научиться создавать простые программы на языке программирования;
познакомиться с особенностями конструирования разветвляющихся алгоритмов в среде программирования паскаль;
С целью формирования речи, закрепления основополагающих понятий по теме «Знакомство с языком Паскаль», полученных на предыдущем уроке, актуализация знаний проводится в виде фронтального устного опроса по следующим вопросам:
Для привлечения внимания и повышения интереса учащихся к уроку вступительное слово учителя представлено в виде отрывка из литературного произведения:
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Скажите какой тип алгоритма здесь представлен. Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программированием ветвлений на языке Паскаль.
Процедуры ввода и вывода, а также оператор присваивания позволяют писать только линейные программы, в которых все команды выполняются последовательно, одна за другой. Т.е. программы, которые мы составляли до сих пор, можно сравнить с автомобилем, который может ехать только прямо. Далеко на таком автомобиле не уедешь. Надо уметь поворачивать. Для таких «поворотов» используются операторы ветвления.
Ветвление - организация действий, при которой осуществляется выполнение той или иной последовательности команд в зависимости от результата проверки условий.
Т.е. возникает необходимость выполнять различные команды в зависимости от выполнения какого-то условия. Для таких целей в Паскале введен условный оператор:
Почему условным? Просто потому, что после оператора следует условие, которое может выполняться, а может и не выполняться - заранее это неизвестно.
Условный оператор If позволяет выполнить одну из двух последовательностей команд в зависимости от некоторого условия. В Паскале имеется 2 формы условного оператора: полная и сокращенная.
Условие - это некоторое утверждение, относительно которого можно сказать: истинно оно или ложно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программирование ветвлений на Паскале »
Тема урока: Программирование ветвлений на Паскале
Классы: 9
Целиурока:
научиться создавать простые программы на языке программирования;
познакомиться с особенностями конструирования разветвляющихся алгоритмов в среде программирования паскаль;
развитие логического мышления;
развитие навыков творческого подхода к решению задач;
развитие умения анализировать, выделять главное.
Опорные знания: алгоритмические конструкции следования, правила записи арифметических выражений, операторы: ввода, вывода, присваивания, основные виды и типы величин.
умения составлять программы на языке Паскаль с использование условного оператора.
Этапы урока
Дидактические задачи этапа
Содержание обучения
Организация процесса обучения
(методы, организационные формы, средства)
Учебная деятельность учащихся
(мотивы, внутренние и внешние учебные действия, контроль/самоконтроль)
1. Организация начала урока
Подготовка учащихся к началу урока. психологически настроить учащихся на работу
Приветствие, определение отсутствующих на уроке, озвучивание темы
(Приложение 1)
2. Актуализация опорных знаний
Актуализация знаний по теме «Знакомство с языком Паскаль», полученных на предыдущем уроке. Формирование учебно-познавательных мотивов.
Закрепление основополагающих понятий предыдущей темы: сущность понятия «программирование», алгоритм, язык программирования, Паскаль.
(Приложение 2)
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальная
Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов.
Самостоятельная работа, взаимопроверка самостоятельной работы
(Приложение 3)
Метод: репродуктивный
Форма: индивидуальная (при выполнении сам.работы), групповая (при взаимопроверке)
Средства: карточки
Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов, взаимопроверка самостоятельной работы.
3. Сообщение темы и целей урока
Подготовка
(Приложение 4)
4. Усвоение новых знаний
Формирование знаний о программировании ветвлений на языке Паскаль
Предъявление учащимся познавательных и учебных задач, на осмысление нового материала, требующих решения. Поиск и обсуждение решения.
(Приложение 5)
Метод: частично-поисковый
Форма: фронтальная
Средства: проектор имультимедиа презентация.
Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.
Совместное составление программы.
(Презентация)
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальная
Средства: магнитнаядоска и проектор
Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация новых знаний.
Совместное составление программы с использованием Free Pascal
(Презентация)
Метод: репродуктивный
Форма: индивидуальная
Средства: компьютер
5. Закрепление знаний
Систематизация полученных знаний, осмысление новых умений и способов деятельности.
Обсуждение вопросов на осмысление программирования ветвлений на языке Паскаль.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее
Самооценка и оценка работы учащихся, замечания по уроку.
(Приложение 7)
Метод: частично-поисковый
Форма: фронтальная.
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
7. Информация о домашнем задании
Задавание домашнего задания, на основе выявленных результатов усвоения нового материала.
К следующему занятию прочитать §37, ответить на вопросы и выполнить задание после параграфа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу?! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Поприветствуем улыбкой друг друга и пожелаем мысленно себе удачи. Ив добрый путь.
У каждого из вас на столе лежат карточки с разными выражениями лиц. Определите фигуру, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на начало урока. Это поможет мне определить ваше отношение к нашему уроку.
Отметили? Итак, начнем!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
С целью формирования речи, закрепления основополагающих понятий по теме «Знакомство с языком Паскаль», полученных на предыдущем уроке, актуализация знаний проводится в виде фронтального устного опроса по следующим вопросам:
Как называется область информатики, посвященная разработке программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. (Программирование)
Из чего состоит программа Паскаль (Заголовок, описание, операторы)
Какой алгоритм называется линейным? (Алгоритм, в котором команды выполняются друг за другом последовательно).
С какими типами числовых величин работает Паскаль? (Целые и вещественные)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест разминка
1 вариант
1. Точное и понятное предписание исполнителю — ...
а) блок-схема
б) алгоритм
в) программа
г) оператор
2. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется ...
а) блок-схемой
б) алгоритмом
в) программой
г) оператором
3. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условий, называется ...
а) линейным
б) циклическим
в) разветвляющимся
г) вспомогательным
4. Блок условия изображается ...
а) овалом
б) прямоугольником
в) ромбом
г) параллелограммом
5. Кто является автором языка программирования Паскаль?
а) Паскаль,
б) Ньютон,
в) Никлаус Вирт,
г) Чарльз Бэбидж
Тест разминка
2 вариант
1. Как записывается заголовок программы на Паскале?
а) begin,
б) program
в) write
г) end
2. Как записывается раздел описания переменных?
а) begin,
б) program
в) write
г) var
3. Как записывается тип целых числовых величин на Паскале?
а) begin,
б) integer
в) real
г) var
4. Как записывается оператор ввода на Паскале?
а) begin,
б) program
в) write
г) readln
5. Что обозначает знак :=?
а) смайлик,
б) оператор присваивания
в) оператор вычисления
г) лицо
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Для привлечения внимания и повышения интереса учащихся к уроку вступительное слово учителя представлено в виде отрывка из литературного произведения:
Собирался старый казак Илья Муромец
Гуляти во чисто поле,
Во чисто поле показа́ковать.
Наезжает он три дороженьки,
Три дороженьки-перекресточки, -
На камешке подпись подписана:
Первая дороженька направо,
Другая дороженька налево,
Третья дороженька прямо-на́прямо.
«Мне направо идти - богату быть,
Мне налево идти - женату быть,
Мне напрямо идти - убиту быть...»
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Скажите какой тип алгоритма здесь представлен. Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программированием ветвлений на языке Паскаль. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь – «Программирование ветвлений в Паскале»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Процедуры ввода и вывода, а также оператор присваивания позволяют писать только линейные программы, в которых все команды выполняются последовательно, одна за другой. Т.е. программы, которые мы составляли до сих пор, можно сравнить с автомобилем, который может ехать только прямо. Далеко на таком автомобиле не уедешь. Надо уметь поворачивать. Для таких «поворотов» используются операторы ветвления.
Ветвление - организация действий, при которой осуществляется выполнение той или иной последовательности команд в зависимости от результата проверки условий.
Т.е. возникает необходимость выполнять различные команды в зависимости от выполнения какого-то условия. Для таких целей в Паскале введен условный оператор:
Почему условным? Просто потому, что после оператора следует условие, которое может выполняться, а может и не выполняться - заранее это неизвестно.
Условный оператор If позволяет выполнить одну из двух последовательностей команд в зависимости от некоторого условия. В Паскале имеется 2 формы условного оператора: полная и сокращенная.
Полная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
Ifthenelse;
если условие после команды IF верно, то выполняется действие1 после команды THEN, иначе действие2 после команды ELSE.
Неполная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
Ifthen;
если условие после команды IF верно, то выполняется действие1 после команды THEN.
Если после THEN или ELSE используется более одной команды, то они заключаются в операторные скобки begin … end. (учащиеся записывают в тетрадь)