Практическое занятие № 13 «Представление чисел в компьютере»
Цели урока:
обучающая: способствовать приобретению у обучающихся практических навыков применения методов кодирования и алгебраического сложения двоичных чисел.
развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
воспитывающая: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающая: способствовать приобретению у обучающихся практических навыков применения методов кодирования и алгебраического сложения двоичных чисел.
Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
Воспитывающая: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: практическое занятие.
Предполагаемые формы работы: индивидуальная, фронтальный опрос.
Метапредметная связь: спец. дисциплины.
Средства обучения: компьютеры, проектор, доска.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие. Проверка явки и готовности к занятию.
Сообщение темы и целей занятия.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Методические указания.
В ЭВМ в целях упрощения выполнения арифметических операций применяют специальные коды для представления чисел. Использование кодов позволяет свести операцию вычитания чисел к арифметическому сложению кодов этих чисел. Применяются прямой, обратный и дополнительный коды чисел. Прямой код используется для хранения чисел в запоминающем устройстве ЭВМ. Обратный и дополнительный коды используются для замены операции вычитания операцией сложения, что упрощает устройство арифметического блока ЭВМ.
Прямой код. Прямой код двоичного числа совпадает по изображению с записью самого числа. Значение знакового разряда для положительных чисел равно 0, а для отрицательных чисел 1.
Обратный код. Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.
Дополнительный код. Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа дополнительный код образуется путем получения обратного кода и добавлением к младшему разряду единицы.
Например, в однобайтовом формате числа 27 и -27 имеют вид:
Число
Прямой код
Обратный код
Дополнительный код
27
00011011
00011011
00011011
-27
10011011
11100100
11100101
Пример 1. Найти прямой, обратный и дополнительный код представления числа 13 в однобайтном формате.
1 шаг: Переведем число 13 из десятичной системы счисления в двоичную.
2 шаг: Для представления числа в компьютере выделен 1 байт. Старший бит занимает знак числа – 0. Сам код числа должен занимать 7 бит. Таким образом прямой код числа 13
0
0
0
0
1
1
0
1
Так как для положительных чисел прямой, обратный и дополнительный код совпадает, то ответ 00001101.
Пример 2. Найти прямой, обратный и дополнительный код представления числа -23 в однобайтовом формате.
1 шаг: Переведем число -23 из десятичной системы счисления в двоичную. Получим
-2310=-101112
2 шаг: Прямой код числа в однобайтовом формате, учитывая, что старший бит занимает знак числа -1, имеет вид
1
0
0
1
0
1
1
1
3 шаг: Найдем обратный код числа -23, заменив все цифры числа на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица. Имеем,
1
1
1
0
1
0
0
0
4 шаг: Найдем дополнительный код числа -23, добавив 1 к младшему разряду обратного кода.
1
1
1
0
1
0
0
1
Ответ: прямой код – 10010111; обратный – 11101000; дополнительный – 11101001.
Инструктаж перед практической работой.
Для выполнения практической работы № 13 «Представление чисел в компьютере», необходимо воспользоваться методическими рекомендациями по выполнению практической работы.
Выполнение практической работы.
Самостоятельная работа.
Задание 1. Запишите числа в беззнаковом коде (формат 1 байт):