Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики по теме "Объект и его свойства"»
Тема: Объект и его свойства.
Ход урока
Организационный момент.
Вы - талантливые дети. Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Ж. Ж. Руссо.
Ребята, эти замечательные слова сказал о детях известный философ Ж. Ж. Руссо. Эти слова с полным правом можно отнести и к вам.
Рефлексия
У вас на столах карточки с рисунками лиц. У лиц не хватает губ. Дорисуйте на первом рисунке лицам губы с соответствии с вашим настроением.
Обучающиеся рисуют рот лицам.
Сообщение цели урока.
Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем по теме «Объект» и открыли новые знания.
Проверка домашнего задания.
Проверим свои знания по теме информация. Выполните задания на компьютере. После выполнения заданий проверьте правильность работы. Для этого нажмите на слово «Проверь!»
Внесите данные понятия и их определения в таблицу.
Действие
Смысл действия
Воспринять информацию, получить сообщение.
Получить.
Отразить воспринятую информацию на носителе в удобной форме.
Представить.
Сберечь зафиксированную информацию на носителе.
Хранить.
Поделиться, обменяться информацией с другими людьми.
Передать.
Изменить форму и смысл сообщения, получить новую информацию.
Обработать.
Изменить форму представления для хранения, использования, передачи и обработки.
Преобразовать
Изменить форму представления информации для более удобного хранения или передачи.
Кодировать (декодировать).
Изучение нового материала. (Эвристическая беседа, составление кластера)
Слайд №1
На слайде изображены различные предметы. Как можем их назвать на языку информатики? (объекты).
Объект –это название любого предмета, живого существа, процесса, явления или события, на которое направлено наше внимание.
Как можно охарактеризовать любой объект?
По ходу эвристической беседы составляется кластер.
10 минут
Имеет имя, Презентация имена
Объекты различают по их свойствам..
-Свойства (признаки) объекта — это его размер, форма, цвет, назначение, элементный состав, действия и другие.
Слайд – презентация свойства объектов
-Каждый объект имеет не одно свойство, а очень много разных свойств. Объекты мы отличаем друг от друга не по одному свойству, а по их совокупности. Нельзя узнать объект по одному его свойству.
Игра «Угадай объект». Необходимо назвать имена объектов.
1. Общее имя — устройство для накопления данных. Запоминает данные, хранит данные, выдает данные по запросу процессора, часть компьютера, находится в системном блоке. (Память.)
2. Общее имя — устройство ввода. Имеет клавиши с буквами, имеет клавиши с цифрами, имеет клавиши с разными знаками, осуществляет ввод текстовых данных, осуществляет ввод числовых данных. (Клавиатура.)
3. Общее имя — устройство для работы с данными. Управляет работой компьютера, управляет устройствами ввода, управляет устройствами вывода, обрабатывает данные, управляет памятью. (Процессор.)
4. Общее имя — устройство ввода. Имеет одну, две или три клавиши, управляет объектами на экране, с его помощью можно: рисовать в графическом редакторе, управлять курсором, запускать программы. (Мышь.)
7. Общее имя — устройство вывода. Часть компьютера, имеет экран, можно увидеть на экране: текст, рисунки, окно папки или документа, кнопки, ярлыки, папки, документы. (Монитор.)
8. Общее имя — устройство вывода. Входит в состав компьютера, имеет картридж, с его помощью можно распечатать текст на бумаге, можно получить изображение рисунка на бумаге, можно распечатать таблицы. (Принтер.)
Все объекты, о которых мы сейчас говорили, относятся к области информатики и связаны с компьютером. Что помогло нам угадать по описанию каждый из них? (общие и отличительные свойства)
Свойства объектов
Общие свойства. Это такие свойства,
которыми обладают все рассматриваемые объекты без исключения, то есть каждый из них.
Отличительные свойства
Это те, которые позволяют отличить один объект от другого.
Слайд 14. Сканер и принтер
-Чем отличаются эти объекты? Принтер и сканер (Один вводит информацию, а другой - выводит.) Как называется это свойство? (Назначение — для чего служит объект.)
-Чем отличаются эти объекты? (Один маленький, а другой — большой.) Как называется это свойство? (Размер.)
-Чем отличаются эти объекты? (Один белый, а другой — черный.) Как называется это свойство? (Цвет.)
-Чем отличаются эти объекты? (Один круглый, а другой — прямоугольный.) Как называется это свойство? (Форма.)
Свойства могут быть существенными и несущественными.
Тип принтера (лазерный, струйный), цвет принтера, размеры, вес, стоимость, качество печати (среднее — струйный, высокое — лазерный) и пр. Но необходимо обязательно определить цель описания объекта. Например, мы выбираем принтер, чтобы его приобрести в магазине. Четко ставим задачу: у нас определенная сумма денег, и мы хотим купить такой принтер, чтобы он занимал меньше места. Тогда существенными свойствами будут размеры и стоимость. Если мы хотим выбрать качественный монитор, не обращая внимания на его стоимость, то нас будет интересовать его качество, т. е. модель, размер диагонали и пр.
Теперь мы знаем
-Каждый объект имеет множество свойств.
-Существенным свойством является то, которое важно для принятия решения.
20 минут
Общее свойство и назначение всех информационных объектов- быть описанием реального предмета.
Информационный объект – это описание предметов, явлений, свойств, действий в виде число, рисунка, схемы, карты, фотографии, таблицы.
Совокупность свойств объекта – это его характеристика. Характеристика объекта может быть представлена связанными по смыслу предложениями или просто перечислением свойств.
Смысл информационного объекта понимает только человек. Информационный объект – характеристика реального объекта в виде описания.
Информационные объекты можно создавать и редактировать с помощью компьютера.
Иногда для описания объекта используют несколько информационных объектов. Например, текст и рисунок. Они обычно взаимно дополняют друг друга.
Текст, рисунок и любые другие информационные объекты могут быть источниками информации только для человека.
Информационный объект в закодированном виде можно вводить в память компьютера. Тогда компьютер сможет обрабатывать его. Для этого существуют специальные программы: текстовый редактор, графический редактор и другие.
Физкультминутка.
Индивидуальная работа на компьютере.
Найди в банке данных имя одного из нарисованных объектов и изобрази этот объект на экране компьютера в программе Paint.
Банк данных: принтер, яблоко, монитор, друзья, дорога, деревня, слива, компьютер, заяц, дракон, собака, таблица, модель, дом, диск.
30 мин
Решение информационных задач.
Индивидуальная работа в тетради на печатной основе с последующей коллективной проверкой.
Упражнение 1.
Выбор правильно определения объекта.
Объект — это общее название ...
-предметов окружающего мира.
-того, на что направлено внимание (мысль) человека.
Деление данных объектов на группы (явления природы и процессы или события).
Запись их общих и отличительных свойств.
Соедини стрелками по смыслу.
1Явление природы2Процесс или событие
Ветер
Дождь
Соревнование
Снегопад
Игра
Праздник
Молния
Впиши в таблицу свойства явлений природы.
Общие свойства
Отличительные свойства
дождь
снегпад
Имеет имя,
Имеют продолжительность во времени
Не зависят от людей
Имеют разные имена
Происходят в разное время года
Оказывают разное влияние на другие объекты
Учебный мини-проект. Работа в парах
Можешь ли ты создать необычное существо? Нарисуй его в программе Paint. Напиши, как его зовут. Представь его одноклассникам. Расскажи, какими способностями оно обладает.
Вопросы для организации обобщения материала:
1. Перечислите, что понимается под термином «объект»? (Предмет, живое существо, процесс, явление, событие.)
2. Как называются свойства объекта, по которым можно однозначно (правильно) опознать объект, чтобы выделить его среди остальных? (Отличительные.)
3. Как называются свойства объекта, по которым можно объединить несколько объектов в группу? (Общие.)
4. Как называются важные свойства объекта, которых достаточно, чтобы можно было правильно назвать его имя? (Существенные.)
5. Как называются свойства объекта, которые не очень важны для описания объекта? (Несущественные.)
6. Каким способом можно описать объект? (Перечислить его свойства.)
Рефлексия.
Дорисуйте на втором рисунке лицам губы с соответствии с вашим настроением. Сравните свое настроение в начале урока и в конце урока.
Обобщение и подведение итогов урока.
Выставление отметок за урок с мотивировкой.
Дома подготовит пересказ параграфа 3, выполнить задания в тетради на печатной основе №8,9
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕМЕ
«Объект и его свойства»
Учитель: Калинина И.Ю.
Цель:
обобщить и актуализировать знания учащихся об информационных объектах и многообразии их свойств.
Задачи урока:
-учить преобразовывать текстовую информацию в наглядную (табличную) форму;
-развивать умение грамотно принимать решения на основе полноценного анализа объекта, выделения его существенных свойств;
-обосновывать выбор нужного объекта в ситуации принятия решения;
-иметь представление о том, что информационные объекты можно создавать и редактировать с помощью компьютера;
-понимать, что информационные объекты могут быть источниками информации только для человека;
-знать, что совокупность свойств объекта – это его характеристика.
Ключевые понятия: объект,имя объекта, свойства объекта, существенные и несущественные свойства объекта, общие и отличительные свойства объекта, характеристика объекта.
Общая характеристика урока.
Форма организации урока: индивидуальная работа (выполнение задания в текстовом редакторе), эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся, индивидуальная работа
(решение информационных задач в рабочей тетради) с последующей коллективной проверкой, работа в парах при выполнении учебного мини-проекта.
Выбранная структура была рациональна для решения этих задач. Урок знакомства с новым материалам включал в себя изучение нового, закрепление знаний, практическое применение изученного материала и контроль. Главный акцент делался на выделении признаков изучаемой темы. НА уроке был раскрыт смысл изучаемого материала, его связь с другими темами программы. Знания не сообщала обучающимся в готовом виде, а организовывала их деятельность по поиску. Подводила учеников к изучению нового материала при помощи проблемных вопросов, ранее изученного материала.
Использовала технологию проектного обучения, элементы технологии развития критического мышления учащихся
Присутствовала логическая связь между этапами урока.
При планировании урока учитывала индивидуальные возможности обучающихся: был использован прием дифференцированного обучения. На этапе самостоятельной работы обучающиеся получали дозированную помощь.
На уроке были использованы фронтальная, парная и индивидуальная формы обучения.
На уроке использовала различные формы выполнения заданий на компьютере в качестве обучающего средства. Это и работа группами, и индивидуальная работа с машинами.
В рамках урока использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение визуально: использование компьютерной презентации позволило увеличить эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.
При построении урока с компьютерной поддержкой соблюдала эргономические требования к нему. За компьютером дети находились не более 15 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. Для снятия зрительного напряжения проводила различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз.
Высокая работоспособность учащихся в ходе урока поддерживалась за счет смены видов деятельности на уроке, включения в урок физкультминутки.
Рационально использовала время урока.
Поставленные задачи удалось реализовать полностью.