1. Тема данного урока «Ввод и редактирование текста» принадлежит Главе 2 «Компьютер для начинающих» пропедевтического общеобразовательного курса Информатика, 5 класс, учебник Людмилы Леонидовны Босовой.
2. Данный материал изучается параллельно с теоретическим материалом из Главы 1 «Информация вокруг нас».
3. Обобщающий урок завершает тему «Текстовый редактор» на этом уроке систематизируются и обобщаются ранее полученные знания, осуществляется контроль усвоения знаний.
4. Данный урок связан с предыдущими на этапе актуализации опорных знаний по темам, которые включают понятие «Информация», «Устройство компьютера». Последующие уроки являться блоком практических работ в среде графического редактора Paint путем создания компьютерного рисунка «от простого к сложному».
5. Специфика данного урока заключается в сочетании разных методов и приемов работы.
6. Тип урока по дидактической цели: урок повторения и закрепления знаний пройденного материала.
7. Тип урока по форме проведения: урок – практикум с элементами дидактической игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по информатике Текстовый редактор »
МОУ Ветлужская СОШ
Урок по информатике на тему:
«Текстовый редактор»
Лушникова И. П.
2011 г.
Пояснительная записка:
Тема данного урока «Ввод и редактирование текста» принадлежит Главе 2 «Компьютер для начинающих» пропедевтического общеобразовательного курса Информатика, 5 класс, учебник Людмилы Леонидовны Босовой.
Данный материал изучается параллельно с теоретическим материалом из Главы 1 «Информация вокруг нас».
Обобщающий урок завершает тему «Текстовый редактор» на этом уроке систематизируются и обобщаются ранее полученные знания, осуществляется контроль усвоения знаний.
Данный урок связан с предыдущими на этапе актуализации опорных знаний по темам, которые включают понятие «Информация», «Устройство компьютера». Последующие уроки являться блоком практических работ в среде графического редактора Paint путем создания компьютерного рисунка «от простого к сложному».
Специфика данного урока заключается в сочетании разных методов и приемов работы.
Тип урока по дидактической цели: урок повторения и закрепления знаний пройденного материала.
Тип урока по форме проведения: урок – практикум с элементами дидактической игры.
II. Краткая характеристика группы класса.
В группе 12 человека. Группа по своему составу и возможностям - полярная. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла: учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Визитная карточка урока:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Тип урока по форме проведения: урок – практикум с элементами дидактической игры.
Цель урока: в игровой форме повторить основные теоретические понятия и обогатить личный опыт ученика посредством учебного эксперимента и самостоятельной работы, с использованием информационных технологий.
Задачи урока:
Обучающие:
повторение и закрепление пройденного материала
оценить уровень усвоения изученного;
продолжить формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером: знания основных группы клавиш клавиатуры; навыков ввода и редактирования текстовой информации.
Развивающие:
развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение работать в коллективе.
развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
развития умения анализировать, сравнивать, обобщать и развивать мышление
Воспитательные:
формирование информационной культуры учащихся, положительной мотивации учебного труда;
воспитание находчивости;
воспитывать культуру поведения и общения учащихся
Оздоровительные:
Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин)
Следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке
Следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)
Оборудование:
компьютеры;(12 ученических и 1 для учителя.)
мультимедийный проектор;
интерактивная доска с программным обеспечением ActivInspire;
презентация “Устройства компьютера»
флипчарт «Путешествие в страну «Инфознайка»»
Методы обучения:
методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный практический, частично – поисковый.
методы предъявления учебных требований.
методы стимулирования и мотивации.
методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
метод поощрения.
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
Формы организации деятельности учащихся:
игровая,
коллективная (фронтальная),
индивидуальная,
самостоятельная.
Для достижения целей урока выбрана следующая структура:
Организационный момент
Повторение пройденного теоретического материала в форме игры
Физкультминутка
Практическая работа за компьютером
Подведение итогов
Задание на дом
Проверка домашнего задания осуществляется на этапе повторения.
Хронометраж урока.
Организационный момент -2 мин.
Повторение пройденного теоретического материала в форме игры- 15 мин.
Практическая работа за компьютером-20 мин.
Физкультминутка- 2 мин. ( после 10 мин.работы за компьютером)
Подведение итогов + рефлексия-5 мин.
Задание на дом-1 мин.
Этапы урока по применению методов обучения
Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
Словесный
Повторение материала
Метод предъявления учебных требований
Создание проблемной ситуации с помощью словесного и наглядного метода
Метод поощрения
Практическая работа
Объяснительно-иллюстративный
Практический
Метод контроля и самоконтроля
постановка задания на дом
Словесный
подведение итогов урока
рефлексия
Репродуктивный
Метод контроля и самоконтроля
Цели применения ИКТ на уроке:
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели идем через реализацию следующих задач:
повышение мотивации обучения;
развитие познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
На своих уроках я использую компьютер как:
средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
средство информационной поддержки учебного процесса;
дополнительный источник информации;
средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Этапы урока и основные виды деятельности
Слайд сопровождения урока
Ход урока
Содержание
1 слайд
Организационный момент
(сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности)
Ученики готовятся к уроку.
Учитель просит детей встать в круг.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Дети садятся за свои места.
Учитель:
Сегодня у нас будет необычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. (Открывается шторка флипчарта и дети видят 1 слайд) Чтобы путешествие прошло удачно нам нужно вспомнить всё, что мы изучали на предыдущих уроках (сообщает тему и задачи урока)
2 Слайд появляется со звуковым сопровождением SOS. Все отправляются освобождать страну Инфознайка от вируса.
2 слайд
3 слайд
Повторение
устройств компьютера
3 слайд.
А вот и первое испытание. ВИРУС закодировал мост через реку. Для того чтобы раскодировать мост и перейти через него, нужно отгадать волшебное слово, которое образуется в жирных клетках кроссворда. Как только угадаете слово надо поднять руку.
4 слайд
5 слайд
Дети по одному человеку выходят к доске и интерактивной указкой выбирают картинку с изображением правильного ответа. Если они дали правильный ответ, то автоматически выполняется переход на следующую страницу флипчарта (слайд), в противном случае появляется слайд 13, который сообщает о неправильности выполнения задания, нужно нажать указкой на стрелку, чтобы вернуться туда, где была допущена ошибка.
Учитель наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся; за каждый правильный ответ ученику выдаётся жетон.
Ученики внимательно слушают ответы друг друга, анализируют и предлагают свои варианты ответов.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Итак, мы преодолели первую преграду. Прошли через мост.
{Звучит музыка}
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Повторение назначение устройств компьютера
Учитель: А теперь мы оказались перед воротами в страну. Ворота на замке. Замок не простой. Расшифровать код замка можно, если правильно определить название устройств компьютера и объяснить назначение каждого устройства.
15 слайд
Дети электромагнитным маркером записывают на доске правильное название устройств: монитор, клавиша, дисплей, мышка, принтер, винчестер, колонки и объясняют их назначение.
Учитель спрашивает, нет ли других вариантов ответа. Каждый имеет возможность ответить, если у него своя версия ответа.
16 слайд
Повторение изученных терминов информатики
Учитель. Ворота открыты. (Звучит музыка). Мы попали в страну Инфознайка.
Еще одну преграду установил на нашем пути коварный ВИРУС. А, чтобы ее преодолеть необходимо, разгадать ребусы
Дети по одному выходят к доске, присаживаются за рабочее место учителя и с клавиатуры вводят слово-разгадку ребуса.
17 слайд- информация
18 слайд-компьютер
Если возникают вопросы, учитель может напомнить правила разгадывания ребусов или пояснить, что изображено на картинке.
Проверка правильности осуществляется компьютером, что очень нравится детям.
Если даётся правильный ответ, то обезьяна на картинке начинает улыбаться. Таким образом, дети без комментария учителя узнают о выполнении задания.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
20 слайд- клавиатура
21 слайд- обработка
22 слайд- интернет
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Повторение основных групп клавиш
Учитель. А теперь командам предстоит генеральное сражение с ВИРУСОМ. Нужно правильно назвать основные группы клавиш и вспомнить назначение тех, которые часто приходиться использовать при записи письма на компьютере.
Интерактивной указкой выбирают правильный ответ, если ответ правильный, то появляется слайд 25 и возможность выбора следующего вопроса, в противном случае появляется слайд 26(нужно вернуться и дать правильный ответ).
24 слайд
25 слайд
Учитель напоминает ученикам о важности умения слушать.
Подчёркивает старание ученика.
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
Учитель: Не устояв перед нашими знаниями, Вирус произвел самоуничтожение (звучит музыка)
31 слайд
физкультминутка
Учитель даёт инструкцию по выполнению физкультминутки: надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
32 слайд
Подведение итогов этапа повторения, обобщения и систематизации знаний. Ученики, получившие большее количество жетонов за правильные ответы получают медаль: «Знатоку информатики».
Практическая работа на компьютере
Учитель мотивирует учеников на следующий этап урока.
Ученики выполняют работу, состоящую из 3 заданий. Кто выполнит все задания, получают оценку 5, 2 задания- 4, 1 задание – оценка- 3. Это проговаривается учителем в начале выполнения практической работы для того, чтобы была возможность самооценки.
Задания находятся на рабочем столе, в папке урок, практика 6, в файлах Слова, Снегурочка, Лукоморье.
Задание 1: Из данных слов получить новые, отбросив буквы в начале или в конце слова:
Шутка - утка.
Шлак -
Вдруг -
Кочки -
Рыбак -
Кобра -
Каприз -
Воля -
Волк -
Яблоко-
Задание 2: Из букв слова СНЕГУРОЧКА составить как можно больше новых слов.
Задание 3: В отрывке стихотворения исправить ошибки.
Резерв: Написать письмо другу.
Учитель контролирует ход выполнения заданий.
Постановка задания на дом.
Творческое задание: придумать кроссворд, в котором используется 8-10 изученных терминов
подведение итогов урока
рефлексия
Учитель просит детей встать в круг. Каждый ученик даёт себе оценку за выполнение практической работы. Учитель либо соглашается, либо объясняет, почему поставил другую оценку. Учитель задаёт вопросы: какие трудности вы испытывали сегодня на уроке, на каком этапе уроке вы были наиболее успешными? Благодарит учеников за работу на уроке.