Данное лекционное занятие по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» проводится в Канском технологическом колледже со студентами групп второго курса, обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Тема занятия: «Представление вещественных чисел в ЭВМ».
Цель занятия: Выявление и закрепление знаний по теме «Представление вещественных чисел в ЭВМ»
Задачи занятия:
Образовательные:
научить обобщать и систематизировать учебный материал по теме «Представление вещественных чисел в ЭВМ»;
научить выбирать способы решения учебных задач по теме занятия.
Воспитательные:
создавать условия, обеспечивающие воспитание интереса к своей будущей профессии;
Просмотр содержимого документа
«"представление вещественных чисел в эвм"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ЧИСЕЛ В ЭВМ»
Структура плана-конспекта занятия:
Данное лекционное занятие по дисциплине «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем» проводится в Канском технологическом колледже со студентами групп второго курса, обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Тема занятия: «Представление вещественных чисел в ЭВМ».
Цель занятия: Выявление и закрепление знаний по теме «Представление вещественных чисел в ЭВМ»
Задачи занятия:
Образовательные:
научить обобщать и систематизировать учебный материал по теме «Представление вещественных чисел в ЭВМ»;
научить выбирать способы решения учебных задач по теме занятия.
Воспитательные:
создавать условия, обеспечивающие воспитание интереса к своей будущей профессии;
Опорные знания: понятие системы счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, алгоритм получения прямого, обратного и дополнительного кода числа, понятие ячейка, адрес ячейки, разряд ячейки.
Структура занятия:
1. Организация начала урока (2 минуты).
2. Актуализация знаний (15 минут).
3. Изучение нового материала (20 минут).
4. Первичная проверка знаний и самопроверка знаний (5 минут).
5. Информация о домашнем задании (1 минуты)
6. Рефлексия (2 мин.)
Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов:
1. Интерактивные средства обучения:
1.1. Персональный компьютер;
1.2. Смартфон, телефон с выходом в интернет;
1.3. Проектор.
2. Программные средства:
2.1. Презентационный комплекс;
2.2. Googl формы;
3. Методическое обеспечение:
3.1. Бланк «Схема»
3.2. Компьютерная лекция;
3.3. Презентация;
3.4. Рабочая тетрадь.
Ход занятия:
1. Организационный момент – 2 мин.
Добрый день, рада вас приветствовать, посмотрите в окно, какая чудесная погода, а теперь посмотрите на экран.
1. Что лишнее? (Десятиричная, двоичная, пятиричная, шестнадцатиричная)
2. Обобщить – Что это? (Система счисления, в которой величина, обозначающая цифру, не зависит от положения в числе)
3. Что пропущено – логическая цепочка? (Прямой код числа - … - Дополнительный код числа)
Как вы думаете в каком виде данные представлены в ЭВМ?
(В двоичных кодах)
В чем хранятся данные?
(В ячейках памяти и регистрах)
Для чего вам нужно знать способы представления информации в ЭВМ?
(Что бы в дальнейшем можно было выполнять отладку вычислительной системы и ее программировать)
За сегодняшнее занятие вы получите комплексную оценку (оценка за тест, блок-схему, работу в рабочей тетради).
2. Актуализация знаний – 15 мин.
А теперь перейдите по ссылке и выполните тестовое задание. На это вам отводится 4 минуты, по их истечении вам необходимо отправить результат.
Анализ выполнения тестового задания, разбор вопросов с ошибочными ответами.
Как представлены числовые данные в ЭВМ?
(Числа в ЭВМ представляются в двух форматах: с фиксированной запятой (точкой) – целые и с плавающей запятой (точкой) – дробные)
А теперь поработаем в группах, как сидите за партами, по три человека. Перед вами блок схема, в течении 5 минут заполните ее теми данными которые вы знаете.
Идёт заполнение схемы, выявление проблемной ситуации (не все понятия можно уложить в схему правильно, так как они еще не знакомы).
Проверьте правильность построения схемы, поставьте баллы в рабочую тетрадь.
Схема отображена на экране проектора и в распечатке. Обучающиеся выполняют сверку.
Действительно, мы пока не умеем представлять вещественные числа в машинном коде. Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия?
Перейдём к рабочим тетрадям и изучению новой темы.
3. Изучение нового материала - 20 мин.
Перед вами уже знакомая схема. Что такое вещественные числа? Напишите в схеме одну или две ассоциации к понятию вещественное число и проставьте баллы.
Вещественные числа в ПК представлены в формате с плавающей точкой/запятой.
Как прийти к этому формату? Существует формула.
А=m*qp
где А – число
m – мантисса
q – основание системы счисления
p – порядок
Давайте попробуем представить вещественное число в форме с плавающей точкой/запятой сначала в десятичной системе счисления. В двоичной это делается аналогично.
Мы видим, что представление числа неоднозначно, отсюда и название – с плавающей точкой/запятой.
Можете ли вы сейчас ответить какое число необходимо использовать, чтобы ввести в ячейку памяти?
Для этого нужно найти нормализованную форму числа.
В нормализованной форме мантисса удовлетворяет условию: 0,1q
Какое число в предыдущем примере представлено в нормализованном виде? Поставьте баллы, если ответили верно.
А теперь, попробуем выполнить эти задания в двоичной системе счисления.
101,012 = 0,10101*1011 (нормализованный вид числа)
Здесь 0,10101 - мантисса
10 – основание системы счисления (210=102)
11 – порядок числа
Давайте решим ещё несколько примеров: 11,101; 1011,11.
Приглашение желающих к доске.
А теперь мы можем заполнить схему полностью?
Обучающиеся дополняют схему.
4. Первичное закрепление знаний и самопроверка знаний – 5 мин.
А теперь проверим как вы усвоили сегодняшний материал. Выполните самостоятельную работу, на это вам отводится 5 минут.
Проверьте правильность выполнения заданий.
Правильные ответы на экране проектора.
5. Информация о домашнем задании – 1 мин.
Домашнее задание, составить синквейн (в рабочей тетради).
6. Рефлексия – 2 мин.
Подсчитаем баллы и выставим оценки.
Обучающиеся вносят оценки в googlе форму «Оценка за занятие». Выполняется анализ оценок.
Ответьте на вопросы:
1. Что нового вы узнали?
2. Чему вы научились?
3. Где вам это пригодится в вашей профессиональной деятельности?
Литература
1. Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ: учеб. пособие для СПО –М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016.
2. Таненбаум, Э. Архитектура компьютера : учебное пособие / Э. Таненбаум. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 844 с.
3. Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем : учебник для СПО / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва. : Форум, 2010. - 511 с.
4. НОУ ИНТУИТ [Электронный ресурс]: Архитектура и организация ЭВМ: Информация.– Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/60/60/info