Методическая разработка открытого урока на тему « Безопасный интернет»
Методическая разработка открытого урока на тему « Безопасный интернет»
Разработанный конспект урока предназначен для изучения темы «Безопасный интернет» в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того может быть использован в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. Урок «Безопасный Интернет» рассчитан на 2 академических часа. Данная тема может изучаться на 1 курсе как на внеурочных занятиях, так и в рамках изучения темы «Интернет, электронная почта».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему « Безопасный интернет» »
Министерство образования Пензенской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Торгово-экономическое отделение
Методическая разработка открытого
урока по дисциплине
«Информатика и ИКТ»
на тему « Безопасный интернет»
Автор-составитель:
Е.В. Комарова
Пенза, 2014 г.
Пояснительная записка.
Разработанный конспект урока предназначен для изучения темы «Безопасный интернет» в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того может быть использован в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. Урок «Безопасный Интернет» рассчитан на 2 академических часа. Данная тема может изучаться на 1 курсе как на внеурочных занятиях, так и в рамках изучения темы «Интернет, электронная почта».
Урок разработан на основе теории «Развития критического мышления»- система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у студентов. Овладение и практическое применение предлагаемого инновационного продукта способствуют формированию новых компетенций студентов: учебно- познавательных, информационных, коммуникативных, личностных.
Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову студента, являются целью моей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Сама технология развития критического мышления предполагает три фазы конструктивно-смыслового построения урока.
I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Методика применения технологии на примере урока «Безопасный интернет»
Тема урока: Требования к оформлению документов. Реквизиты документов.
Цели урока:
обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних студентов путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современнойинформационно-телекоммуникационной среде.
формирование критического стиля мышления в процессе обучения, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.
Тип урока: комбинированный
Метод: репродуктивный.
Этапы урока:
1.Фаза вызова
2. Фаза осмысления
3. Фаза рефлексии
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока:
Фаза вызова( 5 мин)
Глобальная сеть Интернет прочно вошла в нашу жизнь. Интернет открывает перед нами широкие возможности . Педагог предлагает составить снежинку возможностей Интернет.
Фильмы, музыка
Обучение
Интернет
Новые знакомства
Общение
Таким образом появилась возможность доступа к любой информации , хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны миллионы компьютеров получили доступ и к вашему компьютеру. И этот доступ не всегда может быть «полезным». Тема занятия «Безопасный интернет» (слайд 1)
Как же сделать работу в глобальной сети безопасной? (слайд 2) - это и есть главный вопрос занятия. Педагог представляет экспертов( 2 студента), которые будут помогать ему во время занятия.
Фаза осмысления (35 мин)
Интернет-это большой город, в котором бурлит жизнь, а если быть точнее – виртуальная жизнь. Именно поэтому в Интернете необходимо следовать основным правилам так же, как правилам дорожного движения.
Просмотр видеоролика «Развлечения и безопасность в Интернете» (слайд 3)
Несмотря на то, что большая часть законов была создана до широкого распространения Интернета, закон также распространяется и на него. Все, что незаконно в обычной жизни, незаконно и в Интернете. Интернет предоставляет беспрецедентные возможности свободного общения, но они также подразумевают ответственность. С основными моментами Федерального закона «Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» студентов знакомят эксперты. (эксперты заранее готовят реферат по данной тематике)
Педагог предлагает студентам поиграть в игру «ИнтерНЕТ или интерДА».На слайде 4 нескольковысказываний. Для каждого высказывания попробуйте привести все «за» и «против».
Общение в Интернете – это здорово!
Интернет-это огромный рекламный ресурс.
В интернете можно узнать сведения о человеке(его адрес, телефон, адрес электронной почты)
Интернет является мощным антидепрессантом.
В интернете можно найти любую информацию (музыку, фильмы, рефераты и т.д.)
Студенты проводят дискуссию на заданные вопросы.
На основании всего сказано, можно сделать вывод, что интернет- это хорошо, но «прогуливаясь» по просторам интернета можно попасть в ловушки. Какие же интернет - ловушки подстерегают нас?». (Слайд 5 )
Чтобы обойти эти ловушки нужно придерживаться простых правил.
Видео « Остерегайтесь мошенничества» (слайд 6)
Педагог предлагает ответить на главный вопрос урока – «Как сделать
работу в сети безопасной?»
Педагог предлагает студентам составить и записать свод правил, которых нужно придерживаться, чтобы работа в сети была безопасной. (слайд 7-8)
Не сохраняй подозрительные файлы и не открывай их.
Если антивирусная защита компьютера не рекомендует, не заходи на сайт, который считается «подозрительным».
Никому не сообщай свой логин с паролем и не выкладывай их в Интернете – относись к ним так же бережно, как к ключам от квартиры.
Не сообщай свой адрес или телефон незнакомым людям и никогда не выкладывай в Интернете.
Никогда не высылай свои фотографии без родительского разрешения. Помни, что преступники могут использовать эту информацию против тебя или твоих родных.
Никогда не соглашайся встретиться с человеком, с которым ты познакомился в Интернете.
Не нужно реагировать на грубых людей – просто прекрати общение.
Если тебе угрожают по Интернету, не стесняйся сообщить об этом родителям.
Физкульт минутка. (5 мин)
«Взгляды».
1 этап
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде одного из экспертов они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться взглядом в течении 10 секунд с как можно большими людьми .
Обсуждение: со сколькими людьми вы встретились взглядом? Какие эмоции у вас при этом возникали?
Анализ ситуации: При общении в Интернет мы добавляем незнакомых людей, мы не видим их воочию, а только их аватарку , причем аватарка может быть и абсолютно другого человека. Поэтому гораздо удобнее и приятнее общаться с людьми вживую, видеть их, ощущать их настроение.
Этап 2.
Задача обратная – ни с кем не встретиться взглядом.
Помимо цели разминки, эта игра развивает навыки социальной перцепции.
Обсуждение.
- У кого возникпсихологический дискомфорт при выполнении этого упражнения? Ч он был вызван?
Анализ ситуации.
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей
в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники и фото. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника, фото или взгляда? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди,готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту
Рефлексия (30 мин)
Студентам необходимо создать в Microsoft OfficeWord постер с правилами, которых нужно придерживаться при работе в Интернет. Постер должен иметь заголовок, непосредственно правила, и картинки, выполнен в эстетичной цветовой гамме. При оценивании работ будут учитываться все эти критерии, включая требования к оформлению документов в Word. Пример оформления постера приведен на слайде 9.
Оценки «отлично» заслуживает работа, в которой добавлены все элементы, в соответствии с требованиями.
Оценки «хорошо» заслуживает работа, в которой имеются недочеты в оформлении.
Оценку «удовлетворительно» получает работа, в которой частично выполнены все требования.
За ходом выполнения работы следит преподаватель и эксперты.
Закрепление материала. ( 8 мин)
Пока эксперты оценивают работы, студенты проходят «Маршрут безопасности».(Примечание: маршрут следует проходить по часовой стрелке, начиная с вопроса в левом нижнем углу)
Подведение итогов урока. (7 мин)
Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Но при пользовании сетью Интернет нужно быть крайне острожными.
Итоги:
На данном этапе предлагается подвести итоги урока Интернет-безопасности: на столе лежат три смайлика, обучающимся необходимовыбрать и положите перед собой тот, который соответствует настроению студента.
Урок понравился. Узнал что-то новое.
Урок понравился. Ничего нового не узнал.
Урок не понравился. Зря время потерял.
Каждый студент высказывает свое мнение, начиная со слов «Я выбрал такой смайлик, потому что…».
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Эксперты озвучивают оценки студентов.
Домашнее задание.
По основным понятиям Интернет безопасности составить кроссворд. В кроссворде должно быть не менее 5 слов по вертикали и по горизонтали. Макет кроссворда приведен на слайде 22.