kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках районного семинара учителей информатики

Просмотр содержимого документа
«Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL»

Открытый урок информатики в 9 классе
Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL


Цель урока: изучить логические функции MS Excel используемые при решении задач.

Образовательные задачи урока:

  1. изучить функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические;

  2. научиться использовать их при решении задач.


Планируемые результаты:

Предметные: знать и применять функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические при решении задач.

Метапредметные:

  • Регулятивные:самостоятельно сформулировать цели, задачи, проблему урока, планировать деятельность.

  • Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа для решения задач, сравнивать.

  • Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с педагогом, одноклассниками, высказывают собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.

  • Личностные: прививать интерес к предмету, теме, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности.

  • Научатся: пользоваться встроенными функциями, применять логические функции.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютеры; программное обеспечение:MS Excel.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;

  • развитие критического мышления;

  • системно-деятельностный и технологический подход к обучению;

  • информационные технологии

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – менее 1 мин.Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку.

Здравствуйте, очень рада вас видеть снова!

На ваших столах кроме основного материала расположены также оценочные листы. В ходе выполнения того или иного задания не забывайте их заполнять соответственно номеру выполненного вами задания.

- Итак, начнем!

2. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний (тест) - 6 мин.

На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми встроенными функциями программы MS Excel. С их помощью можно решать определенный класс расчетных задач в электронных таблицах. Давайте вспомним эти функции. Предлагаю вам пройти тест, созданный в программе MS Excel.

После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!


4. А теперь откройте файл Липки. Перед Вами представлена задача (Демоверсия2016 год, задание № 19).

Обсуждение со всем классом.

1. Давайте подумаем, какую формулу можно задать, если необходимо вычислить суммарное расстояние перевозки с 1 по 3 октября? Ответ необходимо записать в ячейку H2 таблицы.

=СУММ(D2:D118) (28468)

2. Как посчитать среднюю массу груза при автоперевозках, осуществлённыхиз города Липки? Ответ необходимо записать в ячейкуH2 таблицы.

=СРЗНАЧЕСЛИ(B2:B371;"Липки";F2:F371) (760,9)

Молодцы! Справились!

После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!

5. Создание проблемной ситуации.

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

Задача: Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.

Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы. (обсуждение)

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц.

 развернуть таблицу

 

A

B

K

L

M

1

Фамилия

Вопрос1

Вопрос 10

Общая сумма

Зачет/незачет

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 развернуть таблицу

В ячейки А2:К6 заносим данные (1- «зачет», 0- «незачет»), а в ячейки L2:M6 – формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6. Какую формулу надо задать в ячейке М2?

Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

6. Изложение нового материала.

Тема урока «Применение табличного процессора Excel для решения задач с использованием логических функций».

- Из ранее изученного изве­стно, что условная функция применяется в том случае, когда необходимо сделать выбор в зависимости от поставленного условия. Давайте вспомним, как выглядит условная функция, и где мы с ней встречались?

Ответ: на уроках информатики, когда изучали логику в программировании.

Запишем в тетрадь формат условной функции. Общий вид условной функции следующий:

ЕСЛИ(; ; )

Условие — это логическое выражение, которое может прини­мать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

и могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняет­ся так: если условие истинно, то значение данной ячейки опреде­лит , в противном случае — .

Логические выражения. Логические выражения (условия) строятся с помощью операций отношения (, =(болыпе или рано), =, (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются ло­гические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Вспомним, в каких случаях результатом вычисления логического выражения являются ло­гические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ, если мы используем логическоеИ?

Ответ: если все составляющие сложного высказывания будут истины, тои само высказывание –истинно, в противном случае – ложно.

  • А если используется логическое ИЛИ?

Ответ: если хотя бы одно составляющее сложного высказывания будет истинно, тои само высказывание –истинно, ложно только в том случае, когда все составляющие ложны.

Существуют особенности записи логических операций в таб­личных процессорах: сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечис­ляются логические операнды. Например, логическое выражение

И(А10; А1

Для лучшего понимания подробно разберем задачи, решение которых основано как раз на использовании логических функций.

7. Работа в группах.

Перед Вами на партах лежат карточка с заданием.

Необходимо поделиться на 2 группы. Каждая группа должна вписать формулу в ячейку, согласно условию задачи и сформулировать вывод (анализ используемых логических функций).Используйте опорные конспекты. У вас на обсуждение – 2 минуты. Приступайте!

1 группа: Решить задачу на применение функций И, ИЛИ (на листках).

Перед Вами стоит задача о выплате премий за увеличение числа продаж сотрудникам фирмы более чем на 7%. Поле электронной таблицы выглядит так:



1.Впишите формулу, чтобы в столбце D было выведено ИСТИНА напротив сотрудника, которому следует начислить премию, и ЛОЖЬ напротив сотрудника, которому не следует начислить премию?


2.Сформулируйте вывод (анализ используемых логических функций):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


После обсуждения приходим к выводу, что в ячейку D4 следует ввести формулу=И(B4-C4=C4*0,07). Иными словами, мы использовали логическую функцию с одним условием - обеспечение продаж больше плана на 7%.


2 группа: Решить задачу на применение функции ЕСЛИ (на листках).

1.Определить и ввести формулу с логической функцией, чтобы напротив фамилии каждого юноши или девушки в столбце Выбор появилась запись “принят” или “не принят”.

Поле электронной таблицы выглядит так:


2.Сформулируйте вывод (анализ используемых логических функций):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Решение: “Школа танцев” введем формулу в ячейку D6: =ЕСЛИ(И(И(B6=168;B6


Готовые решения задач показать (высветить на экран). Обсуждение задач. Удалось решить проблему, поставленную перед Вами?

Молодцы!

После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!


8. Первичное закрепление материала (практическая часть) – 15 -17 мин.

9. Домашнее задание 1 мин.:

Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали в группах, успешно выполнили задания индивидуально, я довольна вами. Спасибо!

Знания, полученные сегодня на уроке, позволят решать расчетные задачи разного уровня в электронной таблице в различных областях деятельности человека, прогнозировать результат и делать анализ.

На партах у вас лежат листы Приложение №5 - это домашнее задание, пользуясь опорным конспектом, знаниями, полученными на уроке, решите задачи, используя логические функции.


Приложение №5

Задача 1.

Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 КВт/ч и m рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.


Задача 2.

10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастер, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL

Автор: Горбунова Светлана Фёдоровна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Построение графиков в электронных таблицах" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-postroieniie-ghrafikov-v-eliektronnykh-tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "104640"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402743878"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по информатике для 11 класса УКП  "Моделирование в электронных таблицах" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-informatikie-dlia-11-klassa-ukp-modielirovaniie-v-eliektronnykh-tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "105862"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402919145"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок информатики по теме "Данные и логические функции" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-informatiki-po-tiemie-dannyie-i-loghichieskiie-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "119299"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413381042"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Логические функции в Excel"
    ["seo_title"] => string(31) "loghichieskiie_funktsii_v_excel"
    ["file_id"] => string(6) "363262"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480303293"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Программирование  динамической модели "
    ["seo_title"] => string(43) "proghrammirovaniie-dinamichieskoi-modieli-1"
    ["file_id"] => string(6) "130620"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415959095"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства