Тема урока: Линейный алгоритм
Класс: 8;
Цели: ознакомить обучающихся с понятием линейного алгоритма созданием математической модели, с оператором присваивания и его особенностями использования в алгоритмах.
Задачи:
учебные:
научить учащихся строить линейный алгоритм поставленной задачи, создавая математическую модель; показать применение оператора присваивания в алгоритмах;
развивающие:
развитие умения применять полученные знания при решении задач; развитие памяти, внимания, познавательного интереса; развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся;
воспитательные:
воспитание информационной и алгоритмической культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Тип урока: урока усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация.
ХОД УРОКА.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня мы с Вами продолжим изучать «Основы алгоритмизации и программирования» по информатике, в котором Вы научитесь решать задачи с помощью компьютера.
Если ты можешь задачи решать,
Складывать числа и вычитать,
Значит, ты алгоритмом владеешь
Решения этих задач, и сумеешь,
Любую из них легко прорешать.
Но все, же нам следует знать,
Что алгоритм – это действий последовательность.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-А урок проведу Я – Люция Сабировна,
Тема сегодняшнего урока Линейный алгоритм
Алгоритм - понятие сложное,
Но овладеть алгоритмами можно.
С упорством, трудом ты науку постигнешь,
И в жизни всего что угодно достигнешь!
Итак, начнем...
3. Актуализация знаний.
-Но нужно мне узнать, а как вы знаете предыдущую тему:
Учащиеся отвечают на вопросы, появляющиеся на слайде.
Алгоритм это…
Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату.
Исполнителем может быть…
Устройство или живое существо, которое выполняет по определенным правилам составленный алгоритм.
Выделение в алгоритме отдельных шагов определяет свойство…
Дискретность
Свойство алгоритма. Детерминированность это…
Детерминированность (определённость) - исполнитель должен выполнять команды алгоритма в строго определенной последовательности.
Какие конструкции алгоритмов вы знаете?
Линейный алгоритм, ветвление, цикл
4. Первичное усвоение новых знаний.
Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.
Рассмотрим блок-схему линейного алгоритма. Где все команды выполняются последовательно одна за другой.
Чтобы построить алгоритм решения задачи нужно в начале определить ее математическую модель, то есть что будет данными, результатом и формулами которые связывают данные и результат.
Блок- схема
Задача №1 (геометрия №459 (а))
Пусть а - основание, h- высота, а S – площадь параллелограмма. Найдите S, если a=15 см, h=12 см.
- Решение как на уроке математики
Исходные данные:
Результат:
- А в информатике строим алгоритм – т.е. определяем последовательность действий.
Построение алгоритма (Блок схема)
Оператор присваивания
Ребята, в программировании, чтобы компьютер различал логические равенства (=) от команды присваивания значений переменным или для вычислений используется оператор присваивания. Слева от знака равенства указывается имя переменной, справа указывается выражение или значение того же типа, что и переменная. Символ ":=", связывающий левую и правую части оператора присваивания, означает "присвоить значение".
Формат команды:
:=
исполнение команды присваивания происходит в таком порядке: сначала вычисляется , затем полученное значение присваивается переменной.
Оператор присваивания придает переменной конкретное значение, например:
На доске
х:=2;
х:=5, одновременно уничтожая старое.
Присваивать можно значение другой переменной или результат вычисления арифметического выражения:
y:=3;
х:=y;
y:=x+y,
Определите значения переменных.
исполнение команды присваивания происходит в таком порядке: сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной.
5. Первичная проверка понимания
примеры с оператором присваивания слайд
Пример №1 а:=2; а:=а+2; ответ: 4 | Пример №2 a:=1; b:=2; a:=a+b; b:=2*a; ответ: 6 | Пример №3 a:=1; b:=3; a:=a+b; b:=a-b; a:=a-b; ответ: 3 |
Физминутка
- Сегодня за компьютерами мы работать не будем. Но часто на уроках информатики, а ещё чаще дома вы много времени проводите за компьютером. И очень важно уметь выполнять гимнастику для глаз, чтобы ваши глазки всегда были здоровы!!!
- Я, хочу предложить Вам гимнастику, которую, можно выполнить в течение нескольких минут.
- Обратите на сайт, где подобно описано эта гимнастика.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
http://www.liveinternet.ru/users/fishkairiska/post270566955/
Задача №2 (физика, стр.27 упражнение 5 №2)
Сколько теплоты выделится при полном сгорании керосина, объем которого равен 2 л, а плотность 800?
- Решение как на уроке математики
Исходные данные:
q - Удельная теплота сгорания
Вопрос в задаче: сколько теплоты, значит необходимо определить количество теплоты (или энергия), которое выделяется при сгорании топлива.
Результат:
Q – Энергия топлива (теплота)
3)
2)
1) ;
-Самостоятельно построить блок схему.
Построения алгоритма.
6. Первичное закрепление. Задание по группам
- А теперь по работаете Вы.
-Задание, вам необходимо нарисовать только блок схему
Учащиеся делятся на группы по 4 человека, выбираю ответственного за работу. Каждой группе выдаются 4 задачи.
Задания дифференцированные, задача 1 – слабым учащимся, задача 4 – сильным ученикам.
Группа №1. В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.
Группа №2. Имеется садовый участок, имеющий форму прямоугольника со сторонами А метров и В метров. Составьте алгоритм, которая определит сколько досок надо купить, чтобы поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10 см.
Группа №3. В магазине продается костюмная ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр. Составьте алгоритм, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной Х метров и шириной 80 см.
Как только все задания выполнены, ответственный сообщает об этом.
По окончании работы, один представитель от группы показывает свою блок-схему на листе A3, остальные смотрят.
- Ребята справились бы вы с заданиями, если бы не знали математику? Нет
Вывод: Значит, чтобы строить в алгоритме решая задачи, нужно главное построить математическую модель.
Математическая модель – это способ описания реальной жизненной ситуации (задачи) с помощью математического языка.
-Чтобы построить эту математическую модель нужно определить исходными данными и результатами.
- А затем, написать математические формулы, которые связывают данные и результаты. Это один из этапов решения задач, а следующие этапы язык программирования и работа за компьютером.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учебник геометрии № 459 (б,в),
Составить математическую модель.
- Ребята, спасибо Вам большое, а особенно … 4 или 5
Выставление оценок
- На этом мы с вами заканчиваем урок. Сегодня мы познакомились с понятием линейный алгоритм и с оператором присваивания.
- Ребята, Мне понравилось, как мы с вами сегодня поработали. А вам? Мне хочется предложить ответить на вопросы. В течение 20 секунд посмотрите на вопросы и выберете тот, на который вам хочется ответить.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Технология: Каждый ученик выбирает себе вопрос (или продолжить фразу). Затем ОЗВУЧИВАЕТ ПУБЛИЧНО
-
| Мне больше всего удалось… |
-
| За что ты можешь себя похвалить? |
-
| Для меня было открытием то, что… ответ(занимались математикой и физикой, а потом только строили) |
-
| Какие задания вам понравились больше всего? |
-
| Чему вы научились на занятии? |
-
| Я доволен (или недоволен) собой, потому что |
-
| Тебе было интересно работать в группе или одному? |
-
| Тебе понадобятся знания, полученные на занятии в будущем? |
Ответы ребят.
Да, конечно же, знания полученные сегодня на уроке и не только на этом уроке вам пригодятся.
Желаю вам успехов в учебе!
Спасибо за урок!
Нами урок на этом закончен.