Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Результативность |
1.Постановка проблемного вопроса по теме урока | Посмотрите на экран и проанализируйте слайды С1, С2, С3, С4 Что вы видите на слайдах? Если затрудняетесь в подборе слов, то можете посмотреть стр.143 учебника. Или на доску: -информация -сигнал -код Какую информацию мы можем увидеть на картинках? Что их объединяет? Назовите, какя тема урока у нас сегодня? Тогда запишем тему урока в тетрадь «Кодирование информации. Сигналы и знаки при кодировании.» Какие цели и задачи мы поставим поставим перед собой? Кодирование Декодирование | Просматривают слайды и отвечают на вопросы. Просматривают учебник на стр. 143. Смотрят на доску. Ответ (информация,-сигнал,код) Класс точно формулируе тему урока на основании общих ответов. Записывают тему урока: «Кодирование информации» Научиться кодировать информацию. И как обратное действие – декодировать информацию. | Регулятивные УУД: -целеполагание; -анализ ситуации. Познавательные УУД: -обобщение -умение выделить главное; -осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей; Личностные УУД: -формирование мотивации; -получение и работа с новой информацией; -познавательная активность; -пополнение словарного запаса учащихся; -прогнозирование логического мышления Коммуникативные УУД: -умение вести диалог; |
2.Актуализация знаний | Учитель задает вопрос классу. Как вы понимете сведения, которые получаете ежедневно.? Например: - когда смотрите на часы? - когда видите температуру на градуснике за окном? - когда смотрите расписание в дневнике? -Каким общим словом можно назвать эти сведения? Запишите в тетради определение слова ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире, которые повышают уровень нашей осведомленности. Учитель задает вопрос классу: Какими элементами записана информация : - о погоде (вспомните дневник погоды) - о времени (какие бывают часы) - ежедневник (как разлинован) - расписание Запишем определение в тетрадь. Что такое код Код – это набор условных обозначений или сигналов для передачи информации Учитель задаёт вопрос. -А каким способом люди получают информацию - сигнал будильника - температуру на градуснике - правильно определяют день недели и расписание в дневнике Т.Е. мы используем свои возможности. А какие это возможности? Посмотрите Слайд 10. Запишите таблицу и изображение замени словом Это и есть органолиптические способы получения информации Слайд 11 Выполните задание, распределите источники информации по способу получения. Слайд 12 А как можно назвать вид деятельности, когда информацию записывают кодом? А как вы себе представляете этот процесс, что меняется? А для чего нужен процесс кодирования Слайд 13 А что должен иметь получатель информации, чтобы прочитать её. А как называется обратный процесс? Слайд 14 А как вы думаете, какими способами можно кодировать информацию? - числовой -символьный -графический Демонстрация примеров на Слайд 15, 16, 17. Слайд 15 -Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему Слайд 16 -Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему Слайд 17 -Какой способ кодирования вы видите, объясните, почему | Отвечают на вопросы, рассуждают о получаемой информации из этих источников. - время, планирование… -погода, как одеться… -день недели, уроки по расписанию, д/з -ИНФОРМАЦИЯ Записывают в тетради Слайд 7 Дети отвечают на вопросы. Формулируют ответ устно и отвечают. - цифры и символы дождь, ветер - цифры римские, арабские, черточки на круглом циферблате - таблица, графы. Записывают определение в тетрадь. Слайд 8 Дети отвечают на вопрос. -световой, звуковой - ртутный столбик - система записи недели и подписаный день цифрами и буквами Дети отвечают на вопрос по таблице Записывают таблицу в тетрадь. Слайд 10 Дети выполняют задание устно на Слайде 11. Рассуждают и дают ответы. Рассуждают и отвечают на вопросы: - кодирование -Меняются привычные знаки на коды, т.е. другие знаки - Для шифрования информации, чтобы сохранить секретность, или сократить процесс передачи информации. -Записывают определение в тетрадь. Слайд 12 Отвечают на вопрос. -код Дети отвечают: -декодирование И записывают определение в тетрадь. Слайд 13 Рассуждают и отвечают на вопрос. Записывают способы в тетрадь Слайд 14 Дети рассматривают слайды и отвечают на вопросы -числовой -символьный -графический | Познавательные УУД: -умение выделить главное; -осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, формулирования мыслей; -определение понятий, -сопоставление, анализ. Личностные УУД: -формирование мотивации; -получение и работа с новой информацией; -познавательная активность; -пополнение словарного запаса учащихся; -прогнозирование логического мышления -расширение кругозора. Коммуникативные УУД: -умение вести диалог; |
3. Логическая игра «Дешифратор» 4. Рефлексия. Логическая игра «Кодировщик/ Дешифратор» КАРТОЧКА №2 | -А сейчас поиграем в игру на логику. Возьмите карточку. Карточка № Слайд 19 Перед вами пустые клеточки, и вы должны закодировать знаменитую фразу Шерлока Холмса. Внизу вы видите знаки. -Как по вашему, что они означают? -по каким признакам можно начать определять -А что это за код? -А в каком порядке он записан? В прямом или обратном? Показать ответ Слайд 20 Кто расшифровал правильно? Расшифруйте фразу и запишите в тетрадь Слайд 21, 22 Агент 007- Агенту 008 Повторите все теже действия, с Агентом 007, что и с Шерлоком Холмсом. Слайд 23 Что вы видите? Узнали?А кто-нибудь предполагает? Как называется этот код? -Кто использует? Где используют? Запишите знаками сигнал SOS Учитель : Итак, давайте вспомним, с какой системой передачи информации вы сегодня познакомились? А для чего это надо например в системах записи о погоде Чем записывают информацию? А что такое информация? Как называется процесс перевода текста в систему знаков или символов? А как называется обратный процесс? | Берут карточку № на столе. Рассматривают.
Слайд 19
Отвечают на вопрос: -код -посчитать кол-во знаков 33 -русский алфавит -только опытным путем Работают в тетради, записывают ответ. Проверяют ответ и оценивают свою работу самостоятельно на скорость и чистоту исполнения. Сверяют со слайдом 21 Расшифровывают и сверяют со Слайдом 22 - Отвечают «Азбук Морзе» -моряки -На кораблях, терпящих бедствие. -Записывают знаками в тетрадь. Смотрят на слайд 23. Дети отвечают: - с закодированной системой. - для краткости -знаками -это сведения об окружающем мире… -кодирование -декодирование | Личностные УУД: -проявление логического мышления. Познавательные УУД: -развитие умений применять технологии анализа, самоконтроля, запоминания и воспроизведения полученной ранее информации. Личностные: - познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности; - оценивание своей учебной деятельности;
Познавательные УУД: - обобщение, умение делать выводы Личностные УУД: - самооценка деятельности на уроке. |
5.Практика Карточка № 2.1 Карточка № 2.2 промежуточный результат | Сегодня у вас интересная и увлекательная работа. В первой части вы будете работать как центр по кодированию информации. Т.е. шифровальщиками. А во второй вы будете декодировать текст. Ваша работа будет в парах. И каждый из вас будет и шифровать свой текст и декодировать текст напарника. Для этого вы сначала придумаете свой код, зашифруете текст, запишите текст кодом. Потом поменяетесь. Отдадите напарнику шифровку и код. В этот момент ваши роли поменяются, и вы превратитесь в агента, который должен расшифровать шифровку имея на руках код и закодированный текст. | Дети настраиваются на работу. Рассматривают карточки Придумывают код на основе цифр и чисел. Записывают в таблицу. Кодируют свой текст на основе своего кода. Меняются шифровками и кодами. Декодируют текст напарника. | Регулятивные УУД: -алгоритмизированное планирование своих действий; -самоконтроль. Познавательные УУД: -развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации; -комбинирование и применение известных алгоритмов логического мышления; -практическое освоение учащимися основ проектной деятельности; Личностные УУД -самостоятельная организация и выполнение творческой и логической работы, с учетом полученных знаний, - познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;
|
6. Итог. Рефлексия. | -Что нового узнали? - Понравился вам процесс кодирования информации? - А можете применить в своей жизни этот способ передачи информации? -Как думаете, вы могли бы придумать код, для общения в кругу друзей? | Обмениваются работами в паре, и оценивают работу друг друга. | Познавательные УУД: -обобщение, умение делать выводы. Личностные УУД: -самооценка деятельности на уроке; -развитие анализа, диалога, оценки и самооценки.
|