kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Системы счисления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для проведения урока информатики в 10 классе подходит по планированию Угринович Н.Д. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Системы счисления»

Учитель: Наумова Ольга Владимировна

Класс: 10

Тема урока: Системы счисления

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:   

  • образовательные:

    • актуализация знаний по теме «Системы счисления»;

    • дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;

    • стимулирование интереса к изучаемой теме;

  • развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

    • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

    • развитие мышления учащихся при решении логических задач;

  • воспитательные:

    • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

    • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

    • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

    • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Общее время: 45 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.

 

 

План урока

1. Организационный момент   – 1 мин.

2. Вводное слово учителя  – 2 мин.

3. Систематизация знаний – 10 мин.

4. Решение задач – 15 мин.

5. Творческие задания – 14 мин.

5. Заключение  – 2 мин.

6. Задание на дом  – 1 мин.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Учащиеся делятся на две команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.

Вводное слово учителя.

Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План работы на уроке следующий:

1.     Графический диктант.

2.     Заполнение таблицы.

3.     Докажите  тождества.

4.     Решение неравенств.

5.     Числовые последовательности.

6.     Загадка поэта.

7.     Рисуем по точкам.  

3. Систематизация  знаний.

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1).

Задание 1. Графический диктант.

Если утверждение верно, ученик ставит знак _, если неверно – знак /\.

  • Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

  • Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.

  • В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.

  • Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

  • В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.

  • Римская система счисления – это позиционная система счисления.

  •  В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.

(Результат выполнения задания:   _ /\ /\ _ _ /\_ )

Задание 2. Заполнение таблицы.

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

 

 

 

0; 1

 

16

 

(Правильно заполненная таблица имеет вид)

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям:

  • Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 7, за задание «Заполнение таблицы» - 3.    

Результаты заносятся в итоговую таблицу.

4. Решение задач.

На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.

Задание 3. Докажите  тождества. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Докажите, что:     

    • 225338 = 100101010110112

    • 10010101111002 = 12BC16

    • 101010100111002 = 252348

    • 1C6316 = 11100011000112

Задание 4.    Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Поставьте вместо знака ? знак или =.

    • 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

    • 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  10 )

    • 16   ?   1010012     (Ответ:    10810   4110 )

    • 5516   ?   1258            (Ответ:   8510 =  8510 )

Задание 5. Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

    • 3510, 368, 3А16, 1001012       (Ответ:  368, 3510, 1001012, 3А16 )

    • 1110012, 648, 9Е16, 2510        (Ответ:  2510, 648, 1110012, 9Е16 )

    • 728, 15610, 1010012, 8В16     (Ответ:  1010012, 728, 8В16, 15610 )

    • 12D16, 768, 1000112, 54110  (Ответ:  768, 1000112, 12D16, 54110 )

Задание 6. Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в 5  класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

5. Творческое задание. Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор».  Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.

Задание 7. Рисуем по точкам.

Каждая группа учащихся получает карточку с двумя таблицами. Правильно выполненная работа по таблице 1 оценивается 10-ю баллами, а по таблице 2 – 20-ю баллами. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.

В таблице 1 приведены номер точки  и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.

Таблица 1.

точки

Координаты точек

X

Y

  1.  

  1.  

102

102

  1.  

112

12

  1.  

1012

12

  1.  

1112

102

  1.  

1112

1002

  1.  

1012

1012

  1.  

1112

1112

  1.  

1012

10002

  1.  

112

10002

  1.  

102

1112

  1.  

1102

1112

  1.  

1002

1012

  1.  

1102

1002

  1.  

1102

102

  1.  

112

102

  1.  

102

112

  1.  

102

102

Таблица2.

точки

Координаты точки

X

Y

1.

1002

102

2.

1012

1012

3.

102

1012

4.

112

10102

5.

1002

10102

6.

112

1102

7.

1012

1102

8.

1102

1012+1002

9.

1112

10012

10.

1102

1102

11.

1002*102

1102

12.

10002

1012

13.

1102

1012

14. 

1012

102

15.

1002

102

Таблица 3.

точки

Координаты точки

X

Y

1.

102

1002

2.

102

102

3.

112

12

4.

10002

12

5.

1012+1002

102

6.

10012

1012

7.

10002

1002*102

8.

112

716

9.

1012

B16

10.

112*112

138

11.

10012

C16

12.

48

100012 -1012

13.

102

77

14.

24

1102

15.

112

1102

16.

1112

1112

17.

11002 – 1002

68

18.

10002

1002

19.

1112

102

20.

416

28

21.

112

34

22.

38

1002

23.

102

1002

(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)

6. Заключение.

Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

Рефлексия:
—  Какое задание было самым интересным?
—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

7.Задание на дом.

Составить кроссворд по теме: Системы счисления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по теме: Системы счисления

Автор: Наумова Ольга Владимировна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "План-конспект урока по теме "Системы счисления. Магия чисел" "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia-maghiia-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "223069"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437195761"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект урока по инфоматике с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения на тему "Системы счисления в заданиях ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-po-infomatikie-s-ispol-zovaniiem-obuchaiushchikh-struktur-singhapurskoi-sistiemy-obuchieniia-na-tiemu-sistiemy-schislieniia-v-zadaniiakh-iege"
    ["file_id"] => string(6) "142139"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418228509"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок по информатике в рамках подготовки к ЕГЭ по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-po-informatikie-v-ramkakh-podghotovki-k-iege-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123690"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414524141"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация к уроку информатики на тему «Системы счисления» "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-informatiki-na-tiemu-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101273"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402412311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства