Тема урока: Отношения между понятиями.
Класс: 6
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; повторить типы отношений: тождества, пересечения, подчинения, соподчинения и противоположности.
2.Развить логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
3.Воспитывать дружеское и деловое общение у учащихся в совместной работе, аккуратность, внимательность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, программное, инструкционная карта, раздаточный материал.
Формы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Виды работы: беседа, работа с инструкционными картами, с раздаточным материалом.
Структура урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Разминка
- Актуализация знаний
- Повторение ранее пройденного материала
- Закрепление материала
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока
Ход урока:
- Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем наше занятие.
- Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Отношения между понятиями». На предыдущем уроке мы научились сравнивать понятия, познакомимся с видами отношений и классификацией.
На партах у вас лежат 4 смайлика с разным настроением, выберите тот, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Вывод по настроению: я смотрю у всех прекрасное настроение)
Всё, чему вы научились на предыдущих занятиях, вам поможет при выполнении первого задания. Давайте познакомимся с инструкционной картой. Здесь вам даны: задания и новый материал. (Учитель читает задание в слух)
- Разминка (задание на листочках, выполняется устно)
Задание 1
Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ВИКЛААТУРА клавиатура
ШЫМЬ мышь
ТОРНИМО монитор
СТКИДОЖЙ джойстик
НЕРСКА сканер
Задание 2
Найдите закономерности и продолжите последовательности. (4-5)
а, б, в, г, д, е, ё, ж.
а, в, д, ё з, й, к, м.
Анна, Борис, Валентина, Геннадий, Дарья, Елена,
Москва, Абакан, Норильск, Киев, Владивосток, Курган, Новосибирск, Курск.
- Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Для каждого подмножества назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»).
Подлежащее - член предложения
Существительное - часть речи
Принтер - техническое устройство
Целое число - число
Сложение - математическое действие
Прямоугольник - геометрическая фигура
Учебник - книга
Бабочка - насекомое
Собака - животное
Это поможет нам при дальнейшем изучении материала.
- Повторение ранее изученного материала
Задание 1. Установите соответствие (выполняют на листочках, отвечают устно).
Лазерные принтеры являются устройствами вывода информации
Отношение между объектом и множеством объектов
Двигатель входит в состав автомобиля
Отношение между двумя объектами
Иван - сын Андрея
Отношение между двумя множествами объектов
Ответ:
Лазерные принтеры являются устройствами вывода информации - Отношение между двумя множествами объектов
Иван - сын Андрея - Отношение между двумя объектами
Двигатель входит в состав автомобиля - Отношение между объектом и множеством объектов
Задание 2. Решите задачи с помощью кругов Эйлера (вызываются учащиеся к доске):
- Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 человек, французский — 27 человек, оба языка — 18 человек.
Изобразите это схематически и ответьте на вопросы: а) сколько учеников изучают только английский; б) сколько учеников изучают только французский; в) сколько всего учеников в классе?
В
А
Ответ:
А – ученики, изучающие английский язык
В – ученики, изучающие французский язык
Сколько учеников:
1) изучают только английский язык - 7
2) изучают только французский язык - 9
3) всего в классе - 34
2. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.
В летнем лагере отдыха 86 семиклассников. 8 из них не любят играть в компьютерные игры. 54 семиклассника предпочитают квесты, 62 — симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты, и в симуляторы?
С
Ответ:
А
В
А – предпочитают квесты
В – предпочитают симуляторы
С – вообще не играют в игры
8 учащихся играют и в квесты и в симуляторы.
Задание 3.
1) щука, карась, окунь, рак; (рыбы)
2) ромашка, ландыш, сирень, колокольчик; (цветы)
3) Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова; (имена)
4) ветка, листок, яблоко, цветок, птичка; (растения)
5) заяц, волк, кабан, лось, овца; (дикие животные)
6) ухо, лицо, нос, язык, глаз; (части лица)
7) рысь, медведь, тигр, лев, кошка; (дикие животные)
8) шайба, коньки, качели, клюшка; (хоккей)
9) гусь, лебедь, павлин, курица, кролик; (птицы)
10) пот, потолок, потливый, запотевший; (однокоренные слова)
11) горе, нагорный, горевать, горемыка; (однокоренные слова)
12) Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал; (горы)
13) Россия, Франция, Петербург, Китай; (страны)
14) Африка, Индия, Австралия, Южная Америка; (части света)
15) диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта; (мебель)
16) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; (степень старения)
17) молоко, сыр, сливки, сметана, сало; (молочный продукт)
18) подлежащее, глагол, дополнение, определение; (члены предложения)
19) пять, пятёрка, пятерня; (существительные)
20) четырёхугольник, четыре, четвёрка; (оценки)
21) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки; (множественное число)
22) брюки, хлопоты, дверцы, вилы; (множественное число)
23) дебри, прения, игры, шахматы; (множественное число)
24) носок, мозоль, георгин, помидор; (мужской род)
25) магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь; (женский род)
26) озимь, цитадель, фланель, панцирь; (мужской род)
27) подстаканник, подорожник, подснежник, подлокотник; (приставка под)
28) текст, число, график, бумага; (форма представления информации)
29) клавиатура, джойстик, сканер, принтер; (устройства ввода информации)
30) монитор, графопостроитель, принтер, мышь; (устройства вывода информации)
31) флеш-память, дискета, компакт-диск, процессор; (устройства хранения информации)
32) обработка, хранение, калькулятор, передача. (информационный процесс)
(После выполнения происходит взаимопроверка, т.е. учащиеся обмениваются решенными заданиями, вместе с учителем озвучивают правильный ответ)
- Закрепление нового материала (выполняется на листочках в группах по 4 человека)
Мини-проект «Мир профессий». Профессия — вид трудовой деятельности человека, который требует определённого уровня специальных знаний и умений и может служить источником дохода. В настоящее время насчитывается более шести тысяч различных профессий.
По условиям труда различают группы профессий, связанные с работой: в помещениях; на открытом воздухе, в небольших замкнутых пространствах (кабинах), в необычных условиях труда. Выполните классификацию по условиям труда следующих профессий: бухгалтер, сталевар, почтальон, крановщик, спасатель, учитель, чабан, егерь, кассир обменного пункта, военнослужащий, водитель, водолаз, шахтёр, космонавт, полевод, менеджер, каскадёр, используя следующую схему:
*Дополните таблицу своими видами профессиями.
- Домашнее задание
§ 2.3 (повторить)
- Подведение итогов урока
По окончанию учащиеся показывают свою работу учителю.
Молодцы, с заданием справились!
Поднимите смайлик вашего настроения на данный момент.
Спасибо за урок! Мне приятно было с вами работать. Надеюсь, вам тоже понравилось.