kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Урока «Кодирование информации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия»  нового знания (ОНЗ).

Цель урока:  (формулировка для учителя) показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные  –  общие  представления  о  кодах  и  кодировании;  умения кодировать  и  декодировать  информацию  при  известных  правилах кодирования;
  • метапредметные  –  умение  перекодировать  информацию  из  одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
  • личностные  –  понимание  значения  различных  кодов  в  жизни  человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1)  закрепить знания об информационных процессах;

2)  обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3)  сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4)  поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью

различных кодов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урока «Кодирование информации» »

Урок 8

Тема «Кодирование информации» 5 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Цель урока: (формулировка для учителя) показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

  • личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью

различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • условный знак;

  • код;

  • кодирование;

  • декодирование

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Кодирование информации».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика‖», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485);

2) интерактивное задание «Расшифруй слово» (170362).






План урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Повторение изученного материала и проверка выполнения домашнего задания (3 мин.)

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности учащихся. (3 мин.)

4. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин)

5. Этап построения проекта выхода из затруднения. (5 мин)

6. Этап реализации построенного проекта. (10мин)

7. Этап первичного закрепления (5 мин)

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(5 мин)

9. Этап включения в систему знания и повторения. (5 мин)

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (5 мин)






Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! (Приветствие учащихся.)

Проверка готовности учащихся к уроку. Определение отсутствующих.


2. Повторение изученного материала и проверка выполнения домашнего задания

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, тему нашего последнего урока.

Ученики: Тема прошлого урока «Передача информации»

Учитель. Что было задано на дом?

Ученики: Перечисляют задания: §1.5, в рабочей тетради № 6 с. 12, № 7 с. 13.

Учитель (визуально проверяет наличие письменной домашней работы) Давайте вспомним, что такое информация?

Ученики: Информация — сведения об окружающем нас мире.

Учитель. Определите источник и приемник информации в следующих ситуациях:

  1. Школьник читает текст в учебнике (отвечает Айткалиев А.: источник – учебник, приемник – школьник).

  2. Мальчик просыпается от звонка будильника (отвечает Дускалиев А.: источник – будильник, приемник – мальчик).

  3. Разговаривают подруги Таня и Лена (отвечает Садовая Юля: источник – Таня и Лена, приемник – Таня и Лена).

  4. Учитель озвучивает пятиклассникам тему урока (отвечает Жумагалиев Алимжан: источник – учитель, приемник – пятиклассники).


3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности учащихся

Учитель. Молодцы! Как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации? Обсудите этот вопрос с соседом по парте.

Ученики: ответы учащихся могут быть различными, поэтому учителю необходимо проанализировать каждый ответ. Если учащиеся сразу ответили, что недостаточно, то далее учитель подтверждает этот вывод тем, что не может прочитать поступившее сообщение. Если же учащиеся отвечали, что для передачи информации достаточно источника, приемника и информационного канала, тогда учитель ставит проблему:

Учитель. Теперь, как в последнем разобранном Алимжаном примере, я назову тему урока (на слайде: 12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10). Прочтите тему урока.

Ученики говорят, что тема зашифрована.


4. Этап выявления места и причины затруднения

Учитель. О чем свидетельствует данная ситуация?

Ученики. Данная ситуация свидетельствует о том, что для осуществления передачи информации только источника и приемника информации недостаточно, нужно уметь информацию расшифровать, понять.

Учитель. Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл?

Ученики: надо знать правило, по которому можно их разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых представлена информация.


5. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель. Может кто-то догадался, по какому правилу зашифрована тема урока? Почему вместо букв – цифры?

Кто-то из учеников обязательно отгадает шифр.

Учитель. Кто первым расшифрует тему урока?

Ученик: «Кодирование информации».

Учитель. Чему вы можете научиться на этом уроке, что можете узнать нового?

Ученики: Узнаем, что называется кодированием, научимся кодировать информацию.


6. Этап реализации построенного проекта


Учитель. Итак, сформулируем открытие: Что необходимо источнику и приемнику кроме информационного канала для осуществления передачи информации что?

Ученик. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и понять правил, по которому его сформировали.

Учитель. Каким словом можно заменить слово «правило»?

Ученики предлагают варианты: шифр, код, замена и т.д.

Учитель. Молодцы! Давайте вместе с вами попробуем сформулировать, что же является кодом?

Ученики: это набор специальных знаков.

Учитель. Какое действие называется кодированием? (выводит учащихся на определение « код» и «кодирование»). Запишем в тетрадь определение: Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Код – это система условных знаков для представления информации.

Обратное преобразование называется декодированием.

Ученики делают записи в тетради.


Учитель. Посмотрите на слайд. Что обозначают эти рисунки?


Ученики называют: буквы, дорожные знаки, чертеж и т. д.

Учитель. Чем они отличаются?

Ученики говорят, что на одних кодах – рисунки, на других цифры, на третьих – картинки.

Учитель. Правильно. Существует три основных способа кодирования информации:

  • Графический - с помощью рисунков или значков;

  • Числовой - с помощью чисел;

  • Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Приглашаю включиться в практическую работу и самим потренироваться в кодировании. Работайте в парах над заданием. (На столах лежат заранее приготовленные карточки с заданиями).

Карточка №1.

Карточка №2

Учитель. Проверим, как вы справились с ролью дешифровщиков.

Выслушаем ответы групп.

Ученики читают полученные фразы, обсуждают ответы.

7. Этап первичного закрепления

Учитель. Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе. (слайд). Как вы думаете, для чего нужна такая азбука?

Ученики отвечают. Азбука Брайля для чтения книг слепыми людьми, азбука Морзе для передачи сигналов.

Учитель. Вы догадались верно, но давайте уточним некоторые детали, просмотрев видеоролик «Азбука Морзе».

Учитель. Предлагаю выполнить № 83 и 84 в рабочей тетради (флажковая азбука). После выполнения задания проведите взаимопроверку.

Ученики выполняют задание, проводят взаимопроверку.

Решения: №83.1) камбуз — судовая кухня;

2) кубрик — общая жилая каюта;

3) склянки — полчаса;

4) швартовы — тросы, которыми корабль привязывают к берегу;

5) якорь.

84. Только смелым покоряются моря.


Учитель. Где использовалась флажковая азбука?

Ученики: на кораблях для передачи сигналов.

Учитель. Давайте и мы отправимся на корабле в путешествие по морю. Прошу всех встать.

Физминутка. 
К морю быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе раз – это брасс. 
Одной, другой – это кроль. 
Три, два, один – плывем, как дельфин. 
Качаясь на волне, плывем на спине. 
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой

Ученики выполняют физические упражнения.

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель. Предлагаю вам игру. Хотите побыть разведчиками-дешифровщиками? Для того, чтобы им стать. Нужно выполнить самостоятельно задание

Ученики выполняют .

Учитель. Проведите самопроверку: ответ - красив тот, кто красиво поступает. Кто справился с заданием? Кто допустил ошибку? Почему?

Ученики анализируют выполнение задания.

Учитель. Вы показали хорошие способности для того, чтобы стать разведчиками-дешифровщиками.



9. Этап включения в систему знания и повторения. (5 мин)

Учитель обращается к ученикам: «Так какие способы кодирования мы рассмотрели»? Что мы уже знаем о кодировании, мы можем придумать свой способ кодирования?

Ученики повторяют изученный материал.

Учитель. Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу за компьютером.

Ученики рассаживаются за закрепленные за ними компьютеры и самостоятельно выполняют интерактивное задание «Расшифруй слово» (170362).

















Учитель. Что необходимо делать всегда после работы на компьютере?

Ученики: Гимнастику для глаз.

Учитель. Сегодня гимнастику для глаз проведет Садовая Юля.

Ученики выполняют упражнения для глаз. Учитель контролирует правильность выполнения упражнений.


10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (5 мин)

Учитель. Сейчас необходимо записать домашнее задание на следующий урок. Откройте дневники и запишите задание (записано на доске): §7, РТ №79, 85, творческое задание по желанию: Зашифруйте при помощи азбуки Морзе: свою фамилию, название любимого блюда.

Для того, чтобы выполнить № 79, необходимо внимательно прочесть текст §7, там находятся ответы. Задание №85 вам поможет выполнить таблица условных обозначений на стр. 58 рабочей тетради.

Рефлексия деятельности:

Учитель. В конце учебного занятия предлагаю устно закончить следующие предложения.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было трудно…";

"Теперь я могу…";

Ученики заканчивают предложения, анализируя свою работу на уроке.

Рефлексия настроения.

Учитель. А сейчас давайте вместе раскодируем смайлики. Расшифруйте, какую эмоцию обозначает каждый смайлик.

Ученики называют: хорошее настроение, сомнение, удивление, хитрость, недоверие, и т. д.



Учитель. Какие смайлики соответствует вашему настроению в начале и в конце урока?

Ученики отвечают.

Учитель. Оценки за урок: Садовая Ю. – 4 (аргументирует), Жумагалиев А. – 5, Дускалиев А. – 4, Айткалиев А. – 4. (аргументирует). Ребята, кто считает, что заслужил другую оценку. Почему? В случае несогласия ученика и аргументированного ответа оценка может уточниться.



Список литературы для подготовки к уроку:

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Информатика. учебник для 5 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с. : ил.

3. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

4. Босова Л. Л., Босова А. Ю Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Малеев В.В. «Общая методика преподавания информатики». http://www.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi_3.pdf

6. Материалы дистанционного курса "Теория и методика обучения информатике". Лекции 7, 8, 9


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект Урока «Кодирование информации»

Автор: Альшина Надежда Владимировна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока "Кодирование информации с помощью знаковых систем""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_kodirovanie_informatsii_s_pomoshchiu_znakovykh_sistem"
    ["file_id"] => string(6) "527862"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574257956"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока «Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_kodirovanie_informatsii_s_pomoshchiu_znakovykh_sistem_znaki_forma"
    ["file_id"] => string(6) "578831"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1618948529"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Кодирование информации с помощью знаковых систем "
    ["seo_title"] => string(56) "kodirovaniie-informatsii-s-pomoshch-iu-znakovykh-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "182080"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425462397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Кодирование графической информации"
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-kodirovaniie-ghrafichieskoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "271432"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451497320"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока "Кодирование информации""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-kodirovaniie-informatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "338718"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470477045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства