Гимназия №15 им. Н.Н. Белоусова.
Учитель информатики Варельджян Гаянэ Искандеровна.
Урок информатики в 3 классе.
Тема: Таблицы.
Цель урока: Познакомить учеников со структурой таблицы. Разви¬вать умение
делить объекты на классы.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Форма проведения урока: Урок – исследование, мультемедиа.
Задачи:
• Обучающие: формирование понятий о структуре таблицы; формирование умений использования информации об объекте, записанной в строке таблицы.
• Развивающие: развитие умений правильно использовать информацию, записанную в таблице; работать с использованием современных информационных технологий.
• Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей детей, привитие интереса учащихся к предмету.
Компьютерная программа: В магазине.
Учебник: авторы Бененсон, Паутова. Информатика 3 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная программа.
Ход урока.
I этап. Беседа на тему «Как устроена таблица?»
Урок начинается с проверки домашнего задания. Ученики открыва¬ют домашнее задание и учитель просит нескольких детей прочитать значения свойств ФОРМА НОЖКИ, ЦВЕТ ШЛЯПКИ, СЪЕДОБНОСТЬ для разных грибов.
После этого учитель излагает новый материал.
Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записы¬вать в таблицу. Таблица состоит из строк и столбцов.
— Сколько строк в таблице «Грибы»? (Ответ: 5.)
— Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая.)
— В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена
свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного
объекта.
— Информация о каком объекте записана в последней строке таб¬лицы? (Ответ: о бледной поганке.)
— Какое значение имеет свойство СЪЕДОБНОСТЬ у бледной
поганки? (Ответ: очень ядовита.)
- Пересечение строки и столбца называется ячейкой. Сколько
ячеек в во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком?
(Ответ: 4.)
— Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей». В какой
колонке записана информация о массе зверей? (Ответ: в третьей,
в колонке с заголовком «Масса, тонн».)
— На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где
рождается детёныш самого крупного зверя?» Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей. (Ответ: в колонке «Масса» самое маленькое число — 2. Это масса морского слона. Значит, он самый маленький из названных в таблице зверей. Его детёныш рождается на пляже.)
II этап. Использование информации об объекте, записанной в строке таблицы
Задание 41
а. На рисунке 10 воздушных шаров разной формы, но в тексте ска¬зано: «На рисунке 4 объекта одного класса». Следовательно, класс нельзя назвать «Воздушные шары». Объектами в данном случае являются связки воздушных шаров. В учебнике-тетради дети могут записать: «Связки шаров».
b. Прежде чем дети будут выполнять задание, учитель спрашивает:
— Какие свойства есть у каждой связки шаров? (Ответ: число, цвет и форма шаров.)
— Какое значение имеют свойства «число шаров» и «форма шаров у связки номер 1»?
(Ответ: число шаров — 3, форма шаров — продол¬говатая.)
— Поставь 1 рядом с подходящей связкой.
— Поставьте номера рядом с другими связками.
В конце спросите детей, всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, они использовали (ответ: не всю, не использован столбец «цвет шаров»).
с. Связки шаров можно разделить на два класса разными спосо¬бами:
• Класс 1 — Связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 — Связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).
• Класс 1 — Связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3).
Класс 2 — Связки из продолговатых шаров (связки с номерами
1 и 4).
• Класс 1 — Связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 — Связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).
III этап. Комментарий к домашнему заданию
В качестве домашнего задания используется задание 44.
Учитель обсуждает с учениками, как озаглавить один из столбцов таблицы. Дети записывают это название в учебник-тетрадь. Это может быть любой столбец (материал, форма или страна).
Затем учитель просит детей найти на рисунке какую-нибудь моне¬ту, на пример, асе. Если большинство учеников справляются с этим заданием, обсуждение можно не продолжать.
В сильном классе или в том случае, если от начала урока прошло больше 20 минут, домашнее задание можно не обсуждать.
IV этап. Практическая работа на тему: "Анализ информации таблицы»
Цель данного задания — развивать навык использования информа¬ции об объектах одного класса, представленной в табличной форме. Ра¬бота выполняется либо на компьютере с использованием программы «В магазине», либо в учебнике-тетради (задание 43), На компьютере уче¬ник раскрашивает рисунки предметов одежды и с помощью мыши пере¬таскивает их на соответствующую полку.
Задание 43
Для того, чтобы определить, на какую полку надо положить вещь, необходимо знать её размер и цвет. Размер дан на рисунке - на ярлы¬ке, а цвет берётся из таблицы. Например, в строке названа красная блузка 32-го размера. На рисунке одна блузка 32-го размера; значит она красная и её кладут на правую верхнюю полку.
В результате на полках окажутся:
• на левой верхней - красная юбка 36-го размера (4-й слева рисунок);
• на правой верхней - красная блузка 32-го размера (3-й рисунок);
• на левой средней - синие брюки 36-го размера (5-й рисунок) и
синее платье 36-го размера (1-й рисунок);
• на правой средней - синее платье 32-го размера (последний ри¬сунок);
• на левой нижней - белая блузка 36-го размера (предпоследний
рисунок);
• на правой нижней - белые брюки 32-го размера (2-й рисунок).
Последовательность действий, направленных на раскладку вещей по полкам, ребёнок
Гимназия №15 им. Н.Н. Белоусова.
Учитель информатики Варельджян Гаянэ Искандеровна.
Урок информатики в 3 классе.
Тема: Таблицы.
Цель урока: Познакомить учеников со структурой таблицы. Разви¬вать умение
делить объекты на классы.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Форма проведения урока: Урок – исследование, мультемедиа.
Задачи:
• Обучающие: формирование понятий о структуре таблицы; формирование умений использования информации об объекте, записанной в строке таблицы.
• Развивающие: развитие умений правильно использовать информацию, записанную в таблице; работать с использованием современных информационных технологий.
• Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей детей, привитие интереса учащихся к предмету.
Компьютерная программа: В магазине.
Учебник: авторы Бененсон, Паутова. Информатика 3 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная программа.
Ход урока.
I этап. Беседа на тему «Как устроена таблица?»
Урок начинается с проверки домашнего задания. Ученики открыва¬ют домашнее задание и учитель просит нескольких детей прочитать значения свойств ФОРМА НОЖКИ, ЦВЕТ ШЛЯПКИ, СЪЕДОБНОСТЬ для разных грибов.
После этого учитель излагает новый материал.
Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записы¬вать в таблицу. Таблица состоит из строк и столбцов.
— Сколько строк в таблице «Грибы»? (Ответ: 5.)
— Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая.)
— В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена
свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного
объекта.
— Информация о каком объекте записана в последней строке таб¬лицы? (Ответ: о бледной поганке.)
— Какое значение имеет свойство СЪЕДОБНОСТЬ у бледной
поганки? (Ответ: очень ядовита.)
- Пересечение строки и столбца называется ячейкой. Сколько
ячеек в во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком?
(Ответ: 4.)
— Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей». В какой
колонке записана информация о массе зверей? (Ответ: в третьей,
в колонке с заголовком «Масса, тонн».)
— На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где
рождается детёныш самого крупного зверя?» Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей. (Ответ: в колонке «Масса» самое маленькое число — 2. Это масса морского слона. Значит, он самый маленький из названных в таблице зверей. Его детёныш рождается на пляже.)
II этап. Использование информации об объекте, записанной в строке таблицы
Задание 41
а. На рисунке 10 воздушных шаров разной формы, но в тексте ска¬зано: «На рисунке 4 объекта одного класса». Следовательно, класс нельзя назвать «Воздушные шары». Объектами в данном случае являются связки воздушных шаров. В учебнике-тетради дети могут записать: «Связки шаров».
b. Прежде чем дети будут выполнять задание, учитель спрашивает:
— Какие свойства есть у каждой связки шаров? (Ответ: число, цвет и форма шаров.)
— Какое значение имеют свойства «число шаров» и «форма шаров у связки номер 1»?
(Ответ: число шаров — 3, форма шаров — продол¬говатая.)
— Поставь 1 рядом с подходящей связкой.
— Поставьте номера рядом с другими связками.
В конце спросите детей, всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, они использовали (ответ: не всю, не использован столбец «цвет шаров»).
с. Связки шаров можно разделить на два класса разными спосо¬бами:
• Класс 1 — Связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 — Связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).
• Класс 1 — Связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3).
Класс 2 — Связки из продолговатых шаров (связки с номерами
1 и 4).
• Класс 1 — Связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4).
Класс 2 — Связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).
III этап. Комментарий к домашнему заданию
В качестве домашнего задания используется задание 44.
Учитель обсуждает с учениками, как озаглавить один из столбцов таблицы. Дети записывают это название в учебник-тетрадь. Это может быть любой столбец (материал, форма или страна).
Затем учитель просит детей найти на рисунке какую-нибудь моне¬ту, на пример, асе. Если большинство учеников справляются с этим заданием, обсуждение можно не продолжать.
В сильном классе или в том случае, если от начала урока прошло больше 20 минут, домашнее задание можно не обсуждать.
IV этап. Практическая работа на тему: "Анализ информации таблицы»
Цель данного задания — развивать навык использования информа¬ции об объектах одного класса, представленной в табличной форме. Ра¬бота выполняется либо на компьютере с использованием программы «В магазине», либо в учебнике-тетради (задание 43), На компьютере уче¬ник раскрашивает рисунки предметов одежды и с помощью мыши пере¬таскивает их на соответствующую полку.
Задание 43
Для того, чтобы определить, на какую полку надо положить вещь, необходимо знать её размер и цвет. Размер дан на рисунке - на ярлы¬ке, а цвет берётся из таблицы. Например, в строке названа красная блузка 32-го размера. На рисунке одна блузка 32-го размера; значит она красная и её кладут на правую верхнюю полку.
В результате на полках окажутся:
• на левой верхней - красная юбка 36-го размера (4-й слева рисунок);
• на правой верхней - красная блузка 32-го размера (3-й рисунок);
• на левой средней - синие брюки 36-го размера (5-й рисунок) и
синее платье 36-го размера (1-й рисунок);
• на правой средней - синее платье 32-го размера (последний ри¬сунок);
• на левой нижней - белая блузка 36-го размера (предпоследний
рисунок);
• на правой нижней - белые брюки 32-го размера (2-й рисунок).
Последовательность действий, направленных на раскладку вещей по полкам, ребёнок