Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Системы счисления»
Учитель: Наумова Ольга Владимировна
Класс: 10
Тема урока: Системы счисления
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
образовательные:
актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вводное слово учителя – 2 мин.
3. Систематизация знаний – 10 мин.
4. Решение задач – 15 мин.
5. Творческие задания – 14 мин.
5. Заключение – 2 мин.
6. Задание на дом – 1 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учащиеся делятся на две команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.
Вводное слово учителя.
Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План работы на уроке следующий:
1. Графический диктант.
2. Заполнение таблицы.
3. Докажите тождества.
4. Решение неравенств.
5. Числовые последовательности.
6. Загадка поэта.
7. Рисуем по точкам.
3. Систематизация знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1).
Задание 1. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _, если неверно – знак /\.
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.
(Результат выполнения задания: _ /\ /\ _ _ /\_ )
Задание 2. Заполнение таблицы.
Система счисления
Основание
Алфавит
Десятичная
10
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9
Восьмеричная
8
0; 1
16
(Правильно заполненная таблица имеет вид)
Система счисления
Основание
Алфавит
Десятичная
10
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9
Восьмеричная
8
0;1;2;3;4;5;6;7
Двоичная
2
0; 1
Шестнадцатеричная
16
0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F
После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям:
Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 7, за задание «Заполнение таблицы» - 3.
Результаты заносятся в итоговую таблицу.
4. Решение задач.
На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали.
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий.
И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали.
Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий.
И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
5. Творческое задание. Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 7. Рисуем по точкам.
Каждая группа учащихся получает карточку с двумя таблицами. Правильно выполненная работа по таблице 1 оценивается 10-ю баллами, а по таблице 2 – 20-ю баллами. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления. Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
Таблица 1.
№ точки
Координаты точек
X
Y
102
102
112
12
1012
12
1112
102
1112
1002
1012
1012
1112
1112
1012
10002
112
10002
102
1112
1102
1112
1002
1012
1102
1002
1102
102
112
102
102
112
102
102
Таблица2.
№ точки
Координаты точки
X
Y
1.
1002
102
2.
1012
1012
3.
102
1012
4.
112
10102
5.
1002
10102
6.
112
1102
7.
1012
1102
8.
1102
1012+1002
9.
1112
10012
10.
1102
1102
11.
1002*102
1102
12.
10002
1012
13.
1102
1012
14.
1012
102
15.
1002
102
Таблица 3.
№ точки
Координаты точки
X
Y
1.
102
1002
2.
102
102
3.
112
12
4.
10002
12
5.
1012+1002
102
6.
10012
1012
7.
10002
1002*102
8.
112
716
9.
1012
B16
10.
112*112
138
11.
10012
C16
12.
48
100012 -1012
13.
102
77
14.
24
1102
15.
112
1102
16.
1112
1112
17.
11002 – 1002
68
18.
10002
1002
19.
1112
102
20.
416
28
21.
112
34
22.
38
1002
23.
102
1002
(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)
6. Заключение.
Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.
Рефлексия: — Какое задание было самым интересным? — Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? — Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме? Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке). Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!