kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Общие сведения о языке программирования Паскаль».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы, касающиеся общей характеристика языка программирования Паскаль.Знакомство с алфавитом и языком программирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Общие сведения о языке программирования Паскаль».»

Конспект урока по информатике на тему: «Общие сведения о языке программирования Паскаль».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная работа, работа в парах.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

Обучающие:

 познакомить учащихся с общими характеристиками языков

программирования, с программной средой Pascal ABC

 сформировать у учащихся первичные знания по применению

изученного материала;

 познакомить учащихся с историей возникновения языка

программирования Паскаль.

Развивающие:

 учить анализировать, обобщать и систематизировать;

 обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

 развивать информационную культуру учащихся;

 развивать познавательного интереса, логического мышления.

Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль;
2) знакомство с алфавитом и словарем языка Паскаль;
3) рассмотрение некоторых простых типов данных в языке Паскаль;
4) рассмотрение структуры программы на языке Паскаль.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с

установленной средой программирования Pascal ABC, опорный конспект,

историческая лента времени.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.


Содержание урока:

Организационный момент (2 мин)

Актуализация опорных знаний (5 мин)

Объяснение нового материала (20 мин)

Первичное закрепление материала(10)

Подведение итогов (3 мин).

Ход урока

  1. Приветствие учеников.

  2. Актуализация знаний:

  • Какие алгоритмы вы уже знаете?

  • Что называется линейным алгоритмом?

  • Что называется разветвляющимся алгоритмом?

  1. Объяснение нового материала:

В общем смысле язык программирования – это фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных.

Язык программирования Паскаль (назван в честь французского учёного Блеза Паскаля), разработан в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом для обучения программированию, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Для повышения качества и скорости разработки программ в середине 80-х годов была создана система программирования Turbo Pascal. Слово Turbo – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International Inc. (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе средства, используемые при разработке программ: редактор текстов, компилятор, компоновщик, отладчик.

Перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется специальными программами – трансляторами.

Алфавит и словарь языка Паскаль

Для написания программ можно использовать:

  1. Прописные строчные буквы латинского алфавита.

  2. Цифры от 0 до 9.

  3. Шестнадцатеричные цифры (строятся из десятичных цифр от 0 до 9 и латинских букв от A(a) до F(f)).

  4. Специальные символы

    +

    плюс

    #

    номер

    -

    минус

    =

    равно

    _

    подчеркивание

    ;

    точка с запятой

    ()

    круглые скобки

    ,

    запятая

    []

    квадратные скобки

    .

    точка

    {}

    фигурные скобки

    :

    двоеточие

    *

    умножить


    пробел

    /

    дробная черта

    $

    знак денежной единицы

    ‘’

    апострофы

    ^

    тильда


    меньше

    @

    коммерческое а


    больше



  5. Комбинации специальных символов

:=

присваивание

=

больше или равно


не равно

..

диапазон значений


меньше или равно



В программе эти пары символов разделять пробелами нельзя, если они используются как знаки операций.

Слова, используемые в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Идентификатор – имя, используемое для обозначения программ, а в программе переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).

Стандартные идентификаторы используются для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. Пример: integer, cos, sin, sqrt, read, write и т.д.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными.

Правила написания идентификаторов

  1. Можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.

  2. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания.

  3. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы запрещены).

Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.

Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы!

Упражнение

1. Укажите неправильные пользовательские идентификаторы, объясните, почему они не верны:

Rezultat_1, rezultat 1, 1_Rezultat, rezultat1, Doma, NDoma, nomer dom, nomer_doma, +, Сумма, SummaЭлементов, Y, XY, R, div, program, 2222, _1, Vova4uma, ‘программа’, Urok!, ‘urok’.

Типы данных: константы и переменные

Любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. В Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами) пользователя. Каждая переменная и константа принадлежат к определенному типу данных.

Константы – данные, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Тип константы автоматически распознается компилятором. Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const (constant – константа).

Формат: const

Имя = значение константы;

Пример: Const

MyName = ‘Ваня Иванов’;

J=5;

Max=1000;

Min=2;

Center=(max-min)/2;

Переменные – данные, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).

Формат:

Var

Имя : тип переменной;

Пример: Var

A, d, c, r: integer;

Summa: real;

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, и для них указывается тип, как у переменных.

Формат:

Const

Имя : тип = значение;

Пример: Const

K: word = $B800;

Ocenka: byte = 4;

Predmet: string=’информатика’;

Типы переменных

Целочисленный тип

Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной, так и в шестнадцатеричной системе. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела записывается знак $. Диапазон изменений шестнадцатеричных чисел от $0000 до $FFFF.

Byte

0..255

1 байт

Word

0..65535

2 байта

Integer

-32768..32767

2 байта

longint

-2147483648.. 2147483647

4 байта

Арифметические операции над данными целого типа: +, -, *, /, div (деление нацело), mod (остаток от деления).

Операции отношения: =, , , .

Стандартные функции:

Abs (x)

Модуль х

Sqr (x)

Х2

Sqrt (x)

Квадратный корень из х

Sin (x)

Синус х

Cos (x)

Косинус х

Arctan (x)

Арктангенс х

Succ (x)

Следующее целое число (х+1)

Pred (x)

Предыдущее целое число (х-1)

Exp (x)

ex (e=2.7)

Ln (x)

Натуральный логарифм

Вещественный тип

Для записи вещественных чисел вместо запятой используется точка. Вещественные значения изображаются в форме с плавающей точкой, т.е. парой чисел вида Е, и с фиксированной точкой. Например: 4.56Е-05, что означает 4.56*10-5

Real

2.9Е-39 .. 1.7Е+38

6 байт

single

1.5E-45 .. 3.4E+38

4 байта

double

5.0E-324 .. 1.7E+308

8 байт

extended

1.9E-4951 .. 1.1E+4932

10 байт

Выражение, составленное из переменного целого и вещественного типа, имеет вещественный тип. Допускается присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа, но не наоборот.

Порядок выполнения операций: действия в скобках, *, /, div, mod; +, -; =, , , .

Символьный тип

Для данного, соответствующего одиночному символу, используется тип char. Значение символьного данного – любой символ клавиатуры компьютера. В программе значения переменных и констант типа char должны быть заключены в апострофы.

Строковый тип

Строка - последовательность любых символов, заключенных в апострофы. Для определения данных строкового типа используется идентификатор string.

Булевский тип

Булевский тип данных представляется двумя значениями True (истина) и False (ложь). Применяется в логических выражениях и выражениях отношения. При описании величин этого типа указывают слово boolean. Для размещения в памяти переменной булевского типа требуется 1 байт.

Закрепление изученного материала.

Для закрепления решаем с РТ №№175,176,177.

Итоги урока.

Подводим итоги урока. И выставляем оценки за урок.

Домашнее задание: §4.1вопросы №1-11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Общие сведения о языке программирования Паскаль».

Автор: Мигачева Анастасия Алексеевна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Алгоритмы и исполнители""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokaalghoritmyiispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "260133"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448899027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа по информатике  к учебнику Полякова К. Ю. 10  класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-k-uchiebniku-poliakova-k-iu-10-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413823703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Познавательно-развлекательный марафон "Информатика - наш друг" "
    ["seo_title"] => string(63) "poznavatiel-no-razvliekatiel-nyi-marafon-informatika-nash-drugh"
    ["file_id"] => string(6) "138612"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417576976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства