kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : научиться  переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной  систем счисления в десятичную, и обратно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»»


Тема урока « Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления».


Цели урока:

  • на учить учащихся переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления (СС) в десятичную.

  • на учить учащихся переводить числа из десятичной СС в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную СС.


Задачи урока:

  • отработать практические навыки перевода чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления (СС) в десятичную и обратно;

  • развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость учащихся средствами комплексного воздействия информационных технологий;

  • воспитывать интерес к историческим сведениям;

  • способствовать проявлению воображения, пробуждать ассоциации.


Тип урока: комбинированный урок


Форма организации учебного процесса: коллективно-групповая.


Оборудование:

  • проектор: показ презентации «Системы счисления»

  • демонстрационный экран;

  • ПК , электронный калькулятор, или просто калькулятор;

  • Наличие Интернет в классе, локальная сеть.


Ход урока.


  1. Организационный момент. (приветствие, организация рабочего места )


Учитель: Тема сегодняшнего урока « Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»

Цель урока : на учиться переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, и обратно.

Учитель: Давайте вместе вспомним : Какие знания и умения приобрели мы на прошлом уроке?

Ученик: Мы познакомились с различными системами счисления, а именно, позиционными и непозиционными, научились выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.


2. Проверка индивидуальных домашних заданий .

Учитель: Ребята, а современной жизни мы где-то используем различные СС. Может, они совсем нам не нужны?

Выслушиваются мнения ребят.

Ребята, давайте все вместе выйдем в Интернет по следующей ссылке и посмотрим историю систем счисления:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf


3.Проблемная задача


Учитель: Теперь у нас проблемная задача : Можно ли поразрядно выполнять арифметические операции в непозиционных системах счисления ( например, в римской). Послушаем ответ, который сформулирует ученик (…). (одновременно просмотр видеоматериала)

(Вызывается ученик из класса.)

Ответ ученика:

Рассмотрим непозиционную систему счисления с алфавитом А= {I, V, X, L, C, D, M }. Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с увеличением числа, а левая с его уменьшением (например, IV равно 4, а VI равно 6). Тогда поразрядное выполнение арифметических операций не имеет смысла.


Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу с позиционными системами счисления.

Определите, в каких системах счисления выполнены следующие сложения? Укажите основания каждой системы: ( Поочередно задания возникают на слайдах, друг за другом.)


а)


+

98


б)


+

1345


в)

+

10101










89



2178



1111







121




3523



1011















20000








(Ответы на слайдах возникают после того, как ученики называют правильное решение)

(Ответы: 16, 10, 3)


4. Объяснение нового материала.


Учитель: Молодцы! Вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте вместе подумаем, если у нас число дано, например, или в двоичной, или восьмеричной , или в шестнадцатеричной системе счисления, можно ли перевести это число в привычную для нас систему десятеричную.

(Устная работа) Например, 102= 310 , 118=910 , 1016 = 1610 1002=410

Учитель: Хорошо.

Оказывается , преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, в десятичную довольно легко. Для этого надо записать в развернутой форме и вычислить его значение.

Перейдем по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf (Позиционные системы счисления . Развернутая форма записи числа.)


Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Возьмем любое двоичное число, например, 110,112= 1=4+2+0+=6,7510

Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем любое восьмеричное число, например, 67,58. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:

67,58 = 6=.

Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Возьмем любое шестнадцатеричное число, например, 19F16. Запишем его в развернутой форме ( при этом вспомним, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления:

19F16 =1

Полностью все примеры с решениями в развернутом виде на слайдах

Задания для самостоятельного решения:


Перевести в десятичную систему следующее число: 1010,12 (ответ: 10,510)


Провести взаимопроверку выполнения этого задания.

Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке.

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, перейдем по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf (Перевод недесятичных чисел в десятичную СС)



Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную более сложен и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода чисел из десятичной системы в двоичную. При этом будем учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться.


При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на это основание q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q – 1 . Число в системе с основанием q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.


Пример: перевести число 7510 из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную :

в двоичную: в восьмеричную:


75 | 2 75 | 8

1 37 | 2 3 9 | 8

1 18 | 2 1 1

0 9 | 2

1 4 | 2

0 2 | 2

0 1


Т. е., получим, 7510=10010112=1138


Исторический комментарий: На слайдах: портрет Лейбница. Работы посвященные системам счисления.

Комментирует учитель.

Учитель :

Задания для самостоятельного решения:


Перевести число 75 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 4В16)


Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания.

Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке

Учитель : До этого мы с вами переводили только целые числа. А как же перевести из десятичной системы счислении десятичную дробь? ( выслушиваются ответы учащихся, их мнения)

При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения целую часть произведения. Число в новой СС записывается как последовательность полученных целых частей произведения.


Умножение производится до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю. Это значит, что сделан точный перевод. В противном случае перевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифр в результате, которое поместиться в ячейку.



В двоичную


В восьмеричную


В шестнадцатеричную (самостоятельно)

0,

35

2



0,

35

8


0,

35

16


0

70

2


2

80

8


5

60

16


1

40

2


6

40

8


9

60


0

80

2


3

20






1

60

2










1

20











Ответ : 0,3510= 0,010112=0,2638=0,5916 (ответ проверяется)



Задания для самостоятельного решения:

Перевести число 0,35 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 0,5916)


Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания.

Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке

5. закрепление изученного материала


учитель: Посмотрим, как вы усвоили эту тему. Проверим ваши знания с помощью теста. У Вас есть возможность проверить себя, как Вы усвоили тему «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». Для этого перейдите , ребята по ссылке 4: Самоконтроль по теме: "Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf

Учащиеся пересаживаются за ПК. (Коротко ТБ на рабочем месте).

В данном тесте 15 вопросов, чтобы перейти к зачету по этой теме, Вы должны дать не меньше 12 правильных ответов.

Теперь, когда Вы прошли самоконтроль, можно перейти к зачету по этой теме. Для этого необходимо выполнить следующий тест.


Каждый записывает свою фамилию.

Правильно решенные задания:

80 – 100 % - отметка «5»

60 – 79 % - отметка «4»

40 – 59 % - отметка «3»

ниже - отметка «2»

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке.


Задания для проверочного теста. (приложение №1)


6.Итог урока.


учитель: Прекрасно все справились с работой, это показали результаты теста. Т.е. вы прекрасно усвоили новый материал. Повторим, что мы изучили, что повторили на уроке.


Ученики называют, а учитель обобщает и выводит мнения учеников на экран:


  • научились переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления

  • научились переводить в десятичную систему счисления из любой другой системы счисления

  • повторили арифметические операции в различных СС

  • применение различных СС в современном мире


7. домашнее задание:

обратите внимание, на домашнее задание. Так же как и в классе задания разноуровневые. Оно тоже состоит из трех частей: Обязательная часть на «3» , с одной * - на «4» , и с двумя ** - на «5». Каждый может выбрать задание для себя.

(приложение № 2 )



Ссылки на электронные образовательные ресурс, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующей информационной системе:

http://www.ict.edu.ru/eor2008/




1. История систем счисления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf



2. Позиционные системы счисления . Развернутая форма записи числа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf



3. Перевод недесятичных чисел в десятичную СС

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf



4. Самоконтроль по теме: "Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf



5. Система счисления тест, тренировка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf






















приложение №1

Проверочный тест

Фамилия ___________________________ Класс____________

Вариант 1.

Обязательная часть


Перевести число из одной системы счисления (СС) в другую по следующей схеме:


10Е16 …. 10 …. 8 … . 2


Заполнить таблицу

в двоичной СС

в восьмеричной СС

в десятеричной СС

в шестнадцатеричной СС

*1000001




**

510





13





1D

Дополнительная часть

*Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС

206,12510=


**Переведите числа 100111,012 из двоичной системы счисления в десятичную СС

100111,012= … 10



Проверочный тест

Фамилия ___________________________ Класс____________

Вариант 2.

Обязательная часть


Перевести число из одной системы счисления (СС) в другую по следующей схеме:


10Е16 …. 10 …. 8 … . 2



Заполнить таблицу

в двоичной СС

в восьмеричной СС

в десятеричной СС

в шестнадцатеричной СС




СF



58


*

111



** 101000




Дополнительная часть

*Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС

206,12510=


** Переведите числа 100111,012 из двоичной системы счисления в десятичную СС

100111,012= … 10











(приложение № 2 )


Домашняя работа


1. Перевести целые десятичные числа 910, 1710, 24310 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.


2*. Перевести десятичные дроби 0,210, 0,3510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.


3**. Перевести десятичные числа 3,510 , 47,8510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
« Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»

Автор: Швачунова Лариса Анатольевна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Перевод из одной системы счисления в другую "
    ["seo_title"] => string(51) "pierievod-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "116576"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412522666"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока по информатике в 10 классе по теме "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую" "
    ["seo_title"] => string(124) "razrabotka-uroka-po-informatikie-v-10-klassie-po-tiemie-pierievod-tsielykh-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "157091"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421525413"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока на тему: "Система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другой." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiema-schislieniia-pierievod-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughoi"
    ["file_id"] => string(6) "136214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417072628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pierievod-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughuiu"
    ["file_id"] => string(6) "141480"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства