kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Кодирование информации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение способам кодирования информации;

Формирование информационной компетенции через работу с различными образовательными ресурсами: учебник, рабочая тетрадь, электронный ресурс;

Совершенствование навыка взаимодействия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»

  1. План урока

Класс: 3 класс

Раздел программы: «Действие с информацией»;

Тема: «Кодирование информации»;

Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока:

  1. Обучение способам кодирования информации;

  2. Формирование информационной компетенции через работу с различными образовательными ресурсами: учебник, рабочая тетрадь, электронный ресурс;

  3. Совершенствование навыка взаимодействия.


Ожидаемы результаты:

Способность решать задачи на кодирование информации с использованием различных образовательных ресурсов самостоятельно и в группах.

Оборудование, демонстрационный материал:

  1. мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  2. компьютерная презентация;

  3. схема системы оценки деятельности обучающихся на уроке
    Семицветик;

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Формирование новых знаний и способов действий.

4. Формирование учебных действий.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.


  1. Ход урока

2.1 Организационный этап

Приветствие, знакомство с системой оценки деятельности обучающихся на уроке.

Учитель: Хочу предложить вам особую систему оценки вашей работы на уроке. На доске и на экране вы видите цветик-семицветик.

Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом, их всего семь,

- желтый – упражнение - диктант,

- синий – работа в тетради на печатной основе, и т. д.

Каждый «семицветик» соответствует определенной оценке, которую вы сможете заработать сегодня на уроке (см. слайд 1).


    1. Актуализация знаний

Разминка.

На экране ребусы, в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и записывают его в тетради, устно объясняют значение этих слов (см. слайды 2, 3, 4). За правильный ответ — лепесток.

Учитель: Что мы сейчас с вами делали?

Ответы учеников: расшифровывали спрятанную информацию.

На доске учитель:

- записывает предложение:

«Светит солнце».

- рисует солнышко.

- задает вопрос:

Какую информацию несут эти две формы представления?

Правильно, и текст и рисунок несут одну и ту же информацию, а именно: «Светит солнце». Значит, мы с вами зашифровали одинаковую информацию разными способами. И эти способы представления информации мы используем с вами в нашей повседневной жизни. Мы можем ее проговорить, можем, написать или нарисовать.

Ребята, попробуем сформулировать тему нашего урока.

Убедимся в правильности наших размышлений, расшифровав ребус (см. слайд 5).

Учитель: Вы увидели образец закодированной информации.

Тема урока: «Кодирование информации».

Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники (см. слайд 6).

Фронтальный опрос:

  1. Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? (Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации).

  2. Какие формы представления информации мы знаем? (см. слайд 7);

  3. Можем ли мы представлять одну и ту же информацию разными формами? (Да, можем).

  4. Для чего человек в своей жизни использует разные формы представления информации? (Для ее кодирования, то есть зашифровки).

  5. Как формы представления информации могут быть связаны с темой нашего урока «Кодирование информации»? (Когда мы представляем информацию в разных формах, мы ее кодируем).

За правильный ответ — лепесток.

На данном этапе учитель показывает детям, как одна форма представления информации может быть закодирована другой формой при выполнении упражнения-диктанта: представление звуковой информации в графическом виде.


Поставьте точку в тетради (пример на экране, см. слайд 8). Выполните следующие действия (учитель произносит вслух действия, которые учащиеся выполняют по следующему алгоритмы):

  1. 1 шаг вверх;

  2. 1 шаг влево;

  3. 1 шаг вниз;

  4. 1 шаг влево;

  5. 1 шаг вниз;

  6. 1 шаг вправо;

  7. 1 шаг вниз;

  8. 1 шаг вправо;

  9. 1 шаг вверх;

  10. 1 шаг вправо;

  11. 1 шаг вниз;

  12. 1 шаг вправо;

  13. 1 шаг вверх;

  14. 1 шаг вправо;

  15. 1 шаг вверх;

  16. 1 шаг влево;

  17. 1 шаг вверх;

  18. 1 шаг влево;

  19. 1 шаг вниз;

  20. 1 шаг влево.


После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и сравнивают полученный результат его работы с эталоном, представленный на слайде 8.

У кого получился другой рисунок? Как вы думаете, почему? (Кто-то мог перепутать право и лево.

В результате передачи информации могло произойти ее искажение, поэтому результат оказался другой).

За правильный ответ — лепесток.




    1. Формирование новых знаний и способов действия

Учитель: Кодирование — это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом смысл сообщения не изменяется.

Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о трех машинах (см. слайд 9).

Графические данные о машинах

Текстовые данные о машинах

Числовые данные о машинах

Три машины

3


Упражнение (письменно). Заполнить таблицу (задание на слайде 10).

За правильный ответ — лепесток.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора на слайде 11).

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Рассмотрим несколько таких правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):

  1. Код Цезаря (выполнить упражнение на слайде 12). За выполненное задание — лепесток.

  2. Индейская азбука (слайд 13).

  3. Семафорная азбука (слайд 14).

  4. Азбука Морзе (слайд 15).

  5. Пляшущие человечки (слайд 16).

  6. Кодировочная таблица (слайд 17).


Физминутка (слайд 18)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


Учитель: Как физическая разминка связана с темой нашего урока? (Мы зашифровывали информацию с помощью жестов, мимики и движений).


    1. Формирование учебных действий

Решение задач № 2, № 3 в рабочей тетради. За правильно решенные задачи – получают лепесток «семицветика».

Работа в электронной рабочей тетради Матвеевой на компьютерах. За верно выполненное задание учащиеся получают лепесток «семицветика».


    1. Домашнее задание.

Придумать свой алфавит и закодировать пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». При кодировании можно использовать любые формы представления информации. Используя средства Internet найти еще способы кодирования информации, с которыми мы не познакомились на нашем уроке.


    1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Давайте подведем итоги.

Учитель:

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Чему вы сегодня научились?

  3. Какие сложности в работе возникали?

  4. Что вам было интересно?

  5. Что получалось легко?

  6. Что я еще хочу узнать по данной теме?

Каждый подсчитывает количество лепестков своего цветка.

  1. У кого в руках Семицветик? Молодцы, вы получили оценку 5.

  2. Сколько лепестков не хватает, чтобы ваш цветок стал Семицветиком?

Корректируем результаты, отмечаю ошибки и неточности.

Спасибо за урок.









Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса , Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Информатика. Рабочая тетрадь для третьего класса. Ч. 1. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова

  3. Электронная рабочая тетрадь для третьего класса. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова.

  4. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ — адрес авторской мастерской Матвеевой Н. В. На сайте Издательства БИНОМ.

10



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Информатика

Класс: 3 класс

Тема урока: Кодирование информации

Тип урока: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап

  1. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

  2. Объясняет учащимся систему оценки на уроке, по разработанному алгоритму.

Слушают учителя

Выделять существенную информацию

Взаимодействуют с учителем

Слушать собеседника

Настраиваются на восприятие материала урока.

Умеют слушать

Актуализация знаний

  1. Разгадываем ребусы, в которых зашифрованы компьютерные термины.

  2. Организует беседу, раскрывающая тему урока.

  3. Подводит итог беседы и ставит цель урока.

  4. Фронтальный опрос с демонстрацией презентации по следующим вопросам: - Какие формы представления информации мы знаем?
    - Можем ли мы представлять одну и ту же информацию разными формами?
    - Для чего человек в своей жизни использует разные формы преобразования информации?

  5. Оценивает ответы учащихся.

  6. Показать учащимся, как одна форма представления информации может быть закодирована другой формой при выполнении упражнения-диктанта.

  7. Проверяет выполненное задание у учащихся, задает вопросы и оценивает результаты.

Разгадывают ребусы. Выдвигают предложение о теме урока. Слушают учителя и отвечают на задаваемые вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Слушают его пояснения.

Делают выводы о том, как формы представления информации связаны с темой урока: «Кодирование информации»

Открывают тетради и выполняют точные инструкции учителя.

Слушают и работают. Отвечают на вопросы и делают выводы о том, почему у кого рисунок не получился?

Выделять наиболее важную (существенную) информацию из ребусов.

Выдвигать предположения и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Извлекают необходимую информацию из услышанных ответов.

Строят логические рассуждения.

Выдвигают и обосновывают свои предположения.

Анализируют условия и требования поставленной задачи.

Выполняют операции со знаками и символами.

Строят логические цепи рассуждений.

Взаимодействуют с учителем и с друг другом во время беседы (то есть устного опроса).

Весь класс во фронтальном опросе слушает друг друга и учителя. Участвуют в обсуждении услышанного.

Взаимодействуют с учителем во время выполнения упражнения.

Участвуют в обсуждении поставленного вопроса.

Умение слушать собеседников. Уметь строить понятные и доступные высказывания для всех.

Умеют слушать и слышать друг друга.

В соответствии с поставленными задачами полно и точно выражают свои мысли.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Учатся аргументировать свою точку зрения.

Контролируют правильность ответов учащихся (при разгадывании ребусов и устных ответов)

В ходе ответов остальные ученики контролируют правильность излагаемого материала.

По мере необходимости дополняют, исправляют и уточняют озвученное.

Контролируют правильность выполненного задания.

Сличают свой результат с эталоном.

Уметь слушать. Принимать и сохранять получаемую информацию. При необходимости дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Уметь слушать в соответствии с целью урока.

Выявлять отклонения от эталона.

Оценивают достигнутый результат.

Формирование новых знаний и способов действий

  1. Объясняет новый материал. Приводит примеры из личного жизненного опыта.

- Что такое кодирование информации?

- Что помогает человеку кодировать информацию?

- Какие данные мы можем кодировать и как они будут называться?

  1. Приводит пример в таблице и объяснения кодирования информации разными способами.

  2. Формулирует задачу для решения всем классом: закодировать информацию, приведенную в таблице на слайде.

  3. Предлагает учащемуся встать из-за парт и выполнить несколько физических упражнений, снимающих напряжение; дает необходимые инструкции.

Открывают тетради и записывают определение слова «кодирование». Слушают объяснения учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение на кодирование информации в тетради.

Воспринимает инструкции учителя.

Выполняет несколько упражнений, снимающих эмоциональное и мышечное напряжение, в т.ч. и напряжение глаз

Извлекают необходимую информацию из прослушанного и увиденного материала.

Анализируют полученную информацию.

Анализируют условия и требования поставленной задачи.

Анализируют условия и требования поставленной перед ними задачи.

Взаимодействуют с учителем и с друг другом.

Выполняют поставленные перед ними задачи.

Озвучивают последовательность своих действий во время работы.

Выполняют поставленные перед ними задачи.

Умеют слушать других.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопроса.

Учатся аргументировать свою точку зрения.

Учатся продуктивно сотрудничать.

Оценивают достигнутый результат.

В ходе заслушивания учащиеся осуществляют самоконтроль понимания материала урока.

Самоконтроль выполнения задания.

Саморегуляция.

Развитие навыков планирования своей деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Сличают способ действия с эталоном.

Формирование учебных действий

  1. Проверить уровень усвоения новых понятий при выполнении практической работы.

  2. Дает необходимые инструкции при выполнении заданий № 2, 3 в тетради на печатной основе.

  3. Выполняют работу на компьютерах в электронной тетради Матвеевой.

  4. Оценивает выполненную работу.

Воспринимают инструкции учителя.

Выполняют практическую работу в тетради и на компьютерах.

Отвечают на уточняющие вопросы учителя.

Анализируют условия и требования поставленной задачи.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Выполняют практическую работу в тетради и на компьютерах.

Умеют слышать и слушать друг друга и учителя.

Учатся продуктивно сотрудничать.

Умеют представлять конкретное содержание материала и сообщать его в письменной форме.

Контролируют правильность выполнения задания.

Самоконтроль выполнения задания.


Осознают качество и уровень усвоения.

Оценивают достигнутый результат.


Домашнее задание

Дает необходимую инструкцию по выполнению домашнего задания.

Воспринимают инструкцию учителя.

Задают уточняющие вопросы о домашней работе.

Анализируют условия и требования поставленной задачи.





Подведение итогов урока

  1. Подводит результаты урока и озвучивает полученные оценки.

  2. Корректирует результаты, отмечаю ошибки и неточности.

  3. Проводит рефлексию: Что нового сегодня на уроке вы узнали? Чему научились?

Какие сложности в работе возникали?

Что вам было интересно?

Что получалось легко?

Что я еще хочу узнать по данной теме?

Воспринимают поставленные оценки учителем.

Корректируют знания и навыки.

Отвечают на вопросы учителя, участвую в рефлексии.

Умеют заменять термины определениями.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунком, текстом, знаками).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи.

Взаимодействуют с учителем и с друг другом.

Участвуют в обсуждении поставленных вопросов.


Умеют слушать и слышать друг друга.

Используют речевые средства для дискуссии и аргументирования своей позиции.

Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Самоконтроль понимания изученного материала.

Формирование способности соотносить цель и результат.


Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения полученного материала.

Оценивают достигнутый результат.



18



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Приложение 1

Приложение 1

Сегодня на уроке мы  не только познакомимся с понятием «кодирование», но и будем учиться кодировать информацию разными способами. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать важные сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с понятием «кодирование», но и будем учиться кодировать информацию разными способами.

Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать важные сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

Текстовая – «У человека пять пальцев на руке»;  Числовая – 5;  Графическая -
  • Текстовая – «У человека пять пальцев на руке»;
  • Числовая – 5;
  • Графическая -
Графические данные о машинках Текстовые данные о машинках Числовые данные о машинках Три машины 3

Графические данные о машинках

Текстовые данные о машинках

Числовые данные о машинках

Три машины

3

Рисунок Текст Число Четыре паровоза 4 Шесть пингвинов 6

Рисунок

Текст

Число

Четыре паровоза

4

Шесть пингвинов

6

Этот язык имеет всего три знака: Красный  –  «Остановиться!»  Желтый – «Приготовиться к движению (или к остановке)!»  Зеленый – «Можно ехать!»

Этот язык имеет всего три знака:

Красный – «Остановиться!»

Желтый «Приготовиться к движению (или к остановке)!»

Зеленый – «Можно ехать!»

Компьютер Лпнрэяуёс Лпейспгбойё Кодирование

Компьютер

Лпнрэяуёс

Лпейспгбойё

Кодирование

А Б 01 В К 02 03 Г 12 Л Х М 13 04 Д Н Ц Е 05 14 23 Ч 15 Ё 24 О 06 16 25 Ш 07 П Ж 26 08 Р З 17 Щ Ъ С И 27 09 18 Т 19 28 Ы 10 Й 29 20 Ь У 11 Э 21 30 Ф Ю 31 22 32 Я 33 КОМПЬЮТЕР 12 16 14 17 30 32 20 06 18

А

Б

01

В

К

02

03

Г

12

Л

Х

М

13

04

Д

Н

Ц

Е

05

14

23

Ч

15

Ё

24

О

06

16

25

Ш

07

П

Ж

26

08

Р

З

17

Щ

Ъ

С

И

27

09

18

Т

19

28

Ы

10

Й

29

20

Ь

У

11

Э

21

30

Ф

Ю

31

22

32

Я

33

КОМПЬЮТЕР

12 16 14 17 30 32 20 06 18

Придумайте свой алфавит и закодируйте пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». Работу выполнить в рабочей тетради.

Придумайте свой алфавит и закодируйте пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше».

Работу выполнить в рабочей тетради.

ц л М ы о о д !

ц

л

М

ы

о

о

д

!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок «Кодирование информации»

Автор: Ребенок Людмила Сергеевна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок : «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании»"
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi_urok_kodirovanie_informatsii_signaly_i_znaki_pri_kodirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "606965"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652649968"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок "Кодирование информации""
    ["seo_title"] => string(38) "otkrytyi-urok-kodirovaniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "304341"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457702979"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок "Кодирование информации""
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-kodirovaniie-informatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "304342"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457702987"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект Урока «Кодирование информации» "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-kodirovaniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "134187"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416679669"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок  информатики на тему "Кодирование информации" 5 класс. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-informatiki-na-tiemu-kodirovaniie-informatsii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "238338"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444553590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства