kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по программированию на Паскале "Диалог с компьютером"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером

Место урока в теме: урок предусматривает использовать знания линейных программ и программ, использующих ветвление. После этого урока начинается изучение программирование циклов.

Краткая аннотация: Данный урок состоит из двух частей: теоретической и практической. В ходе изучения теории рассматривается порядок выполнения действий учащихся при создании дружественного интерфейса в программировании. Выполняя практическую часть, дети учатся применять полученные знания.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися по теме "Программирование ветвления "; акцентировать внимание учащихся на программирование диалога между пользователем и компьютером.

Задачи урока:

Образовательные:

  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме "Программирование ветвления";
  • систематизация и расширение знаний учащихся о действиях с информацией;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
  • развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;
  • развитие воображения;
  • формирование положительной самооценки.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет использования на уроке различных методов;
  • воспитание дисциплинированности;
  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  • повышение грамотности устной речи учащихся.

Тип урока: комбинированный урок- закрепление

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация, подготовленная в Power Point;

Раздаточный материал - листок с материалом к уроку, задания для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Объяснение материала (мотивация, постановка учебной задачи и планирование её решения)
  4. Работа в парах над задачей (разработка сценария)
  5. Программирование задачи и её защита
  6. Подведение итогов, домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Домашнее задание: §38. Для двух задач написать сценарий диалога и программу его реализующий.



  1. Программа- льстец. На экране появляется вопрос «Кто ты: мальчик или девочка? Введите 1 (если мальчик) и 2 (если девочка)». В зависимости от ответа на экране должен появиться текст «Мне нравятся девочки!» или «Ты хороший мальчик!».

  2. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т.д.

  3. Вычислить объём шара V с радиусом R по формуле V = (4/3)π R3, используя подробный дружественный интерфейс.

  4. Вычислить площадь трапеции по формуле S = (a+bh/2, где a-длина верхнего основания, b – длина нижнего основания, h – высота трапеции. Используйте дружественный диалог компьютера и пользователя.

  5. Составь программу, которая бы по температуре воздуха рекомендовала, что одеть. Примерный сценарий: Введи, пожалуйста, температуру воздуха на улице! Если температура больше нуля, то надень осеннее пальто, иначе одень шубу.

  6. Составь программу, по которой компьютер говорил можно ли идти в школу ученику по величине температуры воздуха на улице зимой. Примерный сценарий: Доброе утро! Вчера на улице было очень холодно. Посмотри температуру воздуха сегодня. Сообщи температуру на улице. Если температура меньше -25, то «Можешь ложиться спать. Сегодня холодно. В школу не идём.» иначе «Собирайся в школу, дружок. Желаю успехов!».



Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку»

Материал к уроку: Программирование диалога с компьютером

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно проду­мать сценарий такого диалога.

Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Например, составим сценарий работы программы, вычис­ляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера по­следовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А= 237

Введите второе слагаемое: В = 658

А + В = 895

Пока!

Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран вы­носятся не только результаты решения задачи, но и все эле­менты диалога со стороны компьютера.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

Program Summa;

Var A, B: integer;

Begin write (‘Введите первое слагаемое А=’);

Readln (A);

Write(‘введите второе слагаемое: В=’);

Readln(B);

Writeln;

Writeln (‘A+B=’, A+B);

Writeln (‘Пока!’)

End.

Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.

Вариант 1:

Ты вчера был болен. Измерь-ка темпера­туру!

Сообщи, какая у тебя температу­ра: 36.5

Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. Желаю успехов!

Вариант 2:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 37.3

Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. Поправляйся, дружок!

Program nanny;

Var T: real;

Begin writeln (‘Ты вчера был болен.

Измерь-ка температуру!’);

Write(‘Сообщи какая у тебя температура:’);

Readln(T);

If T37

Then begin

Writeln (‘Ты ещё болен! Раздевайся и ложись в постель.’);

Writeln (‘Поправляйся, дружок!’)

End

Else begin

Writeln (‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.’);

Writeln (Желаю успехов!)

end

End.

Обратите внимание на два момента: во-первых, перед сло­вом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой. Составляя подобную программу, вы сами организуете ин­терфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.





Просмотр содержимого документа
«задание группам»

  1. Программа- льстец. На экране появляется вопрос «Кто ты: мальчик или девочка? Введите 1 (если мальчик) и 2 (если девочка)». В зависимости от ответа на экране должен появиться текст «Мне нравятся девочки!» или «Ты хороший мальчик!».

  2. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т.д.

Program nedela;

Var n: integer;

Begin

Writeln(‘введите номер дня недели:’);

Read (n);

Case n of

1 : Writeln(‘понедельник’);

2 : Writeln(‘вторник’);

3 : Writeln(‘среда’);

4 : Writeln(‘четверг’);

5 : Writeln(‘пятница’);

6 : Writeln(‘суббота’);

7 : Writeln(‘воскресенье’);

End

End.

  1. Вычислить объём шара V с радиусом R по формуле V = (4/3)π R3, используя подробный дружественный интерфейс.

  2. Вычислить площадь трапеции по формуле S = (a+bh/2, где a-длина верхнего основания, b – длина нижнего основания, h – высота трапеции. Используйте дружественный диалог компьютера и пользователя.

  3. Составь программу, которая бы по температуре воздуха рекомендовала, что одеть. Примерный сценарий: Введи, пожалуйста, температуру воздуха на улице! Если температура больше нуля, то надень осеннее пальто, иначе одень шубу.

  4. Составь программу, по которой компьютер говорил можно ли идти в школу ученику по величине температуры воздуха на улице зимой. Примерный сценарий: Доброе утро! Вчера на улице было очень холодно. Посмотри температуру воздуха сегодня. Сообщи температуру на улице. Если температура меньше -25, то «Можешь ложиться спать. Сегодня холодно. В школу не идём.» иначе «Собирайся в школу, дружок. Желаю успехов!».

Просмотр содержимого документа
«конспект урока диалог с комп»

Тема: Решение задач на ветвление. Программирование диалога с компьютером

Место урока в теме: урок предусматривает использовать знания линейных программ и программ, использующих ветвление. После этого урока начинается изучение программирование циклов.

Краткая аннотация: Данный урок состоит из двух частей: теоретической и практической. В ходе изучения теории рассматривается порядок выполнения действий учащихся при создании дружественного интерфейса в программировании. Выполняя практическую часть, дети учатся применять полученные знания.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися по теме "Программирование ветвления "; акцентировать внимание учащихся на программирование диалога между пользователем и компьютером.

Задачи урока:

Образовательные:

  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме "Программирование ветвления";

  • систематизация и расширение знаний учащихся о действиях с информацией;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;

  • развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;

  • развитие воображения;

  • формирование положительной самооценки.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет использования на уроке различных методов;

  • воспитание дисциплинированности;

  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

  • повышение грамотности устной речи учащихся.

Тип урока: комбинированный урок- закрепление

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • презентация, подготовленная в Power Point;

Раздаточный материал - листок с материалом к уроку, задания для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Объяснение материала (мотивация, постановка учебной задачи и планирование её решения)

  4. Работа в парах над задачей (разработка сценария)

  5. Программирование задачи и её защита

  6. Подведение итогов, домашнее задание



Ход урока:

То, что мы знаем – ограничено,

А, то, что мы не знаем – бесконечно.

П. Лаплас

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята. Садитесь. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у Вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед Вами не исследованным до конца.

Тема нашего урока: «Программирование диалога с компьютером». (Слайд № 1)

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обратите внимание на эпиграф. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о двух понятиях: программах и диалоге. Попытаемся научиться составлять программы на компьютере с использованием соответствующего задаче диалога. (Слайд № 2)

Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

  1. Повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке мы будем составлять программы используя линейные алгоритмы и алгоритмы на ветвление. Зарисуйте, пожалуйста, блок-схемы для линейных программ и программ на ветвление? Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе. Запишите оператор вывода данных на экран?

3.Объяснение материала (мотивация, постановка учебной задачи и планирование её решения)

Что же такое диалог с компьютером?

Если вы исполняли рассмотренные выше программы на компьютере, то почувствовали определенное неудобство при работе с машиной. Во-первых, непонятно, когда машина начи­нает ожидать ввода данных, какие данные и в каком порядке нужно вводить (это ведь можно и забыть). Во-вторых, резуль­таты получаются в виде чисел на экране, без всяких пояснений их смысла. Ясно, что люди между собой так не общаются.

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно проду­мать сценарий такого диалога.

Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Например, составим сценарий работы программы, вычис­ляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера по­следовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А= 237

Введите второе слагаемое: В = 658

А + В = 895

Пока!

Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран вы­носятся не только результаты решения задачи, но и все эле­менты диалога со стороны компьютера.

На листочке «Материал к уроку» записана программа, которая реализует наш сценарий. Рассмотрим её внимательно. Весь диалог реализуется с помощью оператора вывода. В этой программе используется возможность включать в список вывода символьные строки, заключенные в апост­рофы, и арифметические выражения. Выражение А+В снача­ла вычисляется, а потом полученное число выводится на эк­ран. Конечно, для вычисления суммы можно было написать отдельный оператор присваивания, но можно и так, как в этом примере.

Еще обратите внимание на оператор writeln без списка вывода. Он обеспечивает пропуск строки на экране.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

Program Summa;

Var A, B: integer;

Begin write (‘Введите первое слагаемое А=’);

Readln (A);

Write(‘введите второе слагаемое: В=’);

Readln(B);

Writeln;

Writeln (‘A+B=’, A+B);

Writeln (‘Пока!’)

End.


Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.

Вариант 1:

Ты вчера был болен. Измерь-ка темпера­туру.

Сообщи, какая у тебя температу­ра: 36.5

Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. Желаю успехов!

Вариант 2:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 37.3

Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. Поправляйся, дружок!

Алгоритм этой программы содержит ветвление. Идея ал­горитма состоит в том, что значение температуры ребенка сравнивается с величиной нормальной температуры челове­ка: 36,6 °С. И если у ребенка температура выше, то он нездо­ров.

По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:

Program nanny;

Var T: real;

Begin writeln (‘Ты вчера был болен.

Измерь-ка температуру!’);

Write(‘Сообщи какая у тебя температура:’);

Readln(T);

If T37

Then begin

Writeln (‘Ты ещё болен! Раздевайся и ложись в постель.’);

Writeln (‘Поправляйся, дружок!’)

End

Else begin

Writeln (‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.’);

Writeln (‘Желаю успехов!’)

end

End.


Обратите внимание на два момента: во-первых, перед сло­вом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой. Составляя подобную программу, вы сами организуете ин­терфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.

Ребята у кого есть вопросы по этому материалу? (дети задают вопросы, учитель отвечает)

4. Следующий этап работы - работа в парах. На каждую пару дается задание подобное тому, что мы разобрали. Ваше задание продумать сценарий диалога для решения этой задачи за партой, потом за компьютером создать программу на Паскале реализующую диалог.

5. Программирование задачи и её защита

6.Подведение итогов: выставление оценок за задачи.

Домашнее задание: Гл.6 параграф 38. Листок с задачами, для двух из которых надо написать сценарий диалога и программу его реализующий.

Загляните в компьютер. Сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур!

Спасибо за урок, до свидания!



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

ТЕМА УРОКА: Программирование диалога с компьютером

ТЕМА УРОКА:

Программирование диалога с компьютером

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно. П. Лаплас

Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно.

П. Лаплас

Зарисуйте, пожалуйста, блок-схемы для линейных программ и программ на ветвление?  Запишите оператор вывода данных на экран?

Зарисуйте, пожалуйста, блок-схемы для линейных программ и программ на ветвление?

Запишите оператор вывода данных на экран?

Write или writeln

Write или writeln

Что же такое диалог с компьютером?

Что же такое диалог с компьютером?

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Сумма двух целых чисел   Введите первое слагаемое: А= 237 Введите второе слагаемое: В = 658 А + В = 895  Пока!

Сумма двух целых чисел

Введите первое слагаемое: А= 237

Введите второе слагаемое: В = 658

А + В = 895

Пока!

Вот программа, которая реализует наш сценарий:   Program Summa; Var A, B: integer; Begin write (‘Введите первое слагаемое А=’);  Readln ( A );  Write (‘введите второе слагаемое: В=’);  Readln(B);  Writeln;  Writeln (‘A+B=’, A+B);  Writeln (‘Пока!’) End .

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

Program Summa;

Var A, B: integer;

Begin write (‘Введите первое слагаемое А=’);

Readln ( A );

Write (‘введите второе слагаемое: В=’);

Readln(B);

Writeln;

Writeln (‘A+B=’, A+B);

Writeln (‘Пока!’)

End .

Вариант 1: Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру. Сообщи, какая у тебя температура: 36.5 Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. Желаю успехов! Вариант 2: Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру! Сообщи, какая у тебя температура: 37.3 Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. Поправляйся, дружок!

Вариант 1:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру.

Сообщи, какая у тебя температура: 36.5

Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу. Желаю успехов!

Вариант 2:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 37.3

Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель. Поправляйся, дружок!

37 Then begin Writeln (‘Ты ещё болен! Раздевайся и ложись в постель.’); Writeln (‘ Поправляйся , дружок !’) End Else begin Writeln (‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.’); Writeln (‘ Желаю успехов !’) end End." width="640"

По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:

Program nanny;

Var T: real;

Begin writeln (‘Ты вчера был болен.

Измерь-ка температуру!’);

Write (‘Сообщи какая у тебя температура:’);

Readln(T);

If T37

Then begin

Writeln (‘Ты ещё болен! Раздевайся и ложись в постель.’);

Writeln (‘ Поправляйся , дружок !’)

End

Else begin

Writeln (‘Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.’);

Writeln (‘ Желаю успехов !’)

end

End.

Обратите внимание на два момента: во-первых, перед словом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой. Составляя подобную программу, вы сами организуете ин­терфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.

Обратите внимание на два момента: во-первых, перед словом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой. Составляя подобную программу, вы сами организуете ин­терфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным.

Домашнее задание: Гл.6 параграф 38. Листок с задачами, для двух из которых надо написать сценарий диалога и программу его реализующий.

Домашнее задание:

Гл.6 параграф 38. Листок с задачами, для двух из которых надо написать сценарий диалога и программу его реализующий.

Загляните в компьютер. Сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур! Спасибо за урок, до свидания!

Загляните в компьютер. Сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур!

Спасибо за урок, до свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по программированию на Паскале "Диалог с компьютером"

Автор: Романова Ирина Геннадьевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Графика в Турбо Паскаль. "
    ["seo_title"] => string(22) "grafika-v-turbo-paskal"
    ["file_id"] => string(6) "171903"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423739443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства