kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок : «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Результативность

1.Постановка проблемного вопроса по теме урока

Посмотрите на экран и проанализируйте  слайды

С1, С2, С3, С4

Что вы видите на слайдах?

Если затрудняетесь в подборе слов, то можете посмотреть стр.143 учебника.

Или на доску:

-информация

-сигнал

-код

Какую информацию мы можем увидеть на картинках?

Что их объединяет?

Назовите, какя тема урока у нас сегодня?

 Тогда запишем тему урока в тетрадь

 «Кодирование информации.

Сигналы и знаки при кодировании.»

Какие цели и задачи мы поставим поставим перед собой?

Кодирование

Декодирование

Просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Просматривают учебник на стр. 143.

Смотрят на доску.

Ответ

(информация,-сигнал,код)

Класс точно формулируе тему урока на основании общих ответов.

Записывают тему урока:

«Кодирование информации»

Научиться кодировать  информацию.

И как обратное действие – декодировать информацию.

Регулятивные УУД:

-целеполагание;

-анализ ситуации.

Познавательные УУД:

-обобщение

-умение выделить главное;

-осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей;

Личностные УУД:

-формирование мотивации;

-получение и работа с новой информацией;

-познавательная активность;

-пополнение словарного запаса учащихся;

-прогнозирование логического мышления

Коммуникативные УУД:

-умение вести диалог;

2.Актуализация знаний

Учитель задает вопрос классу.

Как вы понимете сведения, которые получаете ежедневно.?

Например:

- когда смотрите на часы?

- когда видите температуру на градуснике за окном?

- когда смотрите расписание в дневнике?

-Каким общим словом можно назвать эти сведения?

Запишите в тетради определение слова

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире, которые повышают уровень нашей осведомленности.

Учитель задает вопрос классу:

Какими элементами записана информация :

- о погоде (вспомните дневник погоды)

- о времени (какие бывают часы)

- ежедневник (как разлинован)

- расписание

Запишем определение в тетрадь. Что такое код

Код – это набор условных обозначений или сигналов для передачи информации

Учитель задаёт вопрос.

-А каким способом люди получают информацию

- сигнал будильника

- температуру на градуснике

- правильно определяют день недели и расписание в дневнике

Т.Е. мы используем свои возможности.

А какие это возможности?

Посмотрите Слайд 10.

Запишите таблицу и изображение замени словом

Это и есть органолиптические способы получения информации

Слайд 11

Выполните задание, распределите источники информации по способу получения.

Слайд 12

А как можно назвать вид деятельности, когда информацию записывают кодом?

А как вы себе представляете этот процесс, что меняется?

А для чего нужен процесс кодирования

Слайд 13

А что должен иметь получатель информации, чтобы прочитать её.

А как называется обратный процесс?

Слайд 14

А как вы думаете, какими способами можно кодировать информацию?

- числовой

-символьный

-графический

 Демонстрация примеров на  Слайд 15, 16, 17.

Слайд 15

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему

Слайд 16

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему

Слайд 17

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему

Отвечают на вопросы, рассуждают о получаемой информации из этих источников.

- время, планирование…

-погода, как одеться…

-день недели, уроки по расписанию, д/з

-ИНФОРМАЦИЯ

Записывают в тетради

Слайд 7

Дети отвечают на вопросы.

Формулируют ответ устно и отвечают.

- цифры и символы дождь, ветер

- цифры римские, арабские, черточки на круглом циферблате

- таблица, графы.

Записывают определение в тетрадь. Слайд 8

Дети отвечают на вопрос.

-световой, звуковой

- ртутный столбик

- система записи недели и подписаный день цифрами и буквами

Дети отвечают на вопрос по таблице

Записывают таблицу в тетрадь.

Слайд 10

Дети выполняют задание устно на Слайде 11.

Рассуждают и дают ответы.

Рассуждают и отвечают на вопросы:

- кодирование

-Меняются привычные знаки на коды, т.е. другие знаки

- Для шифрования информации, чтобы сохранить секретность, или сократить процесс передачи информации.

-Записывают определение в тетрадь. Слайд 12

Отвечают на вопрос.

-код

Дети отвечают:

-декодирование

И записывают определение в тетрадь. Слайд 13

Рассуждают и отвечают на вопрос.

Записывают способы в тетрадь

Слайд 14

Дети рассматривают слайды и отвечают на вопросы

-числовой

-символьный

-графический

Познавательные УУД:

-умение выделить главное;

-осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей;

-определение понятий,

-сопоставление, анализ.

Личностные УУД:

-формирование мотивации;

-получение и работа с новой информацией;

-познавательная активность;

-пополнение словарного запаса учащихся;

-прогнозирование логического мышления

-расширение кругозора.

Коммуникативные УУД:

-умение вести диалог;

3. Логическая игра «Дешифратор»

4. Рефлексия.

Логическая игра «Кодировщик/

Дешифратор»

КАРТОЧКА №2

-А сейчас поиграем в игру на логику. Возьмите карточку.

Карточка №

Слайд 19

Перед вами пустые клеточки, и вы должны закодировать знаменитую фразу Шерлока Холмса.

Внизу вы видите знаки.

-Как по вашему, что они означают?

-по каким признакам можно начать определять

-А что это за код?

-А в каком порядке он записан? В прямом или обратном?

Показать ответ Слайд 20

Кто расшифровал правильно?

Расшифруйте фразу и запишите в тетрадь

Слайд 21, 22

Агент 007- Агенту 008

Повторите все теже действия, с Агентом 007, что и с Шерлоком Холмсом.

Слайд 23

Что вы видите? Узнали?А кто-нибудь предполагает?

Как называется этот код?

-Кто использует?

Где используют?

Запишите знаками сигнал

SOS

Учитель :

Итак, давайте вспомним, с какой системой передачи информации вы сегодня познакомились?

А для чего это надо например в системах записи о погоде

Чем записывают информацию?

А что такое информация?

Как называется процесс перевода текста в систему знаков или символов?

А как называется обратный процесс?

 Берут карточку № на столе.

Рассматривают.

 

Слайд 19

 

 

Отвечают на вопрос:

-код

-посчитать кол-во знаков 33

-русский алфавит

-только опытным путем

Работают в тетради, записывают ответ.

Проверяют ответ и оценивают свою работу самостоятельно на скорость и чистоту исполнения.

Сверяют со слайдом 21

Расшифровывают и сверяют со

Слайдом 22

- Отвечают «Азбук Морзе»

-моряки

-На кораблях, терпящих бедствие.

-Записывают знаками в тетрадь.

Смотрят на слайд 23.

Дети отвечают:

- с закодированной системой.

- для краткости

-знаками

-это сведения об окружающем мире…

-кодирование

-декодирование

Личностные УУД:

-проявление логического мышления.

Познавательные УУД:

-развитие умений применять технологии анализа, самоконтроля, запоминания и воспроизведения полученной ранее информации.

Личностные:

-  познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;

- оценивание своей учебной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

- обобщение, умение делать выводы

Личностные УУД:

- самооценка деятельности на уроке.

5.Практика

Карточка № 2.1

Карточка № 2.2

промежуточный результат

Сегодня у вас интересная и увлекательная работа.

В первой части

вы будете работать как центр по кодированию информации. Т.е. шифровальщиками.

А во второй вы будете декодировать текст.

Ваша работа будет в парах.

И каждый из вас будет и шифровать свой текст и декодировать текст напарника.

Для этого вы сначала придумаете свой код, зашифруете текст, запишите текст кодом. Потом поменяетесь. Отдадите напарнику шифровку и код.

В этот момент ваши роли поменяются, и вы превратитесь в агента, который должен расшифровать шифровку имея на руках код и закодированный текст.

Дети настраиваются на работу.

Рассматривают карточки

Придумывают код на основе цифр и чисел. Записывают в таблицу.

Кодируют свой текст на основе своего кода.

Меняются шифровками и кодами.

Декодируют текст напарника.

Регулятивные УУД:

-алгоритмизированное планирование своих действий;

-самоконтроль.

Познавательные УУД:

-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

-комбинирование и применение известных алгоритмов логического мышления;

-практическое освоение учащимися основ проектной деятельности;

Личностные УУД

-самостоятельная организация и выполнение творческой и логической работы, с учетом полученных знаний,

-  познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;

 

6. Итог. Рефлексия.

-Что нового узнали?

- Понравился вам процесс кодирования информации?

- А можете применить в своей жизни этот способ передачи информации?

-Как думаете, вы могли бы придумать код, для общения в кругу друзей?

Обмениваются работами в паре, и  оценивают работу друг друга.

Познавательные УУД:

-обобщение, умение делать выводы.

Личностные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

-развитие анализа, диалога, оценки и самооценки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок : «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании»»

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 365 им. Героя Советского Союза М.П.Краснолуцкого

г. Санкт-Петербург


Учитель технологии Токарева Галина Георгиевна

Открытый урок по технологии в 6 «в» классе

Тема урока: «Кодирование информации.

Сигналы и знаки при кодировании»

Цели урока: - дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения;

-закрепление знаний по ТБ;

-развитие творческих способностей, логического мышления, анализа;

-формирование у учащихся умения анализировать и использовать полученные знания

-воспитание самоконтроля, контроля, самодисциплины.



Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Материалы и оборудование: раздаточный материал, ручка, тетрадь, учебник, презентация в PowerPoint.











Пояснительная записка

Урок «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании» раздела «Технологии получения, обработки и использования информации» разработан для учащихся 6 класса с учетом требований ФГОС. Важность изучения данного раздела обусловлена одной из глобальных проблем человечества. Наряду с вопросами экологической безопасности, жизнеобеспечением (водой, пищей, источниками энергии) людей всегда интересовала возможность использования информации (поиск, хранение, передача). Цель урока: сформировать представление об основах кодирования информации при передаче сведений. Урок спланирован на основе системно-деятельностного подхода. В ходе урока развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. Основные формы работы на уроке – работа в парах, группах и индивидуальная работа. В ходе урока планируется получить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Урок сопровождается презентацией. Создание условий для расширения, обобщения и закрепления изученного материала, развития познавательной активности, применения полученных знаний, умения кодировать и декодировать сообщение, опираясь на рассмотренные примеры.

Список литературы:

Программно-методические материалы: Технология.5-11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
А.Т.Тищенко, В. Д. Симоненко. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков).– М.: «Вентана-Граф», 2013 г. – 189 с. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. «Школа и производство», 2006. - № 1. – С. 10-15. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. «Технология». М., «Вентана-Граф» - 2012г., 144с.







Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Результативность


1.Постановка проблемного вопроса по теме урока

Посмотрите на экран и проанализируйте слайды

С1, С2, С3, С4

Что вы видите на слайдах?

Если затрудняетесь в подборе слов, то можете посмотреть стр.143 учебника.

Или на доску:

-информация

-сигнал

-код

Какую информацию мы можем увидеть на картинках?

Что их объединяет?



Назовите, какя тема урока у нас сегодня?

Тогда запишем тему урока в тетрадь

«Кодирование информации.

Сигналы и знаки при кодировании.»


Какие цели и задачи мы поставим поставим перед собой?


Кодирование

Декодирование


Просматривают слайды и отвечают на вопросы.


Просматривают учебник на стр. 143.


Смотрят на доску.

Ответ

(информация,-сигнал,код)







Класс точно формулируе тему урока на основании общих ответов.



Записывают тему урока:

«Кодирование информации»


Научиться кодировать информацию.


И как обратное действие – декодировать информацию.




Регулятивные УУД:

-целеполагание;

-анализ ситуации.

Познавательные УУД:

-обобщение

-умение выделить главное;

-осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей;

Личностные УУД:

-формирование мотивации;

-получение и работа с новой информацией;

-познавательная активность;

-пополнение словарного запаса учащихся;

-прогнозирование логического мышления


Коммуникативные УУД:

-умение вести диалог;



2.Актуализация знаний




































































Учитель задает вопрос классу.

Как вы понимете сведения, которые получаете ежедневно.?

Например:

- когда смотрите на часы?

- когда видите температуру на градуснике за окном?

- когда смотрите расписание в дневнике?

-Каким общим словом можно назвать эти сведения?


Запишите в тетради определение слова

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире, которые повышают уровень нашей осведомленности.

Учитель задает вопрос классу:

Какими элементами записана информация :



- о погоде (вспомните дневник погоды)

- о времени (какие бывают часы)

- ежедневник (как разлинован)

- расписание


Запишем определение в тетрадь. Что такое код

Код – это набор условных обозначений или сигналов для передачи информации

Учитель задаёт вопрос.

-А каким способом люди получают информацию

- сигнал будильника

- температуру на градуснике

- правильно определяют день недели и расписание в дневнике

Т.Е. мы используем свои возможности.


А какие это возможности?

Посмотрите Слайд 10.

Запишите таблицу и изображение замени словом

Это и есть органолиптические способы получения информации



Слайд 11

Выполните задание, распределите источники информации по способу получения.



Слайд 12

А как можно назвать вид деятельности, когда информацию записывают кодом?

А как вы себе представляете этот процесс, что меняется?


А для чего нужен процесс кодирования



Слайд 13

А что должен иметь получатель информации, чтобы прочитать её.

А как называется обратный процесс?



Слайд 14

А как вы думаете, какими способами можно кодировать информацию?

- числовой

-символьный

-графический


Демонстрация примеров на Слайд 15, 16, 17.


Слайд 15

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему

Слайд 16

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему

Слайд 17

-Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему




Отвечают на вопросы, рассуждают о получаемой информации из этих источников.




- время, планирование…

-погода, как одеться…


-день недели, уроки по расписанию, д/з


-ИНФОРМАЦИЯ





Записывают в тетради

Слайд 7





Дети отвечают на вопросы.


Формулируют ответ устно и отвечают.

- цифры и символы дождь, ветер


- цифры римские, арабские, черточки на круглом циферблате

- таблица, графы.



Записывают определение в тетрадь. Слайд 8





Дети отвечают на вопрос.


-световой, звуковой

- ртутный столбик

- система записи недели и подписаный день цифрами и буквами




Дети отвечают на вопрос по таблице

Записывают таблицу в тетрадь.

Слайд 10







Дети выполняют задание устно на Слайде 11.

Рассуждают и дают ответы.





Рассуждают и отвечают на вопросы:

- кодирование


-Меняются привычные знаки на коды, т.е. другие знаки


- Для шифрования информации, чтобы сохранить секретность, или сократить процесс передачи информации.

-Записывают определение в тетрадь. Слайд 12

Отвечают на вопрос.

-код



Дети отвечают:

-декодирование

И записывают определение в тетрадь. Слайд 13




Рассуждают и отвечают на вопрос.

Записывают способы в тетрадь

Слайд 14


Дети рассматривают слайды и отвечают на вопросы


-числовой



-символьный



-графический


Познавательные УУД:

-умение выделить главное;

-осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей;

-определение понятий,

-сопоставление, анализ.





Личностные УУД:

-формирование мотивации;

-получение и работа с новой информацией;

-познавательная активность;

-пополнение словарного запаса учащихся;

-прогнозирование логического мышления

-расширение кругозора.



Коммуникативные УУД:

-умение вести диалог;


3. Логическая игра «Дешифратор»


















































4. Рефлексия.


Логическая игра «Кодировщик/

Дешифратор»

КАРТОЧКА №2




-А сейчас поиграем в игру на логику. Возьмите карточку.

Карточка №

Слайд 19

Перед вами пустые клеточки, и вы должны закодировать знаменитую фразу Шерлока Холмса.

Внизу вы видите знаки.


-Как по вашему, что они означают?

-по каким признакам можно начать определять

-А что это за код?

-А в каком порядке он записан? В прямом или обратном?




Показать ответ Слайд 20

Кто расшифровал правильно?




Расшифруйте фразу и запишите в тетрадь

Слайд 21, 22

Агент 007- Агенту 008

Повторите все теже действия, с Агентом 007, что и с Шерлоком Холмсом.



Слайд 23

Что вы видите? Узнали?А кто-нибудь предполагает?

Как называется этот код?

-Кто использует?

Где используют?


Запишите знаками сигнал

SOS









Учитель :

Итак, давайте вспомним, с какой системой передачи информации вы сегодня познакомились?

А для чего это надо например в системах записи о погоде

Чем записывают информацию?

А что такое информация?



Как называется процесс перевода текста в систему знаков или символов?

А как называется обратный процесс?



Берут карточку № на столе.

Рассматривают.


Слайд 19







Отвечают на вопрос:

-код


-посчитать кол-во знаков 33


-русский алфавит


-только опытным путем


Работают в тетради, записывают ответ.


Проверяют ответ и оценивают свою работу самостоятельно на скорость и чистоту исполнения.



Сверяют со слайдом 21


Расшифровывают и сверяют со

Слайдом 22






- Отвечают «Азбук Морзе»


-моряки

-На кораблях, терпящих бедствие.


-Записывают знаками в тетрадь.

Смотрят на слайд 23.












Дети отвечают:

- с закодированной системой.



- для краткости


-знаками


-это сведения об окружающем мире…


-кодирование



-декодирование


Личностные УУД:

-проявление логического мышления.

Познавательные УУД:

-развитие умений применять технологии анализа, самоконтроля, запоминания и воспроизведения полученной ранее информации.


Личностные:

-  познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;

- оценивание своей учебной деятельности;


































Познавательные УУД:

- обобщение, умение делать выводы

Личностные УУД:

- самооценка деятельности на уроке.




5.Практика

Карточка № 2.1

Карточка № 2.2

















промежуточный результат




Сегодня у вас интересная и увлекательная работа.

В первой части

вы будете работать как центр по кодированию информации. Т.е. шифровальщиками.

А во второй вы будете декодировать текст.

Ваша работа будет в парах.

И каждый из вас будет и шифровать свой текст и декодировать текст напарника.

Для этого вы сначала придумаете свой код, зашифруете текст, запишите текст кодом. Потом поменяетесь. Отдадите напарнику шифровку и код.

В этот момент ваши роли поменяются, и вы превратитесь в агента, который должен расшифровать шифровку имея на руках код и закодированный текст.





Дети настраиваются на работу.

Рассматривают карточки

Придумывают код на основе цифр и чисел. Записывают в таблицу.

Кодируют свой текст на основе своего кода.

Меняются шифровками и кодами.

Декодируют текст напарника.


Регулятивные УУД:

-алгоритмизированное планирование своих действий;

-самоконтроль.




Познавательные УУД:

-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

-комбинирование и применение известных алгоритмов логического мышления;

-практическое освоение учащимися основ проектной деятельности;

Личностные УУД

-самостоятельная организация и выполнение творческой и логической работы, с учетом полученных знаний,

-  познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;




6. Итог. Рефлексия.


-Что нового узнали?

- Понравился вам процесс кодирования информации?

- А можете применить в своей жизни этот способ передачи информации?

-Как думаете, вы могли бы придумать код, для общения в кругу друзей?



Обмениваются работами в паре, и оценивают работу друг друга.


Познавательные УУД:

-обобщение, умение делать выводы.

Личностные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

-развитие анализа, диалога, оценки и самооценки.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок : «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании»

Автор: Токарева Галина Георгиевна

Дата: 16.05.2022

Номер свидетельства: 606965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Презентация на тему "Информационная картина мира. Информация. Свойство информации. Виды информации». "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-na-tiemu-informatsionnaia-kartina-mira-informatsiia-svoistvo-informatsii-vidy-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "102663"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402543725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства