соответствует содержанию образования в рамках Примерной программы по изобразительному искусству -1 час в неделю.
Основной целью разработанной Рабочей программы является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Цели и задачи Рабочей программы.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни ив искусстве;
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, эмоциональной развитости;
понимание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении и отражении идеалов общества, классов, народов, времен;
активное отношение к достижениям и ошибкам сегодняшней архитектуры (проблема «агрессивной среды»), к памятникам архитектуры.
формирование художественно-творческой активности школьников;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Общая тема рабочей программы «Архитектура и монументальные виды искусства».
Архитектура — один из интереснейших и сложных видов пластических искусств.
Программа 8 класса направлена на развитие у учащихся понимания архитектуры как вида искусства и как части духовной культуры общества.
Создавая для себя среду обитания — «вторую природу». — человек передает ею свое отношение, ориентируясь на свое потребности и идеалы, поскольку связан с жизнью своего времени. Созданные человеком вещи (здания, предметы быта), в свою очередь, воздействуют на его восприятие и эмоции. Недаром архитектуру называют то «застывшей музыкой», то «каменной сказкой», а Гоголь писал, что «архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». О чем же говорит эта «каменная летопись»? Это — летопись форм человеческой жизнь человеческих отношений, ибо вне архитектуры, среды, ею создаваемой, они никогда не существовали и не могут существовать. В каждое время, у каждого народа именно архитектура организовывала жизнь людей на принципах определенного миропонимания, определенных идеалов. Да, летопись человеческих идеалов, скрытых в камне и дереве идеалов, которые мы должны уметь прочесть и понимать что ныне строящиеся здания строят наши сегодняшние :~ ношения, и нам стоит задумываться — так ли они их страшу как нам хотелось бы для хорошей, человеческой жизни, наших человечных отношений.
Увидеть образный мир архитектуры, понять и оценить невозможно без знаний его духовного, исторического значения. Учащихся необходимо не только познакомить с произведениями зодчества, монументальных видов искусства ж предметами окружающей среды, но и вызвать у них способность понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства, понимание того, что в архитектуре органически и неразрывно слились «польза, прочность и красота». И понимать — что «польза» эта не просто утилитарна (удобство), но и социальна, духовна — она строит наши отношения с миром. Красота не некая догма, данная нам навсегда, она понималась и понимается по-разному. Знание, почему это так происходит, входит в развитие пластического мышления.
В программе уделяется большое внимание развитию практических навыков конструирования и моделирования различных архитектурных объемов, что ведет к творческому выражению подростками собственного видения мира, осмысления взаимосвязи архитектуры и природной среды.
Для формирования мировоззрения школьников, их эстетических вкусов важно выработать ценностные отношения не только к памятникам истории и культуры, но и к архитектурным проблемам — трудным и спорным — сегодняшнего дня, а также к культуре родного края, народа, к наследию предков, гордиться которыми, по словам А. Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оные есть постыдное малодушие»
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Эта Рабочая программа посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, н возникли они в разное время и связаны с разными сторонам жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, та и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язы этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.) но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д
Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.
Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.
Тематическое планирование
Класс 8
Общий объём: 35 часов в год
Общая тема: «Архитектура и монументальные виды искусства »
Темы четвертей:
1 четверть – Дизайн и архитектура – конструктивные искусства, в ряду пространственных искусств.
2 четверть – Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
3 четверть – Город и человек
4 четверть – Человек в зеркале дизайна и архитектуры
№
урока
Наименование темы урока
Часы
учебного времени
Плановые
сроки
прохождения
Примечание
1
Введение в искусство архитектуры. Архитектура и среда
1
2-3
Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры
2
4
Архитектурный художественный образ: объём, форма.
1
5-6
Три вида архитектурных композиций
2
7-8
Архитектура пространственной среды исторических городов.
2
9
Семантика цвета в культуре разных народов
1
10-11
Архитектура как отражение миропонимания. Античность.
2
12-13
Романский и готический стиль.
2
14-15
Художественный образ архитектуры Возрождения.
2
16-17
Архитектура барокко и классицизма
2
18-19
Рисование натюрморта
«Гипсовый орнамент и предметы быта»
2
20-21
Рисование натюрморта
«Старая лампа»
2
22-23
Рисование натюрморта
«Чаепитие»
2
24-25
Рисование натюрморта
«Дары природы»
2
26-27
Декоративное рисование.
Принципы композиции.
Геральдика, условность изображения.
2
28-29
Рисование с натуры с элементами преобразования формы.
2
30-31
Рисование иллюстрации к литературным произведениям.
2
32-33
Рисование натюрморта
«Шахматный»
2
34-35
Рисование натюрморта «Весенний букет»
2
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства, в ряду пространственных искусств. (9часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Многообразие форм полиграфического дизайна
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и
зданий (7 часов)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Роль и значение материала в конструкции
Цвет в архитектуре и дизайне
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (11 часов)
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов)
Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурна планировка своего дома
Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн и архитектура моего сада
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Моделируя себя — моделируешь мир
ЛИТЕРАТУРА.
Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.:ТОО«Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.
Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. -М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: АСТ-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. — М.: Росмэн, 1997.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. - 2001 .-№15,16.
Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000.
Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990.
Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.-
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. Искусство. - 2002. - № 20 (260).
Рябцев, Ю. С. История русской культуры Х1-ХП веков. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. -М.: ВЛАДОС, 2000.
Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. - Искусство. - 2001. - № 11 (227).
Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. - 1990. - № 2.
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. -М.: Астрель, 2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.