способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету информатика;
Воспитательная
воспитывать и формировать познавательный интерес к информатике;
воспитывать культуру общения, умение внимательно выслушивать мнение других.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: эвристический.
Методическое и программное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, ПК, ПО MS Access, база данных «Борей 2007», презентация.
План проведения урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Объяснение нового материала.
Домашнее задание.
Методические рекомендации к этапам урока
Организационный момент
Форма работы: фронтальная.
Формирование УУД: личностные (смыслообразование), регулятивные (самоконтроль), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Рекомендации:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, который направлен на формирование положительных эмоций. Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, постановка с учащимися плана урока.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся
Метод обучения: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.
Формирование УУД:личностные (смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные, коммуникативные (умение выражать мысли).
Рекомендации:перед началом объяснения нового материала в форме фронтальной беседы рекомендуется организовать «проблемную ситуацию», которая подведет к изучению новой темы: лавинообразный рост количества информации во всех сферах деятельности требует эффективных способов ее поиска, обработки и упорядоченного хранения. Один из способов ‑ структурирование информации с помощью табличных моделей. Напомните учащимся понятия «поле» и «запись». Далее вместе с учащимися сформулировать тему и цели урока.
Объяснение нового материала
Метод обучения:объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Формирование УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), регулятивные (целеполагание), познавательные (постановка и решение проблемы), коммуникативные (умение выражать мысли).
Рекомендации:объяснение нового материала темы: «Базы данных и системы управления базами данных» целесообразней начать с примеров структурирования информации в таблицах. Например, с помощью видеопроектора продемонстрировать картинки, на основании которых учащимся необходимо будет самостоятельно определить, где информация представлена в табличной форме, а где неструктурированно.
В завершении самостоятельной работы можно подвести итог, и используя, например, презентацию ввести понятия: база данных, основные понятия табличных (реляционных) баз данных.
Представление и назначения СУБД сформулировать на примерах использования СУБД в науке, образовании, медицине, социальной сфере, на производстве и т.д. Для того, чтобы обозначить классификацию СУБД по способу доступа к базам данных предложите учащимся самостоятельно поработать с материалом учебника. Обобщив классификацию, предложите учащимся привести примеры баз данных разных типов.
Используя презентацию, рекомендуется также обсудить с учащимися типовые задачи, решаемые с помощью СУБД:
создание базы данных;
изменение структуры и содержания баз данных;
сохранение базы данных в файле;
загрузка базы данных из файла;
упорядочение записей в базе данных;
поиск информации в базе данных;
вывод информации из базы данных в форме отчета.
Далее можно перейти к практической части урока. Предложите учащимся занять места за компьютерами и открыть готовую учебную базу «Борей 2007» в MS Access. Рассмотрите с учащимися интерфейс программы MS Access. Определите основные объекты MS Access: таблицы, запросы, формы, отчеты. Сформулируйте и запишите понятия «поле» и «запись» таблицы базы данных. При наличии времени предложите учащимся познакомиться со структурой и содержанием таблиц базы данных «Борей 2007».
Домашнее задание
Формирование УУД: личностные (смыслообразование, самоопределение), регулятивные (контроль).
Рекомендации:в качестве домашнего задания предлагается выучить материал учебного пособия, ответить на вопросы:
Что такое база данных?
Что называют записью и полем в таблице базы данных?
Какие системы называют СУБД?
Какие объекты присутствуют в окне базы данных MS Access? Для чего предназначены эти объекты?
Нарисуйте интерфейс программы MS Access, используя любой графический редактор.