kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики "Системы управления базами данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изучения основных возможностей программы "Microsoft Access". Расссчитан на два часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики "Системы управления базами данных"»

Тема «Системы управления базами данных (СУБД)»


Цели занятия:

Образовательная: сформировать у учащихся общее представление о базах данных, дать классификацию баз данных, рассмотреть на примере MS ACCESS.

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей, умения составлять таблицу, вводить данные, рассчитывать значения, создавать запросы, схемы, формы.

Воспитательная: воспитывать терпение, аккуратность, умение самостоятельно работать.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях, изучение приложения Microsoft Access 2007.

Метапредметные.

Личностные УУД:

Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели Познавательные УУД:

анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Вид занятия: учебный практикум

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: словесный, наглядный, ПК.

Квалификационные требования:

  • иметь представление: о базе данных, СУБД, классификации баз данных, возможности СУБД.

  • знать: как создать базу данных, как задать имена полям, какие типы данных используются в БД.

  • уметь: БД заданной структуры с помощью «Конструктора»

Обеспечение занятия:

  • раздаточный материал: практические работы

  • оборудование: проектор для мультимедийной презентации, мел.


Ход 1 занятия



Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет присутствие в классе.

Студенты готовятся к работе.

2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

Одно из главных назначений компьютера - это хранение и обработка данных. Для хранения данных используются компьютерные базы данных, а для их обработки применяются специальные программы- системы управления базами данных.

СУБД Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. В Access предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.


З.Пратикум Работа с БД Формы (15 мин)

У вас уже созданы базы данных с тремя таблицами. Сегодня мы с вами продолжим работав с бд и познакомимся с схемой, запросами и формами. Работать эудем следующим образом: я показываю на экране,а вы повторяете за мной.

Начнём с созданием форм.

  1. Откройте Бд, содержащую таблицу ЛичныеДела из своей папки.

  2. Выполните команды лента Создание, разверните список пиктограммы Другие формы и выберите Мастер форм.

  3. В открывшемся окне диалога выберите поля, которые будут присутсвовать в форме. Двойной стрелкой выбираются все поля

  4. Далее выберите внешний вид формы: в один столбец.

  5. Далее выберите требуемый стиль

  6. Далее задайте имя формы и нажмите кнопку Готово.

В окне Бд отобразится созданная форма, а слева появится ее название.

По низу окна Бд есть переключатели, при помощи которых можно просмотреть все записи таблицы. Чтобы добавлять записи в таблицу через форму необходимо перейти к пустой записи в конце ( то есть все записи надо перелистать).

Закройте форму.

Обучающиеся слушают преподавателя, выполняют вместе с учителем..


Задание:

  1. Откройте форму ЛичныеДела. В режиме формы добавьте три произвольные записи. Закройте форму. Откройте таблицу ЛичныеДела и просмотрите введенные вами записи.

  2. Создайте еще три формы, изменяя внешний вид и стиль формы. Имена соответственно: ЛичныеДела 1, ЛичныеДела2, ЛичныеДелаЗ.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.

4.Физкультминутка (3 мин)

Физкультминутка


5. Практикум Работа с БД. Изменение структуры. (15 мин)

  1. Откройте БД, содержащую таблицу ЛичныеДела из своей папки.

  2. Скопируйте структуру таблицы ЛичныеДела

  1. В окне базы выделите имя таблицы ЛичныеДела и в контекстном меню выберите команду Копировать

  2. Щелкните левой кнопкой мыши ниже (в пустой области окна БД) и в контекстном меню выберите команду Вставить.

  3. В выданном окне «Вставка таблицы» в поле «Имя таблицы» введите имя новой таблицы Сотрудники, а в области «Параметры вставки» отметьте «только структура» и нажмите ОК.

  1. Внесем изменения в структуру таблицы Сотрудники:

  1. откройте таблицу Сотрудники в режиме конструктора

  2. добавьте для поля Пол условие на вводимое значение:

  • щелкните левой кнопкой мыши на поле Пол и перейдите в часть окна Свойства поля.

  • На закладке «Общие» в строке свойства «Условие на значение» введите выражение ж Or м (как и в таблице ЛичныеДела значение "женский" поля Пол кодируется как ж, а значение "мужской" - как м). После ввода выражения оно примет вид "ж" Or "м".

  • На закладке «Общие» для свойства «Сообщение об ошибке» введите текст Допустимые значения ж или м.

  • Закройте окно конструктора.

Вводимые пользователем значения поля Пол будут проверяться. Если

Обучающиеся выполняют вместе с учителем..


введенное значение будет отличаться от допустимого, то на экран будет выдано сообщение об ошибке. Дальнейший ввод данных будет невозможен, пока не будет введено допустимое значение поля.


6.Рефлексия (5 мин)

Теперь вы умеете создавать простейшие базы данных, создавать формы, связывать таблицы.

Как вы считаете, насколько успешно мы сегодня поработали?


7.Подведение итогов занятия (3 мин.)

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?


Ход 2 занятия


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет присутствие в классе.

Студенты готовятся к работе.

2. Работа с БД. Схема и много табличные формы (18 мин)

Создание Схемы данных

Необходимо связать таблицы Сотрудники, Итоги, Разряды.

Перед создание Схемы данных, проверьте, чтобы все таблицы были закрыты.

  1. Выполните команды: лента Работа с базами данных - пиктограмма Схема данных

  2. Откроется окно Схемы данных. В пустом поле нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт Добавить таблицу.

  3. Последовательно добавьте таблицы Итоги, Сотрудники, Разряды, для этого щелкните на название таблицы и нажмите кнопку добавить. Закройте добавление таблиц кнопкой закрыть.

В итоге в окне «Схема данных» должны быть представлены три вышеназванных

таблицы со списками полей.

  1. В списке полей таблицы Сотрудники выделить щелчком левой кнопки мыши поле Код, нажмите левую кнопку мыши и переведите курсор к полю КодСогрудника таблицы Итоги.

Обучающиеся слушают преподавателя, выполняют вместе с учителем..


В диалоговом окне «Изменение связей» будет указано, что создается связь между двумя таблицами по типу отношения «один-к-одному» по полям Код и КодСотрудника.

В этом диалоговом окне щелчком мыши отметьте «Обеспечение целостности данных». Нажмите кнопку Создать.

После этого в окне «Схема данных» появится связь в виде линии между таблицами Сотрудники и Итоги.

  1. В окне «Схема данных» в таблице Разряды выделить поле Разряд и при нажатой кнопке мыши переведите курсор мыши к одноименному полю таблицы Сотрудники.

В открывшемся диалоговом окне «Изменение связей» будет указано, что создается связь между двумя таблицами по типу отношения «один-ко-многим».

В этом диалоговом окне отметьте пункты «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных записей».

Нажмите кнопку Создать.

В итоге в окне «Схема данных» появится связь в виде линии между таблицами Разряды и Сотрудники.

  1. Закрыть окно «Схема данных» щелчком по кнопке Закрыть.

Создание многотабличных форм для ввода данных в несколько таблиц

Создания формы, которая может использоваться для ввода данных в таблицы «Сотрудники и Итоги»

  • выберите режим создания «Мастер форм», в качестве источника данных выберите из списка таблицу Сотрудники

  • выберите все поля таблицы Сотрудники

  • в поле «Таблицы и запросы» выберите из раскрывающегося списка вторую таблицу Итоги



  • выберите все поля таблицы Итоги

  • нажмите кнопку Далее

  • выберите вид формы «В один столбец»

  • нажмите кнопку Далее

  • выберите стиль оформления

  • нажмите кнопку Далее

  • введите имя формы Сотрудники-Итоги

  • нажмите кнопку Готово

В результате выполненных действий на экран будет выдана пустая форма в режиме формы, в которую будут включены все поля обеих, выбранных таблиц.

С помощью этой формы можно занести данные в обе таблицы (часть значений будут заноситься в одну таблицу, остальные - в другую). Поля Код и КодСотрудника будут заполняться автоматически.

Самостоятельно создайте форму на основе данных трех таблиц

  • из таблицы Сотрудники выберите поля Код, Фамилия, ДатаР, Цех

  • из таблицы Итоги - поле ОтрЧас

  • из таблицы Разряды - ТарСтавка

  • Поскольку поля, выбранные для отображения с помощью формы, находятся в разных таблицах, во втором диалоге мастера форм выберите тип представления данных: выберите строку «- Итоги».

В результате такого выбора будет автоматически включен переключатель «Одиночная форма.

  • вид формы «В один столбец»

  • стиль Access 2007

  • имя формы - Начисления

В результате выполненных действий на экран будет выдана созданная форма

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.

Физкультминутка (4 мин)

Физкультминутка


Работа с БД. Запросы (18

- Запросы в БД.

Обучающиеся выполняют

мин)

  • С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов.

  • Создание запроса (для поиска нужной информации):

  • 1) в окне База данных выбрать объект Запрос;

  • 2) Выбрать Создание запроса в режиме конструктора;

  • 3) в окне диалога Добавление таблицы выделить нужную таблицу и нажать кнопку Добавить;

  • 4) Закрыть окно Добавление таблицы;

  • 5) в окне Запрос - выборка перетащить нужное имя поля из списка полей таблицы в первую клетку строки Поле бланка - запроса (в нижней половине окна);

  • 6) указать условия отбора;

  • 7) при необходимости выполнить сортировку, щелкнув мышью в строке Сортировка под именем нужного поля;

  • 8) нажать на панели инструментов кнопку Выполнить (!);

  • 9) сохранить запрос (давайте такое имя, чтобы было понятно, что вы искали)

  • Примеры записи условий отбора данных

вместе с учителем..



- Условие отбора данных

- Результат выполнения отбора данных





- Р?ка

- Рука, река





- К*т

- Кот, канат, красный молот





- *ой

- 132-ой, голубой





- *анг*

- Манго, лангуст





- *.10.99

- Все даты в октябре 1999 года





- 10

- Все числа, больше 10





- Between 10 and 20

- Числа от 10 до 20





- =”Иванов”

- Все фамилии от Иванов до конца алфавита





- “Франция” OR “Канада”

- Франция или Канада





- DateQ

- Отбор записей, содержащих текущую дату




- Between Date() and Date()-5 - В течении последних 5 дней


  • Задание 1. В БД фамилия, accdb составьте запросы. Запишите условия отбора, по которым производится поиск.

  • 1) Выберите всех друзей, родившихся в определенном месяце (например, в апреле).

  • 2) Выберите всех друзей, увлечения которых, например, кино.

  • 3) Выберите всех друзей, фамилии которых содержат символы «ова», увлекающихся, например, танцами.

  • 4) Придумайте два простых и два сложных запроса.

  • Задание 2. Составьте три простых и три сложных запроса для базы данных фамилия. Accdb

Рефлексия (1 мин)

Теперь вы умеете создавать простейшие базы данных, создавать формы, связывать таблицы.

Как вы считаете, насколько успешно мы сегодня поработали?


Подведение итогов занятия (2 мин.)

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока информатики "Системы управления базами данных"

Автор: Климочкин Виктор Алексеевич

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме:"Базы данных и системы управления базами данных." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bazy-dannykh-i-sistiemy-upravlieniia-bazami-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "126702"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415206482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Базы данных и системы управления базами данных" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bazy-dannykh-i-sistiemy-upravlieniia-bazami-dannykh"
    ["file_id"] => string(6) "210366"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431429875"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "План-конспект урока "Устройства компьютера" "
    ["seo_title"] => string(44) "plan-konspiekt-uroka-ustroistva-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "153657"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421060370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства