Процессы хранения и передачи информации конспект урока
Процессы хранения и передачи информации конспект урока
Цель: 1. Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации.
2. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.
3. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Задачи: сформировать понятие свойства информации;
закрепить полученные знания и навыки в ходе оценки знаний своих товарищей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Процессы хранения и передачи информации конспект урока »
конспект урока в 10 классе по теме
Процессы хранения и передачи информации
Цель: 1. Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации.
2. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.
3. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Задачи: сформировать понятие свойства информации;
закрепить полученные знания и навыки в ходе оценки знаний своих товарищей
Вопросы для детей:
Что нужно сделать , чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать)
У меня есть некоторая информация. ( текст письма, задачи, картина, мелодия)Что я могу с ней сделать?( передать, распространять, использовать, копировать)
Есть ли ситуация при которой я не могу её передать(нет канала связи, нет приёмника информации, помехи).
С помощью чего информация передается ? (текст, видеофильм, картина, код ДНК)? (бумага, кассета, ген, журнал, жесткий диск).
Как информация добирается до получателя(текст, мелодия, рисунок, электронное письмо? (воздух, волны, телекоммуникационные каналы).
Вывод: понятие информация во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
Развитие человечества не было бы возможно без сохранения знаний. В результате мы так много знаем о минувших веках. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира. А память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации.
Я хочу, чтобы вы записали в тетради 4 слова, подходящих по смыслу к теме нашего урока. А тема нашего урока? Да правильно - хранение и передача информации.
Слова написаны. Итак, теперь оформите такую таблицу.
Что?
Как?
Какая взаимосвязь?
Какие?
Почему?
В чем разница?
Где?
А теперь придумываем вопросы, связывая с предложенными в таблице вопросами и вашими записанными в тетради словами по нашей теме.
Сравниваем наши вопросы друг с другом. Читаем в слух, учитель самые повторяющиеся записывает на доске.
Теперь посмотрим презентацию по нашей теме. (просмотр презентацииприложение 1 )
Подведем итоги урока:
У кого вопросы остались без ответа? Прочитайте их всем.
Ответы.
Напоследок заполним кроссворд по теме нашего урока и сохраним его папке для общего доступа. (Приложение 2)
Общий итог урока.
Спасибо всем за работу.
приложение 1
Хранение и передача информации
(фрагменты презентации)
В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки.
Зачем всё это?
Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека.
Обратимся к истории
Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно.
Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность.
Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое другое.
Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям.
Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям.
Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
Важно, что представленную на носителе информацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.
Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
В каждом доме есть фотоальбом, в котором хранятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище закодированной информации.
Книги предназначены для длительного хранения информации.
Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обычно хранится много книг.
Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации.
Появились способы кодирования и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся в медиатеке.
Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
Компьютер хранит информацию в своей памяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно звуки, изображения, тексты, числа, видеофильмы.
Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выключить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.
Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.
Современные носители информации
Бумажные носители информации
Перфокарта
Магнитные носители информации
Оптические носители информации
Передача информации – это целенаправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому
Криптология – наука, разрабатывающая способы защиты информации.
Обработка (преобразование) информации – процесс изменения вида (формы), смысла (содержания), объема (количества)
Схема преобразования информации по принципу «черного ящика»
Система основных понятий
Передача информации в технических системах связи
Модель К. Шеннона
Процедура
кодирования
Процесс передачи по каналу связи
Процедура
декодирования
Пропускная способность канала
Воздействие шумов на канал связи
Защита информации от потерь при воздействии шума
Кодирование с оптимально – избыточным кодом
Частичная потеря информации при передаче
Полное восстановление исходного сообщения
Задание:
Приведите примеры способов передачи информации по схемам:
Источник (человек) ® Приемник (человек)
Источник (устройство) ® Приемник (человек)
Источник (человек) ® Приемник (устройство)
Источник (предмет) ® Приемник (человек)
Источник (человек) ® Приемник (предмет)
Важно
1. Хранение информации - это одно из действий с информацией.
2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности.
3. Носители предназначены для длительного хранения и передачи информации.
4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
Итог урока
1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
2. На каких носителях можно хранить информацию?
3. Что такое шум по отношению к системам передачи данных ?
4. Какие перспективы, с точки зрения хранения информации, открывают новые технологии?
5. Какие существуют способы борьбы с шумом?
дополнительно
К 100-летию со дня рождения академика
Котельникова Владимира Александровича
КОТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (10.09.1908 – 11.02.2005) специалист в области радиофизики, радиотехники, электроники, информатики, радиоастрономии и криптографии.
Академик РАН (АН СССР) состоял в Отделении физических наук. Избран в действительные члены АН СССР 23.10 1953 по специальности радиотехника. Вице-президент АН СССР 1970-1988 гг.
В.А. Котельников - выдающийся ученый, инженер, педагог и организатор, один из основоположников радиофизики, радиотехники, информатики, радиоастрономии и отечественной криптографии. Его пионерские работы положили начало развитию новых направлений науки и техники: информатики и цифрового метода передачи сигналов, статистической радиофизики, планетной радиолокации, отечественной криптографии и широкомасштабным исследованиям космического пространства.
Идею «недешифруемого шифра» Владимир Котельников сформулировал незадолго до войны:
— Я слышал, что всякие шифры рассекречиваются. Решил разобраться, возможно ли сделать абсолютно недешифрируемый шифр. Ну, и разобрался. Доказал, что возможно. Но для этого шифр должен быть случайным и использоваться только один раз, — так учёный рассказывал об открытом им «условии одноразового ключа».
Закрытый отчёт «Основные положения автоматической шифровки», где было впервые представлено строгое обоснование того, что системы шифрования с одноразовыми ключами абсолютно стойкие, Владимир Котельников сдал за три дня до начала Великой Отечественной войны. Не «разберись» он тогда, неизвестно, был бы создан «Соболь-II», была бы возможна надёжная закрытая связь Ставки с фронтом во время переломной Сталинградской битвы, остались бы живы те, кому удалось выжить?
Приложение 2(кроссворд)
техническое изобретение позволившее создать оптические диски
Современный нецифровой носитель информации
пакет магнитных дисков
преобразование информации в форму пригодную для передачи