kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспектурока по информатике "Содержание и объём понятия.Отношения между понятиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6-го класса

Тема урока:

«Содержание и объём понятия.

                        Отношения между понятиями».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

 

Цели урока:

            Обучающие:

-сформировать у учащихся представления о содержании понятия, о единичных и общих понятиях;

-сформировать у учащихся представления об общих подходах  к сравнению понятий;

- познакомить учащихся с отношениями тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности;

-познакомить учащихся с задачами, решаемыми с помощью кругов Эйлера.

 

Развивающие:

-развивать у школьников формально – логическое, алгоритмическое и творческое мышление;

-сформировать умение организовать поиск и обработку информации, необходимой для решения поставленной задачи;

-развивать исследовательские  методы у учащихся путём анализа и обобщения  полученных знаний;

- развивать интеллектуальную деятельность (способность самостоятельно экспериментировать, исследовать неизвестное).

            Воспитательные:

-воспитание самостоятельности, культуры общения, доброжелательности, бескорыстия, взаимопомощи.

 

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация  к уроку, учебник, рабочая тетерадь.

 

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний (2 мин).
  3. Изложение нового материала (22 мин).
  4. Закрепление изученного материала (18мин).
  5. Итоги урока (1 мин).
  6. Постановка домашнего задания (1мин).

                                         Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили  о том, что нас окружает множество объектов.

-Что мы относим к объектам окружающего мира? (Вещи, явления, людей, животных, процессы и т.д.)

-С помощью чего можно описать любой объект? (Каждый объект можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства [зелёный, круглый, сочный, горький]  и отношения [больше, меньше, длиннее, легче, громче] ).

-Какие признаки считаются существенными? (Такие признаки объекта, которые отличают отдельно взятый объект от других объектов).

-Что такое понятие? (Понятие - совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов).

3. Объяснение нового материала.

            Демонстрация презентации. (см. Приложение)

( В ходе демонстрации презентации учащиеся в  своих тетрадях конспектируют изучаемый материал).

3. Закрепление изученного материала. ( Решение задач).

Задания в рабочей тетради.

4. Итоги урока.

-Ребята, вы сегодня познакомились с содержанием и объёмом понятия, разобрали какие бывают отношения между понятиями; разобрали несколько задач, при решении которых можно использовать новый для вас материал; разобрали, как можно учитывая отношения между понятиями более наглядно, доступно, схематично изобразить какой – либо  теоретический материал. Я надеюсь, что вы будете применять полученные на  сегодняшнем уроке знания и на других уроках.

5. Домашнее задание.

               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6кл_Отношения между понятиями»


Конспект урока для 6-го класса

Тема урока:

«Содержание и объём понятия.

Отношения между понятиями».

Тип урока: урок объяснения нового материала.


Цели урока:

Обучающие:

-сформировать у учащихся представления о содержании понятия, о единичных и общих понятиях;

-сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий;

- познакомить учащихся с отношениями тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоречия и противоположности;

-познакомить учащихся с задачами, решаемыми с помощью кругов Эйлера.


Развивающие:

-развивать у школьников формально – логическое, алгоритмическое и творческое мышление;

-сформировать умение организовать поиск и обработку информации, необходимой для решения поставленной задачи;

-развивать исследовательские методы у учащихся путём анализа и обобщения полученных знаний;

- развивать интеллектуальную деятельность (способность самостоятельно экспериментировать, исследовать неизвестное).

Воспитательные:

-воспитание самостоятельности, культуры общения, доброжелательности, бескорыстия, взаимопомощи.


Программно-дидактическое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, рабочая тетерадь.


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Актуализация знаний (2 мин).

  3. Изложение нового материала (22 мин).

  4. Закрепление изученного материала (18мин).

  5. Итоги урока (1 мин).

  6. Постановка домашнего задания (1мин).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, что нас окружает множество объектов.

-Что мы относим к объектам окружающего мира? (Вещи, явления, людей, животных, процессы и т.д.)

-С помощью чего можно описать любой объект? (Каждый объект можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства [зелёный, круглый, сочный, горький] и отношения [больше, меньше, длиннее, легче, громче] ).

-Какие признаки считаются существенными? (Такие признаки объекта, которые отличают отдельно взятый объект от других объектов).

-Что такое понятие? (Понятие - совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов).

3. Объяснение нового материала.

Демонстрация презентации. (см. Приложение)

( В ходе демонстрации презентации учащиеся в своих тетрадях конспектируют изучаемый материал).

3. Закрепление изученного материала. ( Решение задач).

Задания в рабочей тетради.

4. Итоги урока.

-Ребята, вы сегодня познакомились с содержанием и объёмом понятия, разобрали какие бывают отношения между понятиями; разобрали несколько задач, при решении которых можно использовать новый для вас материал; разобрали, как можно учитывая отношения между понятиями более наглядно, доступно, схематично изобразить какой – либо теоретический материал. Я надеюсь, что вы будете применять полученные на сегодняшнем уроке знания и на других уроках.

5. Домашнее задание.

Стр.43-50. записи в тетради.

В обычной тетради выполнить № 7 и № 9 (из учебника на стр.51)

-Урок окончен! До свидания!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку_Отношения между понятиями_ »

Тема урока:  Отношения между понятиями

Тема урока:

Отношения между понятиями

Сравнение объектов   Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д.   Отношения  между реальными объектами описываются  словами:  больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д.

Сравнение объектов

Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д.

Отношения между реальными объектами описываются словами:

больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д.

При сравнении понятий сравнивают их содержание  и их объёмы Понятие Содержание Квадрат Четырехугольник Все углы прямые Прямоугольник

При сравнении понятий сравнивают их содержание и их объёмы

Понятие

Содержание

Квадрат

  • Четырехугольник
  • Все углы прямые

Прямоугольник

  • Все стороны равны
  • Четырехугольник
  • Все углы прямые
  • Длины противоположных сторон попарно равны
Круги Эйлера Объем понятия В – «квадрат» В А Объем  понятия А – «прямоугольник»

Круги Эйлера

Объем понятия

В – «квадрат»

В

А

Объем понятия

А«прямоугольник»

ПОНЯТИЯ Сравнимые Несравнимые

ПОНЯТИЯ

Сравнимые

Несравнимые

Несравнимые понятия  Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков  Примеры:

Несравнимые понятия

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков

Примеры:

  • Компьютер и молоко
  • Карандаш и ледник
  • Романс и кирпич
Сравнимые понятия Несовместимые  (объемы этих понятий не совпадают ни по одному элементу) Совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично)

Сравнимые понятия

Несовместимые (объемы этих понятий не совпадают ни по одному элементу)

Совместимые

(объемы этих понятий совпадают полностью или частично)

Тождество  –  это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого.   Столица России (А) Первый космонавт (А) А =  В Москва (В) Ю. Гагарин (В)

Тождество это отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого.

Столица России (А)

Первый космонавт (А)

А = В

Москва (В)

Ю. Гагарин (В)

Пересечение  –  э то отношение между понятиями, у которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.   Электронное письмо (А) Школьница (А) А В Письмо на русском языке (В) Спортсменка (В)

Пересечение э то отношение между понятиями, у которых объемы совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.

Электронное письмо (А)

Школьница (А)

А

В

Письмо на русском языке (В)

Спортсменка (В)

Подчинение  –  отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.   Хищник (А) Устройство ввода (А) Тигр (В) Мышь (В) В А

Подчинение – отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его.

Хищник (А)

Устройство ввода (А)

Тигр (В)

Мышь (В)

В

А

Соподчинение  –  отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат общему (родовому) понятию.   Носитель информации (А) Дерево (А) Береста (В) Ель (В) В С А Береза (С) D Бумага (С) Пальма ( D) Магнитный диск ( D)

Соподчинение отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат общему (родовому) понятию.

Носитель информации (А)

Дерево (А)

Береста (В)

Ель (В)

В

С

А

Береза (С)

D

Бумага (С)

Пальма ( D)

Магнитный диск ( D)

Противоположность  –  объемы двух понятий  разделены объемом некоторого третьего понятия .   Компьютер с большой памятью (А) Большой дом (А) В А Компьютер с маленькой памятью (В) Маленький дом (В)

Противоположность объемы двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия .

Компьютер с большой памятью (А)

Большой дом (А)

В

А

Компьютер с маленькой памятью (В)

Маленький дом (В)

Противоречие  –  отношение, при котором между двумя понятиями нет третьего. Старый человек (А) А В Нестарый человек (В)

Противоречие отношение, при котором между двумя понятиями нет третьего.

Старый человек (А)

А

В

Нестарый человек (В)

Самое главное Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, форме и т.д. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы. Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.

Самое главное

  • Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, форме и т.д.
  • При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.
  • Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспектурока по информатике "Содержание и объём понятия.Отношения между понятиями"

Автор: Дорофеева Оксана Викторовна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137163


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства