Тема урока: «Информация и её виды. Восприятие информации человеком».
(8 класс, УМК И.Г. Семакина)
Цели урока:
образовательные:
- Знакомство с термином «информатика»;
- формирование знаний о восприятии информации человеком;
- формирование представлений о видах информации;
развивающие:
- развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся;
воспитательные:
- создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности.
Деятельность учителя направлена на формирование УУД:
познавательные:
- формирование информационной и алгоритмической культуры ;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация;
регулятивные:
- развитие умений определять последовательность действий
личностные:
- формирование компетентности в учебно-исследовательской деятельности.
коммуникативные:
- развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Методическая карта урока
Этап урока Деятельность
Учителя Учащихся
Организационный
2 минуты
«Ребята, я вам сейчас буду о чем-то рассказывать,
а вы подумайте, каким одним словом можно объединить
все услышанные сведения?:
Петя Сидоров учится в 8 классе.
2+3=5
На планете Земля 6 материков.
Дельфины относятся к классу млекопитающие
Великая Отечественная война длилась 1418 дней».
Учитель наводящими словами подводит уч-ся к слову «информация»
Учащиеся высказывают предположения
Цель
2 минуты
Это слово для вас и знакомо, не знакомо одновременно.
Вы часто им пользуетесь, но какой смысл вы в него вкладываете?
Сегодня мы будем заново знакомиться с этим понятием
«информация» и его восприятием.. Для этого предлагаю
план урока следующий:
Уч-ся записывают тему урока в тетрадях
План
3 минуты
1. Познакомиться с термином «информация».
2.Узнать о видах информации
3.Узнать, как человек воспринимает информацию.
Как вы думаете, в каком порядке лучше рассматривать эти вопросы.
Установите причинно-следственные связи этих задач».
Учитель согласно принятому решению проставляет нумерацию
действий изучение темы по модулям.
Высказывают вслух свои предложения, они
обсуждаются, утверждаются общим решением.
МОДУЛЬ № 1
Формирование понятия «Информация»
10 минут
Не зная смысла какого-то термина, трудно не попасть впросак,
употребляя его. Понимание лексического значения слова,
дает возможность классифицировать его с другими понятиями
, выделять какие-то его свойства, сравнивать с другими терминами.
Нам предстоит по алгоритму, предложенному на экране,
выработать совместно определение слову «информация»
Помощь уч-ся, корректировка их действий и мыслей.
Выработка единого определения. Акцентировать внимание на многозначность
этого термина с различных точек зрения (философия, кибернетика, генетика)
Работая в парах, используя docs.google.com/document,
сформировать свой вариант определения «Информация».
Запись общего определения в тетрадь
МОДУЛЬ № 2
7 минут
Комментарий схемы.
Предлагает уч-ся на основе текста определить св-во информации.
Каждому уч-ся выдается один текст на одно св-во информации.
1)На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…
2)Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа
решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное
решение, но ... на японском языке.
3)Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее
государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет,
если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?”
Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”.
Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился
со своим войском через реку и был разгромлен войском противной
стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане.
На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было невеликое?"
4)Дошкольник спрашивает у старшеклассника: "Как светит лампочка?".
В ответ слышит: "Существует две теории света –
волновая и корпускулярная.Согласно первой …".
5)Куда уходит детство,
В какие города,
И где найти нам средство,
Чтоб вновь попасть туда?
6)В Москве 2 сентября 2011 года была облачная погода.
Выпало садков 13% от месячной нормы . Атмосферное давление
в пределах нормы (752..755 мм рт. ст.). Температура воздуха +12..+19°C.
Ветер слабый (2..4 м/с). Относительная влажность 39..58%.
7)Акция протеста против коронации нового главы государства
Фелипе VI проходит в в четверг, сообщает агентство Europa Press.
На центральной площади столицы собрались около 200 человек,
требуя провести референдум о будущем монархии.
8)Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
Индивидуальная работа, анализ текста,
запись вывода на стикере.
На ватмане с центральным словом «информация»
уч-ся прикрепляют в виде ромашки свой стикер.
Запись свойств в тетрадь .
МОДУЛЬ № 3
10 минут
Уч-ся предлагается провести исследование восприятия
информации человеком по алгоритму. Алгоритм проецируется на доску.
Раздается материал для исследования, таблица для фиксации данных.
Работа в парах, каждый исследует по 1 предмету, сосед регистрирует
данные, потом меняются. Делают вывод, определяют самый
информационный канал. Заполняют таблицу, сдают.
Д/з
2 минуты
Сделать диаграмму информативности информационных
каналов (варианты выполнения: на ПК, нарисовать, аппликация).
Ответить на вопрос:
- Какой орган чувств малозначим для человека?
- Как человек получает информацию, которую не может обнаружить с помощью своих органов чувств?
Параграф из учебника, знать определения, св-ва информации.
Запись в дневник д/з
Контроль знаний
5 минут
Метод интеллект-карт.
Учитель предлагает учащимся нарисовать интеллект-карту по теме урока
Учащиеся индивидуально разрабатывают
интеллект-карту по предложенной теме.
Выполненные работы сдают учителю.
Подведение итогов.
Рефлексия.
3 минуты
Прием «Телеграмма».
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока
с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Обмениваются рефлексивными записями.
Продукт урока – интеллект-карта, таблица исследований, для дальнейшей работы с ней, потом буклет на тему «Наши информаторы-органы чувств»).