Цели урока:
Научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора If…then…else.
Развивать память, внимание, мышление.
Задачи урока:
Познавательная
Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.
Развивающая
Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.
Воспитательная
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Оздоровительная
Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 9 класса (не более 30 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке; следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т. д. )
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.
Актуализация знаний.
Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. (Слайд 2). Расположите в правильном порядке строки программы. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки программы в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)
Мотивация изучения темы урока.
Решим задачу. Составить программу, которая будет запрашивать возраст Маши, возраст Саши и выводить на экран фразу «Маша старше Саши» или «Саша старше Маши» (предполагаем, что кто - нибудь из них обязательно старше).
- Что мы должны сделать для решения задачи?
Ученики - Сравнить возраст Маши и Саши.
- А как это записать в программе?
Объяснение нового материала.
Тема урока: «Условный оператор». (Слайд 4)
Условный оператор помогает нам осуществить «ветвление» программы, т. е. передать управление по условию.
Условный оператор имеет вид :
IF условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>
Если условие истинно, то выполняется <операторы1>, в противном случае - <операторы 2>.
Разветвляющимся алгоритмам отвечают 2 структуры:(Слайд 5)
- ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.
- НЕПОЛНАЯ, которая начинается с вопроса - УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.
Полная форма записи оператора:
IF условие THEN оператор1ELSE оператор2;
Краткая форма записи оператора:
IF условие THEN оператор;
Это мы запишем в тетради.
Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.
Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.
Построим блок - схему для нашей задачи о возрасте детей. (Слайд 6)
Рассмотрим фрагмент программы на Паскале. (Слайд 7)
Закрепление материала.
Решим задачу. Дан фрагмент программы, найдите значение переменных X и Y
X:=21;
Y:= 32;
IF X>Y THEN X:=X*Y ELSE Y:=Y+X;
Прежде хочу напомнить, что переменная величина в понимании информатики – это ячейка памяти, которая имеет свое имя и текущее значение. В результате выполнения оператора X:= 21; значение ячейки с именем X станет равным 21. Ребята, подскажите, что получится в результате выполнения команды Y := 32? Какое значение получат переменные X , Y после выполнения условного оператора?