Рабочая программа по информатике к учебнику Полякова К. Ю. 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по информатике к учебнику Полякова К. Ю. 10 класс (профильный уровень)
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
«Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
«Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
данная авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10А классе средней школы на углубленном уровне (физико-математический профиль).
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы по Босовой Л. Л.). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, более глубокому изучению языка программирования Паскальль с возможностью участия в олимпиадах по программированию.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используется язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).
Тематическое планирование курса представлено в данной программе в полном углубленном курсе в объёме 136 учебных часов (по 4 часа в неделю в 10).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике к учебнику Полякова К. Ю. 10 класс (профильный уровень) »
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол от «____»_____ 20__ г.
№ __
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ (____________)
«____» __________ 20__ г.
«Утверждено»
Директор МОУ «СОШ № 84»
______________(Алексушина Т.Ю.)
Приказ «____» _________ 20__ г.
№ ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Чурсаева Наталья Ивановна, высшая
по информатике и ИКТ, 10 «А» класс (физико-математический профиль)
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
«Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
«Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
данная авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10А классе средней школы на углубленном уровне (физико-математический профиль).
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы по Босовой Л. Л.). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, более глубокому изучению языка программирования Паскальль с возможностью участия в олимпиадах по программированию.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используется язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).
Тематическое планирование курса представлено в данной программе в полном углубленном курсе в объёме 136 учебных часов (по 4 часа в неделю в 10).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Графика и анимация
3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В то же время при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина 10 класс
углублённый курс, по 4 часа в неделю в 10 (всего 136 часа)
Таблица 1.
№
Тема
10 кл.
Техника безопасности. Организация рабочего места
1
Информация и информационные процессы
5
Кодирование информации
14
Логические основы компьютеров
10
Компьютерная арифметика
6
Устройство компьютера
9
Программное обеспечение
13
Компьютерные сети
9
Информационная безопасность
6
Итого:
73
Алгоритмизация и программирование
44
Решение вычислительных задач
12
Итого:
56
Резерв
7
Итого по всем разделам:
136
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина углублённый курс, по 4 часа в неделю, всего 272 часа.
Работы компьютерного практикума (источник, номер, название)
Практические работы (номер, название)
Дата по плану
Дата по факту
Техника безопасности. Организация рабочего места.
1
УОНМ
Умение действовать по плану и планировать свою Д.
Поиск и выделение необходимой информации.
Уметь договариваться, находить общее решение
Знать правила поведения в кабинете информатики, знать правила ТБ.
Оформление документа.
Тест №1 Техника безопасности.
02.09
Раздел I. Информация и информационные процессы – 5 ч.
Информатика и информация. Информационные процессы.
1
УОНМ
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовномти к преодолению трудностей.
Знаково-символическое моделирование. Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству.
Должны знать: понятия «информация», «данные», «знания», «сигнал», «информационный процесс», «бит»; основные единицы количества информации; понятия «список», «дерево», «граф».
Должны уметь: определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов; переводить количество информации из одних единиц в другие; структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева; определять длину маршрута по весовой матрице графа; находить кратчайший путь в графе
Тест №2 Информация и информационные процессы.
§ 1 § 2
02.09
Измерение информации.
1
КУ
Тест №3 Задачи на измерение количества информации. § 3
05.09
Структура информации (простые структуры).
1
УОНМ
Структуризация информации (таблица, списки). § 4
05.09
Иерархия. Деревья.
1
УОНМ
Структуризация информации (деревья).
Тест №4 Деревья § 4
09.09
Графы.
1
УОНМ
Графы.
Тест №5 Задачи на графы § 4
09.09
Раздел II. Кодирование информации – 14ч.
Язык и алфавит. Кодирование.
1
КУ
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение действовать по плану и планировать свою Д; преодоление импульсивности и умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
Знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности); согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; коммуникативно-речевые УУД
Должны знать: понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»; дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах; принципы построения позиционных систем счисления; принципы кодирования символов в однобайтовых кодировкахUNICODE; принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных; принципы растрового и векторного кодирования графических изображений. Должны уметь: определять количество информации, используя алфавитный подход; записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия; определять информационный объем текста, графических данных, звука и видеоданных при различных способах кодирования.
Тест №6 Кодирование § 5 § 6
12.09
Декодирование.
1
УПЗУН
Декодирование.
Тест № 7 Декодирование § 6
12.09
Дискретность.
1
КУ
Тест № 8 Дескритизация§ 7
16.09
Алфавитный подход к оценке количества информации.
1
КУ
Тест № 9 Алфавитный подход к оценке количества информации.§ 8
16.09
Системы счисления. Позиционные системы счисления.
1
КУ
Тест №10 Позиционные системы счисления.§ 9 § 10
19.09
Двоичная система счисления.
1
УПЗУН
Тест №11 Двоичная система счисления.§ 11
19.09
Восьмеричная система счисления.
1
КУ
Тест № 12 Восьмеричная система счисления.§ 12
23.09
Шестнадцатеричная система счисления.
1
КУ
Тест № 13 Шестнадцатеричная §13
23.09
Другие системы счисления.
1
УОСЗ
Необычные системы счисления. § 14
26.09
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
1
УКЗУ
26.09
Кодирование символов.
1
УПЗУН
Тест № 14Кодирование символов § 15
30.09
Кодирование графической информации.
1
КУ
Тест № 15 Кодирование графических изображений § 16
Контрольная работа по теме «Кодирование информации».
1
УКЗУ
КР
03.10
Раздел III. Логические основы компьютера – 10 ч.
Логика и компьютер. Логические операции.
1
УОНМ
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение действовать по плану и планировать свою Д; преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД.
Знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности; синтез; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативно-речевые УУД; коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).
Должны знать: понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»; основные логические операции; правила преобразования логических выражений; принципы работы триггера, сумматора.
Должны уметь: вычислять значение логического выражения при известных исходных данных; упрощать логические выражения; синтезировать логические выражения по таблице истинности; использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам; использовать диаграммы Эйлера-Винна для решения задач; строить схемы на логических элементах по заданному логическому выражению.
Тренажёр «Логика».§ 18 § 19
07.10
Логические операции.
1
УОНМ
Тест № 17 Логические операции § 19
07.10
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности.
1
УПЗУН
Тест № 18 Таблицы истинности.§ 19
10.10
Диаграммы Эйлера-Венна.
1
УОНМ
Исследование запросов для поисковых систем.
Тест № 19 Запросы для поисковых систем.
§ 20
10.10
Упрощение логических выражений.
1
УЗИМ
Тест № 20Упрощение логических выражений.§ 21
14.10
Синтез логических выражений.
1
УЗИМ
СР № 1Синтез логических выражений.§ 22
14.10
Предикаты и кванторы.
1
УПЗУН
СР № 2 Построение предикатов.§ 23
17.10
Логические элементы компьютера.
1
КУ
СР № 3 Построение схем на логических элементах.§ 24
17.10
Логические задачи.
1
УОСЗ
Тест №21 Логические задачи § 25
21.10
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».
1
УКЗУ
21.10
Раздел IV. Компьютерная арифметика – 6 ч.
Хранение в памяти целых чисел.
1
УОНМ
Преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решение проблем; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Коммуникация как взаимодействие; коммуникативно-речевые УУД; умение договариваться; находить общее решение; коммуникация как операция.
Должны знать: особенности хранения целых и вещественных чисел в память компьютера; нормализованное представление вещественных чисел; битовые логические операции и их применение; Должны уметь: строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел; выполнять арифметические действия с нормализованными числами; уметь выполнять битовые логические операции а двоичными данными.
§ 26 § 27
24.10
Хранение в памяти целых чисел.
1
УЗИМ
Целые числа в памяти.
СР № 4. Хранение в памяти целых чисел.
§ 27
24.10
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.
1
УОНМ
Арифметические операции. § 28
28.10
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски.
1
УОНМ
Логические операции и сдвиги.
СР № 5.Операции с целыми числами.§ 28
28.10
Хранение в памяти вещественных чисел.
1
УОНМ
§ 29
31.10
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами.
1
УПЗУН
СР № 6. Вещественные числа в памяти компьютера.§ 30
31.10
Раздел V. Устройство компьютера – 9 ч.
История развития вычислительной техники.
1
КУ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД; умение взаимодействовать в УД; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; умение структурировать знание, чтение; выбор критериев для сравнения и классификации; установление причинно-следственных связей.
Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение; коммуникативно-речевые УУД.
Должны знать: основные этапы развития вычислительной техники и их характерные черты; принципы устройства компьютеров; понятие «архитектура»; принципы обмена данными с внешними устройствами.
Должны уметь: получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной системы и утилит; использовать стандартные внешние устройства.
§ 31
11.11
История и перспективы развития вычислительной техники.
1
КУ
Тест № 22История развития вычислительной техники.
Представление докладов.§ 31
11.11
Принципы устройства компьютеров.
1
КУ
Тест № 23Принципы устройства компьютеров.§ 32
14.11
Магистрально-модульная организация компьютера.
1
КУ
Тест № 24Магистрально-модульная организация компьютера.§ 33
14.11
Процессор.
1
КУ
Тест № 25 Процессор. § 34
18.11
Моделирование работы процессора.
1
УПЗУН
Моделирование работы процессора. § 34
18.11
Память.
1
УПЗУН
Тест № 26 Память. § 35
21.11
Устройства ввода.
1
УПЗУН
Тест № 27 Устройства ввода.§ 36
21.11
Устройства вывода.
1
УПЗУН
Процессор и устройства вывода.
Тест № 28 Устройства вывода.§ 37
25.11
Раздел VI. Программное обеспечение – 13 ч.
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы.
1
УОНМ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение действовать по плану и планировать свою Д; преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД; формирование целеустремленности и
настойчивости в достижении целей; жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем; формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникативно-речевые УУД; коммуникация как операция: согласование усилий по достижению общей
цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Должны знать: классификацию современного ПО; функции и состав операционных систем; понятия «драйвер», «утилита»; устройство современных файловых систем; состав и функции систем программирования.
Должны уметь: создавать документы с помощью текстовых процессоров; использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов; выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видеоинформации; устанавливать программы в одной из операционных систем.
Тест № 29. Прикладные программы. § 38 § 39
25.11
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме).
1
УПЗУН
Использование возможностей текстовых процессоров. § 39
28.11
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски).
1
УПЗУН
Использование возможностей текстовых процессоров. § 39
28.11
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.
1
УПЗУН
Оформление рефератов. § 39
02.12
Практикум: набор и оформление математических текстов.
1
УПЗУП
Оформление математических текстов. § 39
02.12
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами.
1
КУ
Знакомство с системой (Scribus). § 39
05.12
Практикум: знакомство с аудиоредакторами.
1
КУ
Знакомство с аудиолредактором (Audacity). § 39
05.12
Практикум: знакомство с видеоредакторами.
1
КУ
Знакомство с видеоредактором. § 39
09.12
Системное программное обеспечение.
1
УОНМ
§ 40
09.12
Практикум: сканирование и распознавание текста.
1
УПЗУН
Сканирование и распознавание текста.
Тест № 30 Системное программное обеспечение. § 40
12.12
Системы программирования.
1
КУ
Тест № 31 Системы программирования.§ 41
12.12
Инсталляция программ.
1
УПЗУН
Инсталляция программ. § 42
16.12
Правовая охрана программ и данных.
1
УОНМ
Тест № 32. Правовая охрана программ и данных.§ 43
16.12
Раздел VII. Компьютерные сети – 9 ч.
Компьютерные сети. Основные понятия
1
УОНМ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД.
Поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как операция: согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности, умение договариваться находить общее решение; коммуникативно-речевые УУД.
Должны знать: понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;классификацию компьютерных сетей; принципы пакетного обмена данными; принципы построения проводных и беспроводных сетей; принципы построения и адресацию сети Интернет.
Должны уметь: выполнять простое тестирование сетей: определять IP – адрес узла по известному доменному имени; использовать поисковые системы; использовать электронную почту.
Тест № 33. Компьютерные сети. § 44 § 45
19.12
Локальные сети.
1
УОНМ
Тест № 34. Локальные сети.§ 46
19.12
Сеть Интернет.
1
КУ
§ 47
23.12
Адреса в Интернете.
1
УОНМ
Тест № 35. Адреса в Интернете.§ 48
23.12
Практикум: тестирование сети.
1
УПЗУН
Тестирование сети. § 48
26.12
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете.
1
УПЗУН
Сравнение поисковых систем. § 49
26.12
Электронная почта. Другие службы Интернета.
1
КУ
Представление докладов.§ 50 § 51
Электронная коммерция.
1
КУ
Представление докладов.§ 52
Интернет и право. Нетикет.
1
КУ
Представление докладов. § 53
Раздел VIII . Алгоритмизация и программирование – 44 ч.
Простейшие программы.
1
УОНМ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать , сохранять цели и следовать им в УД; умение действовать по плану и планировать свою Д; преодоление импульсивности; умение контролировать процесс и результаты УД; умение адекватно воспринимать оценки и отметки умение различать объективную и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД; формирование целеустремленности и
настойчивости в достижении целей; жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности); Коммуникация как операция: согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности, умение договариваться находить общее решение; коммуникативно-речевые УУД.
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как операция: согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности, умение договариваться находить общее решение; коммуникативно-речевые УУД.
Должны знать: основные типы данных языка программирования; правила вычислений арифметических и логических выражений; правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла; понятия «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»; правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Должны уметь: составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции; составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмы; составлять программы для обработки массивов и символьных строк; составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных; выполнять отладку программ.
Тест № 36. Оператор вывода. § 54 § 55
Вычисления. Стандартные функции.
1
КУ
Простые вычисления.
Тест № 37. Операторы div и mod. § 56
Условный оператор.
1
УОНМ
Ветвления.
Тест № 38. Ветвления. § 57
Сложные условия.
1
КУ
Сложные условия.
Тест № 39. Сложные условия.§ 57
Множественный выбор.
1
УОНМ
Множественный выбор. § 57
Практикум: использование ветвлений.
1
УЗИМ
Задачи на ветвления. § 57
Контрольная работа «Ветвления».
1
УКЗУ
Цикл с условием.
1
УОНМ КУ
Циклы с условием. § 58
Цикл с условием.
1
УЗИМ
Циклы с условием.
Тест № 40. Циклы с условием. § 58
Цикл с переменной.
1
УОНМ
Циклы с переменной.
Тест № 41. Циклы с переменной. § 58
Вложенные циклы.
1
УОСЗ
Вложенные циклы. § 58
Контрольная работа «Циклы».
1
УКЗУ
Процедуры.
1
УОНМ
Процедуры. § 59
Изменяемые параметры в процедурах.
1
УЗИМ
Процедуры с изменяемыми параметрами. § 59
Функции.
1
УОНМ
Функции. § 60
Логические функции.
1
КУ
Логические функции. § 60
Рекурсия.
1
УЗИМ
Рекурсия. § 61
1
Стек.
1
УОСЗ
Стек. § 61
1
Контрольная работа «Процедуры и функции».
1
УКЗУ
1
Массивы. Перебор элементов массива.
1
УОНМ
Перебор элементов массива.
Тест № 42. Масивы. § 62
1
Линейный поиск в массиве.
1
УЗИМ
Линейный поиск. § 63
1
Поиск максимального элемента в массиве.
1
УОНМ
Поиск максимального элемента массива. § 63
1
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).
1
УПЗУН
Алгоритмы обработки массивов.
Тест № 43. Алгоритмы обработки массивов.§ 63
1
Отбор элементов массива по условию.
1
УПЗУН
Отбор элементов массива по условию. § 63
1
Сортировка массивов. Метод пузырька.
1
УОНМ
КУ
Метод пузырька. § 64
1
Сортировка массивов. Метод выбора.
1
УОНМ
КУ
Метод выбора. § 64
1
Сортировка массивов. Быстрая сортировка.
1
КУ
Быстрая сортировка. § 64
1
Двоичный поиск в массиве.
1
УОСЗ
Двоичный поиск. § 65
1
Контрольная работа «Массивы».
1
УКЗУ
1
Символьные строки.
1
УОНМ
Посимвольная обработка строк. § 66
1
Функции для работы с символьными строками.
1
УОНМ
КУ
Функции для работы со строками.
Тест № 44. Символьные строки.§ 66
1
Преобразования «строка-число».
1
УОНМ
Преобразования «строка-число». § 66
1
Строки в процедурах и функциях.
1
УЗИМ
Строки в процедурах и функциях. § 66
Рекурсивный перебор.
1
УОНМ
Рекурсивный перебор. § 66
Рекурсивный перебор.
1
УЗИМ
Сравнение и сортировка строк.
1
УПЗУН
Сравнение и сортировка строк. § 66
Практикум: обработка символьных строк.
1
УПЗУН
Обработка символьных строк: сложные задачи. § 66
Контрольная работа «Символьные строки».
1
УКЗУ
Матрицы.
1
УОНМ
Матрицы. § 67
Матрицы.
1
УЗИМ
Обработка блоков матрицы. § 67
Файловый ввод и вывод.
1
УОНМ
КУ
Файловый ввод и вывод. § 68
Обработка массивов, записанных в файле.
1
УПЗУН
Обработка массивов из файла. § 68
Обработка строк, записанных в файле.
1
УПЗУН
Обработка строк из файла. § 68
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
1
УОСЗ
Обработка смешанных данных из файла. § 68
1
Контрольная работа «Файлы».
1
УКЗУ
1
Раздел IX. Решение вычислительных задач – 12 ч.
Точность вычислений.
1
УОНМ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать и сохранять цели и следовать им УД; умение действовать по плану и планировать сою Д;
Преодоление импульсивности и умение
контролировать процесс и результата УД умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи; умение взаимодействовать в УД
Поиск вы выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникация как взаимодействие; коммуникативно-речевые УУД.
Должны знать: понятия «погрешность вычислений», источники погрешностей при вычислениях на компьютере; численные методы решения уравнений; принципы дискретизации вычислительных задач; понятия «минимум» и «максимум, «оптимальное решение»; метод наименьших квадратов.
Должны уметь: оценивать погрешность полученного результата; решать уравнения, используя численные методы; выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации; находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров; обрабатывать результаты эксперимента
Тест № 45. Точность вычислений.§ 69
1
Решение уравнений. Метод перебора.
1
УПЗУН
Решение уравнений методом перебора. §70
1
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.
1
УПЗУН
Решение уравнений методом деления отрезка пополам. §70
1
Решение уравнений в табличных процессорах.
1
УПЗУН
Решение уравнений в табличных процессорах. §70
1
Дискретизация. Вычисление длины кривой.
1
УПЗУН
Вычисление длины кривой. §71
1
Дискретизация. Вычисление площадей фигур.
1
КУ
Вычисление площади фигуры. §71
1
Оптимизация. Метод дихотомии.
1
КУ
Оптимизация. Метод дихотомии. §72
1
Оптимизация с помощью табличных процессоров.
1
КУ
Оптимизация с помощью табличных процессоров. §72
1
Статистические расчеты.
1
КУ
Статистические расчеты. §73
1
Условные вычисления.
1
КУ
Условные вычисления. §73
1
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов.
1
КУ
Метод наименьших квадратов. §74
1
Восстановление зависимостей в табличных процессорах.
1
КУ
Линии тренда. §74
1
Раздел X. Информационная безопасность – 6 ч.
Вредоносные программы.
1
УОНМ
КУ
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей. жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Знаково-символическое моделирование; умение структурировать знание; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; чтение; построение логической цепи рассуждения.
Согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение.
Должны знать: понятия «шифрование», «хеширование», «стеганография»; правила составления паролей, устойчивых к взлому; правила безопасного использования сети Интернет.
Должны уметь: использовать антивирусные программы; составлять надежные пароли; использовать программное обеспечение для шифрования данных.
§75 §76
1
Защита от вредоносных программ.
1
КУ
Использование антивирусных программ.
Тест № 46. Вредоносные программы и защита от них. §77
1
Что такое шифрование? Хэширование и пароли.
1
КУ
Простые алгоритмы шифрования данных. §78 §79
1
Современные алгоритмы шифрования.
1
КУ
Современные алгоритмы шифрования и хэширования. §80
1
Стеганография.
1
КУ
Использование стеганографии. Тест № 47. Шифрование и хэширование.§81
1
Безопасность в Интернете.
1
КУ
Представление докладов. §82
1
Резерв:
7
Резерв:
7
Итого:
136
Итого:
136
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 10 и 11 классов, также входят:
данная программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике использую материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm. и http://school.sgu.ru/