Форма организации учебного процесса: коллективно-групповая.
Оборудование:
проектор: показ презентации «Системы счисления»
демонстрационный экран;
ПК , электронный калькулятор, или просто калькулятор;
Наличие Интернет в классе, локальная сеть.
Ход урока.
Организационный момент. (приветствие, организация рабочего места )
Учитель: Тема сегодняшнего урока « Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления»
Цель урока : на учиться переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, и обратно.
Учитель: Давайте вместе вспомним : Какие знания и умения приобрели мы на прошлом уроке?
Ученик: Мы познакомились с различными системами счисления, а именно, позиционными и непозиционными, научились выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.
2. Проверка индивидуальных домашних заданий .
Учитель: Ребята, а современной жизни мы где-то используем различные СС. Может, они совсем нам не нужны?
Выслушиваются мнения ребят.
Ребята, давайте все вместе выйдем в Интернет по следующей ссылке и посмотрим историю систем счисления:
Учитель: Теперь у нас проблемная задача : Можно ли поразрядно выполнять арифметические операции в непозиционных системах счисления ( например, в римской). Послушаем ответ, который сформулирует ученик (…). (одновременно просмотр видеоматериала)
(Вызывается ученик из класса.)
Ответ ученика:
Рассмотрим непозиционную систему счисления с алфавитом А= {I, V, X, L, C, D, M }. Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с увеличением числа, а левая с его уменьшением (например, IV равно 4, а VI равно 6). Тогда поразрядное выполнение арифметических операций не имеет смысла.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу с позиционными системами счисления.
Определите, в каких системах счисления выполнены следующие сложения? Укажите основания каждой системы: ( Поочередно задания возникают на слайдах, друг за другом.)
а)
+
98
б)
+
1345
в)
+
10101
89
2178
1111
121
3523
1011
20000
(Ответы на слайдах возникают после того, как ученики называют правильное решение)
(Ответы: 16, 10, 3)
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Молодцы! Вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте вместе подумаем, если у нас число дано, например, или в двоичной, или восьмеричной , или в шестнадцатеричной системе счисления, можно ли перевести это число в привычную для нас систему десятеричную.
Оказывается , преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, в десятичную довольно легко. Для этого надо записать в развернутой форме и вычислить его значение.
Перейдем по ссылке:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf (Позиционные системы счисления . Развернутая форма записи числа.)
Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Возьмем любое двоичное число, например, 110,112= 1=4+2+0+=6,7510
Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем любое восьмеричное число, например, 67,58. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:
67,58 = 6=.
Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Возьмем любое шестнадцатеричное число, например, 19F16. Запишем его в развернутой форме ( при этом вспомним, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления:
19F16 =1
Полностью все примеры с решениями в развернутом виде на слайдах
Задания для самостоятельного решения:
Перевести в десятичную систему следующее число: 1010,12 (ответ: 10,510)
Провести взаимопроверку выполнения этого задания.
Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.
Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке.
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, перейдем по ссылке:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf (Перевод недесятичных чисел в десятичную СС)
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную более сложен и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода чисел из десятичной системы в двоичную. При этом будем учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться.
При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на это основание q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q – 1 . Число в системе с основанием q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.
Пример: перевести число 7510 из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную :
в двоичную: в восьмеричную:
75| 2 75| 8
1 37| 2 3 9 | 8
1 18 | 2 1 1
0 9 | 2
1 4 | 2
0 2 | 2
0 1
Т. е., получим, 7510=10010112=1138
Исторический комментарий: На слайдах: портрет Лейбница. Работы посвященные системам счисления.
Комментирует учитель.
Учитель :
Задания для самостоятельного решения:
Перевести число 75 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 4В16)
Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания.
Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.
Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке
Учитель : До этого мы с вами переводили только целые числа. А как же перевести из десятичной системы счислении десятичную дробь? ( выслушиваются ответы учащихся, их мнения)
При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения целую часть произведения. Число в новой СС записывается как последовательность полученных целых частей произведения.
Умножение производится до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю. Это значит, что сделан точный перевод. В противном случае перевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифр в результате, которое поместиться в ячейку.
В двоичную
В восьмеричную
В шестнадцатеричную (самостоятельно)
0,
35
2
0,
35
8
0,
35
16
0
70
2
2
80
8
5
60
16
1
40
2
6
40
8
9
60
0
80
2
3
20
1
60
2
1
20
Ответ : 0,3510= 0,010112=0,2638=0,5916 (ответ проверяется)
Задания для самостоятельного решения:
Перевести число 0,35 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 0,5916)
Учитель : Провести взаимопроверку выполнения этого задания.
Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.
Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке
5. закрепление изученного материала
учитель: Посмотрим, как вы усвоили эту тему. Проверим ваши знания с помощью теста. У Вас есть возможность проверить себя, как Вы усвоили тему «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». Для этого перейдите , ребята по ссылке 4: Самоконтроль по теме: "Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера"
Учащиеся пересаживаются за ПК. (Коротко ТБ на рабочем месте).
В данном тесте 15 вопросов, чтобы перейти к зачету по этой теме, Вы должны дать не меньше 12 правильных ответов.
Теперь, когда Вы прошли самоконтроль, можно перейти к зачету по этой теме. Для этого необходимо выполнить следующий тест.
Каждый записывает свою фамилию.
Правильно решенные задания:
80 – 100 % - отметка «5»
60 – 79 % - отметка «4»
40 – 59 % - отметка «3»
ниже - отметка «2»
Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке.
Задания для проверочного теста. (приложение №1)
6.Итог урока.
учитель: Прекрасно все справились с работой, это показали результаты теста. Т.е. вы прекрасно усвоили новый материал. Повторим, что мы изучили, что повторили на уроке.
Ученики называют, а учитель обобщает и выводит мнения учеников на экран:
научились переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления
научились переводить в десятичную систему счисления из любой другой системы счисления
повторили арифметические операции в различных СС
применение различных СС в современном мире
7. домашнее задание:
обратите внимание, на домашнее задание. Так же как и в классе задания разноуровневые. Оно тоже состоит из трех частей: Обязательная часть на «3» , с одной * - на «4» , и с двумя ** - на «5». Каждый может выбрать задание для себя.
(приложение № 2 )
Ссылки на электронные образовательные ресурс, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующей информационной системе:
Фамилия ___________________________ Класс____________
Вариант 1.
Обязательная часть
Перевести число из одной системы счисления (СС) в другую по следующей схеме:
10Е16 …. 10 …. 8 … . 2
Заполнить таблицу
в двоичной СС
в восьмеричной СС
в десятеричной СС
в шестнадцатеричной СС
*1000001
**
510
13
1D
Дополнительная часть
*Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС
206,12510=
**Переведите числа 100111,012 из двоичной системы счисления в десятичную СС
100111,012= … 10
Проверочный тест
Фамилия ___________________________ Класс____________
Вариант 2.
Обязательная часть
Перевести число из одной системы счисления (СС) в другую по следующей схеме:
10Е16 …. 10 …. 8 … . 2
Заполнить таблицу
в двоичной СС
в восьмеричной СС
в десятеричной СС
в шестнадцатеричной СС
СF
58
*
111
** 101000
Дополнительная часть
*Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС
206,12510=
** Переведите числа 100111,012 из двоичной системы счисления в десятичную СС
100111,012= … 10
(приложение № 2 )
Домашняя работа
1. Перевести целые десятичные числа 910, 1710, 24310 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2*. Перевести десятичные дроби 0,210, 0,3510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.
3**. Перевести десятичные числа 3,510 , 47,8510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.