Конспект урока для 6-го класса
Тема урока:
«Содержание и объём понятия.
Отношения между понятиями».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
-сформировать у учащихся представления о содержании понятия, о единичных и общих понятиях;
-сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;
- познакомить учащихся с отношениями тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности;
-познакомить учащихся с задачами, решаемыми с помощью кругов Эйлера.
Развивающие:
-развивать у школьников формально – логическое, алгоритмическое и творческое мышление;
-сформировать умение организовать поиск и обработку информации, необходимой для решения поставленной задачи;
-развивать исследовательские методы у учащихся путём анализа и обобщения полученных знаний;
- развивать интеллектуальную деятельность (способность самостоятельно экспериментировать, исследовать неизвестное).
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности, культуры общения, доброжелательности, бескорыстия, взаимопомощи.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, рабочая тетерадь.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация знаний (2 мин).
- Изложение нового материала (22 мин).
- Закрепление изученного материала (18мин).
- Итоги урока (1 мин).
- Постановка домашнего задания (1мин).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний:
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что нас окружает множество объектов.
-Что мы относим к объектам окружающего мира? (Вещи, явления, людей, животных, процессы и т.д.)
-С помощью чего можно описать любой объект? (Каждый объект можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства [зелёный, круглый, сочный, горький] и отношения [больше, меньше, длиннее, легче, громче] ).
-Какие признаки считаются существенными? (Такие признаки объекта, которые отличают отдельно взятый объект от других объектов).
-Что такое понятие? (Понятие - совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов).
3. Объяснение нового материала.
Демонстрация презентации. (см. Приложение)
( В ходе демонстрации презентации учащиеся в своих тетрадях конспектируют изучаемый материал).
3. Закрепление изученного материала. ( Решение задач).
Задания в рабочей тетради.
4. Итоги урока.
-Ребята, вы сегодня познакомились с содержанием и объёмом понятия, разобрали какие бывают отношения между понятиями; разобрали несколько задач, при решении которых можно использовать новый для вас материал; разобрали, как можно учитывая отношения между понятиями более наглядно, доступно, схематично изобразить какой – либо теоретический материал. Я надеюсь, что вы будете применять полученные на сегодняшнем уроке знания и на других уроках.
5. Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6кл_Отношения между понятиями»
Конспект урока для 6-го класса
Тема урока:
«Содержание и объём понятия.
Отношения между понятиями».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
-сформировать у учащихся представления о содержании понятия, о единичных и общих понятиях;
-сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;
- познакомить учащихся с отношениями тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности;
-познакомить учащихся с задачами, решаемыми с помощью кругов Эйлера.
Развивающие:
-развивать у школьников формально – логическое, алгоритмическое и творческое мышление;
-сформировать умение организовать поиск и обработку информации, необходимой для решения поставленной задачи;
-развивать исследовательские методы у учащихся путём анализа и обобщения полученных знаний;
- развивать интеллектуальную деятельность (способность самостоятельно экспериментировать, исследовать неизвестное).
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности, культуры общения, доброжелательности, бескорыстия, взаимопомощи.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, рабочая тетерадь.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний (2 мин).
Изложение нового материала (22 мин).
Закрепление изученного материала (18мин).
Итоги урока (1 мин).
Постановка домашнего задания (1мин).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний:
-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что нас окружает множество объектов.
-Что мы относим к объектам окружающего мира? (Вещи, явления, людей, животных, процессы и т.д.)
-С помощью чего можно описать любой объект? (Каждый объект можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства [зелёный, круглый, сочный, горький] и отношения [больше, меньше, длиннее, легче, громче] ).
-Какие признаки считаются существенными? (Такие признаки объекта, которые отличают отдельно взятый объект от других объектов).
-Что такое понятие? (Понятие - совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов).
3. Объяснение нового материала.
Демонстрация презентации. (см. Приложение)
( В ходе демонстрации презентации учащиеся в своих тетрадях конспектируют изучаемый материал).
3. Закрепление изученного материала. ( Решение задач).
Задания в рабочей тетради.
4. Итоги урока.
-Ребята, вы сегодня познакомились с содержанием и объёмом понятия, разобрали какие бывают отношения между понятиями; разобрали несколько задач, при решении которых можно использовать новый для вас материал; разобрали, как можно учитывая отношения между понятиями более наглядно, доступно, схематично изобразить какой – либо теоретический материал. Я надеюсь, что вы будете применять полученные на сегодняшнем уроке знания и на других уроках.
5. Домашнее задание.
Стр.43-50. записи в тетради.
В обычной тетради выполнить № 7 и № 9 (из учебника на стр.51)
-Урок окончен! До свидания!
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку_Отношения между понятиями_ »
Тема урока:
Отношения между понятиями
Сравнение объектов
Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д.
Отношения между реальными объектами описываются словами:
больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д.
При сравнении понятий сравнивают их содержание и их объёмы
Понятие
Содержание
Квадрат
- Четырехугольник
- Все углы прямые
Прямоугольник
- Четырехугольник
- Все углы прямые
- Длины противоположных сторон попарно равны
Круги Эйлера
Объем понятия
В – «квадрат»
В
А
Объем понятия
А – «прямоугольник»
ПОНЯТИЯ
Сравнимые
Несравнимые
Несравнимые понятия
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков
Примеры:
- Компьютер и молоко
- Карандаш и ледник
- Романс и кирпич
Сравнимые понятия
Несовместимые (объемы этих понятий не совпадают ни по одному элементу)
Совместимые
(объемы этих понятий совпадают полностью или частично)
Тождество – это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого.
Столица России (А)
Первый космонавт (А)
А = В
Москва (В)
Ю. Гагарин (В)
Пересечение – э то отношение между понятиями, у которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.
Электронное письмо (А)
Школьница (А)
А
В
Письмо на русском языке (В)
Спортсменка (В)
Подчинение – отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.
Хищник (А)
Устройство ввода (А)
Тигр (В)
Мышь (В)
В
А
Соподчинение – отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат общему (родовому) понятию.
Носитель информации (А)
Дерево (А)
Береста (В)
Ель (В)
В
С
А
Береза (С)
D
Бумага (С)
Пальма ( D)
Магнитный диск ( D)
Противоположность – объемы двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия .
Компьютер с большой памятью (А)
Большой дом (А)
В
А
Компьютер с маленькой памятью (В)
Маленький дом (В)
Противоречие – отношение, при котором между двумя понятиями нет третьего.
Старый человек (А)
А
В
Нестарый человек (В)
Самое главное
- Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, форме и т.д.
- При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.
- Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.