Просмотр содержимого документа
«Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL»
Открытый урок информатики в 9 классе Логические функции в электронных таблицах MS EXCEL
Цель урока: изучить логические функции MS Excel используемые при решении задач.
Образовательные задачи урока:
изучить функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические;
научиться использовать их при решении задач.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и применять функции И, ИЛИ, ЕСЛИ из категории Логические при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные:самостоятельно сформулировать цели, задачи, проблему урока, планировать деятельность.
Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа для решения задач, сравнивать.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с педагогом, одноклассниками, высказывают собственную точку зрения; строить понятные речевые высказывания.
Личностные: прививать интерес к предмету, теме, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые технологии:
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
системно-деятельностный и технологический подход к обучению;
информационные технологии
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – менее 1 мин.Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку.
Здравствуйте, очень рада вас видеть снова!
На ваших столах кроме основного материала расположены также оценочные листы. В ходе выполнения того или иного задания не забывайте их заполнять соответственно номеру выполненного вами задания.
- Итак, начнем!
2. Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний (тест) - 6 мин.
На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми встроенными функциями программы MS Excel. С их помощью можно решать определенный класс расчетных задач в электронных таблицах. Давайте вспомним эти функции. Предлагаю вам пройти тест, созданный в программе MS Excel.
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
4. А теперь откройте файл Липки. Перед Вами представлена задача (Демоверсия2016 год, задание № 19).
Обсуждение со всем классом.
1. Давайте подумаем, какую формулу можно задать, если необходимо вычислить суммарное расстояние перевозки с 1 по 3 октября? Ответ необходимо записать в ячейку H2 таблицы.
=СУММ(D2:D118) (28468)
2. Как посчитать среднюю массу груза при автоперевозках, осуществлённыхиз города Липки? Ответ необходимо записать в ячейкуH2 таблицы.
=СРЗНАЧЕСЛИ(B2:B371;"Липки";F2:F371) (760,9)
Молодцы! Справились!
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
5. Создание проблемной ситуации.
Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.
Задача: Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.
Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы. (обсуждение)
После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц.
развернуть таблицу
A
B
…
K
L
M
1
Фамилия
Вопрос1
…
Вопрос 10
Общая сумма
Зачет/незачет
2
3
4
5
6
развернуть таблицу
В ячейки А2:К6 заносим данные (1- «зачет», 0- «незачет»), а в ячейки L2:M6 – формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6. Какую формулу надо задать в ячейке М2?
Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
6. Изложение нового материала.
Тема урока «Применение табличного процессора Excel для решения задач с использованием логических функций».
- Из ранее изученного известно, что условная функция применяется в том случае, когда необходимо сделать выбор в зависимости от поставленного условия. Давайте вспомним, как выглядит условная функция, и где мы с ней встречались?
Ответ: на уроках информатики, когда изучали логику в программировании.
Запишем в тетрадь формат условной функции. Общий вид условной функции следующий:
ЕСЛИ(; ; )
Условие — это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
и могут быть числами, формулами или текстами (текст записывается с помощью кавычек).
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит , в противном случае — .
Логические выражения. Логические выражения (условия) строятся с помощью операций отношения (, =(болыпе или рано), =, (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Вспомним, в каких случаях результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ, если мы используем логическоеИ?
Ответ: если все составляющие сложного высказывания будут истины, тои само высказывание –истинно, в противном случае – ложно.
А если используется логическое ИЛИ?
Ответ: если хотя бы одно составляющее сложного высказывания будет истинно, тои само высказывание –истинно, ложно только в том случае, когда все составляющие ложны.
Существуют особенности записи логических операций в табличных процессорах: сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Например, логическое выражение
И(А10; А1
Для лучшего понимания подробно разберем задачи, решение которых основано как раз на использовании логических функций.
7. Работа в группах.
Перед Вами на партах лежат карточка с заданием.
Необходимо поделиться на 2 группы. Каждая группа должна вписать формулу в ячейку, согласно условию задачи и сформулировать вывод (анализ используемых логических функций).Используйте опорные конспекты. У вас на обсуждение – 2 минуты. Приступайте!
1 группа: Решить задачу на применение функций И, ИЛИ (на листках).
Перед Вами стоит задача о выплате премий за увеличение числа продаж сотрудникам фирмы более чем на 7%. Поле электронной таблицы выглядит так:
1.Впишите формулу, чтобы в столбце D было выведено ИСТИНА напротив сотрудника, которому следует начислить премию, и ЛОЖЬ напротив сотрудника, которому не следует начислить премию?
После обсуждения приходим к выводу, что в ячейку D4 следует ввести формулу=И(B4-C4=C4*0,07). Иными словами, мы использовали логическую функцию с одним условием - обеспечение продаж больше плана на 7%.
2 группа: Решить задачу на применение функции ЕСЛИ (на листках).
1.Определить и ввести формулу с логической функцией, чтобы напротив фамилии каждого юноши или девушки в столбце Выбор появилась запись “принят” или “не принят”.
Решение: “Школа танцев” введем формулу в ячейку D6: =ЕСЛИ(И(И(B6=168;B6
Готовые решения задач показать (высветить на экран). Обсуждение задач. Удалось решить проблему, поставленную перед Вами?
Молодцы!
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
8. Первичное закрепление материала (практическая часть) – 15 -17 мин.
9. Домашнее задание 1 мин.:
Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали в группах, успешно выполнили задания индивидуально, я довольна вами. Спасибо!
Знания, полученные сегодня на уроке, позволят решать расчетные задачи разного уровня в электронной таблице в различных областях деятельности человека, прогнозировать результат и делать анализ.
На партах у вас лежат листы Приложение №5 - это домашнее задание, пользуясь опорным конспектом, знаниями, полученными на уроке, решите задачи, используя логические функции.
Приложение №5
Задача 1.
Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: k рублей за 1 КВт/ч и m рублей за каждый КВт/ч сверх нормы, которая составляет 50 Квт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача 2.
10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастер, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера?