Обобщающий урок по информатике в 5-м классе по теме "Устройство компьютера"
Тип урока: обобщение знаний.
План урока:
Организационный момент (3 мин)
Обобщающий этап (22 мин)
Подведение итогов (5 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
1. Приветствие.
Добрый день, ребята. Прежде чем начать урок, я хочу узнать, какое сейчас у вас настроение. Ведь чем лучше настроение, тем веселее и интереснее пройдет наш урок. Перед вами на партах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на данное время. Спасибо. Я рада, что у многих хорошее настроение, а тем ребятам, которые загрустили, я желаю, чтобы к концу урока настроение улучшилось.
2. Постановка темы и целей урока.
Для того, чтобы узнать о чем мы с вами будем говорить на уроке, я предлагаю вам отгадать загадку:
Раньше такого умного друга
У школьников не было в нашей округе.
Теперь в каждом доме, на каждом столе,
Стоит он, помощник тебе да и мне.
Рисует, считает, хоть что вычисляет,
А если захочешь, в игру поиграет.
Он — ЭВМ. Это имя одно.
А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)
Так о чем же мы с вами будем говорить на уроке. Кто догадался, какая цель нашего сегодняшнего урока?
2. Обобщающий этап
Цель нашего урока – обобщить и закрепить полученные знания. В этом нам помогут жители волшебного леса, куда мы пойдем на прогулку и будем выполнять их задания и получать за правильные ответы фишки-«компьютеры».
Закрываем глаза, вспоминаем все, что мы прошли на уроках информатики и отправляемся в путешествие. (В это время звучит музыка)
Музыка леса. На слайде на фоне леса огромный кодовый замок.
1 задание. Для того, чтобы открыть замок и попасть в лес, нужно разгадать ребус и с помощью кодовой таблицы найти код для замка. Для этого разделитесь на группы по цветам в задании.
Дисплей
5, 10, 19, 17, 13, 6, 11
Молодцы!
Начнем нашу прогулку.
Звуки леса, на слайде леший, рядом журнал со сканвордами.
2 задание. Нас встречает первый житель леса – леший. Как вы думаете, какое задание он для нас приготовил?
- Ребусы, кроссворды, сканворды, загадки...
Для того, чтобы выполнить это задание, мы с вами разделимся на 3 группы. Та группа, которая быстро и правильно справится с заданием, получат по фишке-«компьютеру».
Решение кроссворда. Во время решения проговариваем развернутое объяснение каждого устройства
.
1. Младший брат настольного калькулятора, считает тоже быстро, но ничего больше не умеет.
2. Как назвать все действия по работе с информацией одним словом?
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Устройство для вывода информации на бумагу.
5. Заветное слово, не зная которого можно не попасть в файл, папку или программу.
6. Бывает контекстное, пиктографическое, быстрого доступа, ниспадающее…
7. Машина, часто внешне похожая на человека, способная выполнять за него какие – либо операции.
8. Самая опасная операция с файлами.
9. «Мозг» ЭВМ.
10. И оружие, и город в Англии, и жёсткий диск.
11. Одно из основных устройств ввода информации.
Молодцы, вы так хорошо знаете устройства компьютера, что без труда выполнили задание нашего лешего. Садитесь на свои места.
Музыка леса, слайд с поляной
3 задание. Идем дальше. Мы с вами вышли на поляну, где нас встречает лесная нимфа. А задание ее заключается в том, что нужно вспомнить назначение основных служебных клавиш на клавиатуре компьютера.
За каждый правильный ответ вы получаете смайлики. Те, кто наберет 6-8смайликов, получает 3 фишки-«компьютера»; те ребята, которые набрали 3-5 смайликов, получают по 2 фишки-«компьютеру», ну а кто не смог сразу вспомнить некоторые названия клавиш – получают по одной фишке-«компьютеру».
На экране появится вопрос о назначении клавиши, а вы поднимете карточку с её названием.
Вопросы:
для записи заглавных букв и знаков над цифрами (Shift);
для перехода на новую строку (Enter);
удаление символа слева от курсора (Backspace);
удаление символа справа от курсора (Delete);
печать только заглавных букв (CapsLock);
перевод курсора в начало строки (Home);
перевод курсора в конец строки (End);
выход из текущего режима (Esc).
Молодцы, вспомнили назначение клавиш.
Сейчас мы с вами немножечко отдохнем и сделаем упражнения для глаз.
Физкультминутка для глаз.
4 задание. В реках и водоемах у нас живет водяной. И он приготовил для нас задание. Надо ответить на тест. Вопросы вы увидите на слайдах, а отвечать будете на специальных бланках, которые лежат у вас на партах.
Внимание, 1-й вопрос.
На слайдах вопросы теста. Раздаются карточки с бланком ответов.
Для проверки теста пожалуйста обменяйтесь бланками ответов в парах. Ответы сверяем по ключу к тесту и ставим соответствующие баллы.
Звучит музыка.
5 задание. Вот и подходит к концу наша прогулка. А напоследок Кот-баюн приготовил нам необычное задание. Все вы знаете, что кот-баюн любит сочинять сказки, петь песни, вот он и приготовил вам следующее задание – вы должны расшифровать зашифрованные котом пословицы. Кто догадается, поднимает руку и отвечает.
Компьютер памятью не испортишь – Кашу маслом не испортишь.
Не все Windows, что висит – Не все золото, что блестит.
Вирусов бояться – в интернет не входить – Волков бояться в лес не ходить.
Антивирусная программа – залог здоровья компьютера – Чистота – залог здоровья.
Подведение итогов.
За урок каждый собирал «компьютеры». По количеству компьютеров я прошу вас оценить самих себя – на сколько вы работали на уроке. Для этого у вас на столах лежат карточки, куда вы должны записать свою оценку за урок. А сейчас я прошу поменяться этими карточками друг с другом, пусть и ваши друзья оценят вашу работу на уроке. Спасибо. Я рада, что вы с полной ответственностью отнеслись к данному заданию – ведь важно не только знать, важно и уметь оценить свои знания.
Я хочу узнать ваше мнение по нашему сегодняшнему уроку, поэтому подготовила вопросы, которые помогут определить качество урока. Отвечать на вопросы будем поднимая карточки того цвета, которое соответствует вашему ответу.
Можно ли сказать, что количество фишек-«компьютеров» соответствует оценке за урок?
Прошло-ли закрепление знаний по теме «Компьютер. Устройство компьютера»?
Понравились задания, выполненные на уроке?
Был ли полезен вам урок?
Спасибо за урок. До свидания.