Тема урока: Процессы хранения и передачи информации
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию основных информационных процессов.
Способствовать формированию умений применения полученных знаний.
Способствовать развитию познавательных интересов, умению осуществлять самоконтроль.
Обеспечить условия для развития логического мышления, внимательности.
Содействовать воспитанию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, положительного отношения к учебе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация → актуализация знаний и способов деятельности → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.
Этапы урока:
Организационный этап
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Этап первичной проверки понимания изученного
Этап закрепления изученного
Этап информации о домашнем задании
Этап подведения итогов учебного занятия
Этап рефлексии
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие.
Проверка подготовленности школьников к учебному занятию, организация внимания школьников, раскрытие общих целей учебного занятия и плана его проведения.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Из базового курса вам известно, что человек хранит информацию в собственной памяти, а также в виде записей на различных внешних носителях: на камне, папирусе, бумаге, магнитных и оптических носителях. Благодаря таким записям, информация передается не только в пространстве, но и во времени – из поколения в поколение. Информация может храниться в различных видах: в виде рисунков, схем, чертежей; фотографий, звукозаписей, кино- или звукозаписей. В каждом случае применяются свои носители. Носитель – это материальная среда, используемая для записи и хранения информации. Носителем информации может быть любой материальный объект. Информацию можно сохранять на камне, дереве, стекле и т.д.
Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Изобретенная в Китае, бумага служит людям 19 столетий. В 20 веке была изобретена магнитная запись. Первоначально она использовалась только для сохранения звука. Самым первым носителем магнитной записи была стальная проволока диаметром до 1 мм. В начале 20 столетия для этих целей использовалась также стальная катаная лента. Тогда же был выдан первый патент на магнитный диск. Качественные характеристики всех этих носителей были весьма низкими.
В 20-х годах 20 века появляется магнитная лента сначала на бумажной, а позднее – на синтетической основе. Во второй половине 20 века на магнитную ленту научились записывать изображение, появляются видеокамеры, видеомагнитофоны.
На ЭВМ первого и второго поколений магнитная лента использовалась как единственный вид сменного носителя для устройства внешней памяти.
С начала 1960-х годов в употребление входят компьютерные магнитные диски. Магнитные диски бывают жесткими и гибкими, сменными и встроенными в дисковод компьютера. Последние традиционно называют винчестерскими дисками.
Применение оптического, или лазерного, способа информации начинается в 1980-х годах. Во второй половине 1990-х годов появились цифровые универсальные видеодиски DVD. В настоящее время оптические диски являются наиболее надежными материальными носителями информации, записанной цифровым способом. В последнее время появилось множество мобильных цифровых устройств: цифровые фото- и видеокамеры, МР3-плееры, карманные компьютеры, мобильные телефоны, устройства для чтения электронных книг. Все эти устройства нуждаются в переносных носителях информации. Но поскольку все мобильные устройства довольно миниатюрные, то и к носителям информации для них предъявляются особые требования. Они должны быть компактными, обладать низким энергопотреблением при работе, быть энергонезависимыми при хранении, иметь большую ёмкость, высокие скорости записи и чтения, долгий срок службы. Всем этим требованиям удовлетворяют флеш – карты памяти.
Также вам известно:
Математический аппарат теории связи - математическую теорию связи, разработал американский ученый Клод Шеннон.
Под кодированием понимается преобразовании информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи.
Разработчикам технических систем передачи информации приходиться решать две взаимосвязанные задачи: как обеспечить наибольшую скорость передачи информации и как уменьшить потри информации при передаче. Шеннон был первым ученым, взявшимся за решение этих задач и создавшим новую для того времени науку – теорию информации.
Шеннон определил способ измерения количества информации, передаваемой по каналам связи. Им было введено понятие пропускной способности канала как максимально возможной скорости передачи информации.
Термином «шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим причинам, таким как плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных потоков информации, передаваемых по одним и тем же каналам.
Наличие шума приводит к потере передаваемой информации. В таких случаях необходима защита от шума. Для этого в первую очередь применяются технические способы защиты каналов связи от воздействия шумов.
Шеннон разработал специальную теорию кодирования, дающую методы борьбы с шумом. Одна из важнейших идей этой теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована.
Избыточность кода – это многократное повторение передаваемых данных.
3. Этап первичной проверки понимания изученного
(Ученики выполняют тест вместе с учителем)
Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:
Упражнения на спортивном снаряде;
Перекличка присутствующих на уроке;
Водопад
В учебнике по математике хранится информация:
Исключительно числовая;
Графическая, звуковая, числовая;
Графическая, текстовая и звуковая;
Только текстовая;
Текстовая, графическая, числовая.
Примером информационного процесса может служить:
Изготовление бумаги;
Выплавка стали;
Добыча угля;
Выращивание овощей;
Хранение данных на дискете.
Записная книжка обычно используется с целью:
Обработки информации
Хранения информации
Передача информации
Защиты информации от несанкционированного использования.
Хранение информации НЕЛЬЗЯ осуществлять с помощью:
Бумаги или картона;
Любого материального объекта;
Доски;
Звуковой волны;
Компьютерной памяти.
Примером передачи информации может служить процесс:
Отправления телеграммы;
Запроса к базе данных;
Поиска нужного слова в словаре;
Коллекционирования марок;
Проверки ошибок в диктанте.
Какой из перечисленных процессов НЕЛЬЗЯ назвать информационным процессом?
Взвешивании информации;
Кодирование информации;
Хранение информации;
Обработка информации.
Примерами информационных процессов могут служить:
Процессы строительства зданий и сооружений;
Процессы химической и механической очистки воды;
Процессы поиска нужной литературы с помощью библиотечного каталога;
Процессы производства электроэнергии;
Процессы извлечения полезных ископаемых из недр Земли.
Под носителем информации понимают:
Линию связи;
Параметр информационного процесса;
Дисковод;
Компьютер;
Материальную субстанцию, которую можно использовать для записи, хранения и передачи информации.
Перевод текста с английского на русский язык можно назвать информационным процессом:
Поиска информации;
Обработки информации;
Хранения информации;
Классификации информации.
4. Этап закрепления изученного
Задание (выполняется за компьютером): Составить полную схему передачи информации (по Шеннону)
( 7. Этап рефлексии
Продолжите фразу:
“ Сегодня на уроке я узнал…”;
“Сегодня на уроке я научился…”;
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”
Работа выполняется в Word с помощью автофигур)
5. Этап информации о домашнем задании
§ 7,8
6. Этап подведения итогов учебного занятия
(Оценивание и комментирование оценок учащихся).